Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запросы о правовой помощи по делам о терроризме и экстремизме





Порядок взаимодействия правоохранительных органов России с зарубежными компетентными органами и должностными лицами уже во многом определился и начинает реализовываться в условиях международной практики уголовного преследования.

К примеру, запрос о производстве процессуальных (следственных) действий направляется через:

1) Верховный суд РФ – по вопросам, касающимся судебной деятельности ВС РФ;

2) Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением ВС РФ;

3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности – в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласования с прокурором;

4) Генеральную прокуратуру РФ – во всех остальных случаях (ч.3 ст. 453 УПК РФ).

Постановке и решению некоторых вопросов проблемы именно «международного взаимодействия» в сфере уголовного судопроизводства также посвящены отдельные работы и научные статьи.

По результатам изучения названных источников, а также материалов практики, связанной с направлением запросов о правовой помощи, производством следственных действий на территории иностранного государства, направлением и исполнением запросов о выдаче лица и т.п., нам представляется возможным определить взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства в рамках международного правового поля как – обусловленную ситуацией производства по делу и осуществляемую в рамках международного сотрудничества уголовно-процессуальную и организационно-тактическую деятельность надлежащих субъектов уголовного преследования соответствующих государств, использующих приданные им силы и средства в целях выявления преступлений, их расследования, судебного рассмотрения и реализации приговоров, а также иных действий и решений.

Одной из форм такого взаимодействия в связи с проводимым уголовным преследованием и «необходимостью производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных Кодексом» (п.1 ст. 453 УПК РФ) является запрос – Международное следственное поручение (МСП).

Международное следственное поручение определяется как «мандат судебных властей одной страны иностранным судебным властям на выполнение вместо себя определенных действий» (Ев­ропейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам). Базовыми положениями для его составления и реализации являются нормы ст. 454 УПК РФ – «Содержание и форма запроса» и ст. 457 УПК РФ – «Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи».

В число этих «определенных действий» могут быть включены любые процессуальные действия, необходимые для получения доказательств, и прежде всего такие как допрос свидетелей, обвиняемых; проведение обысков выемок и др. Кроме того в МСП могут запрашиваться экспертные отчеты и предметы, необходимые для предъявления в качестве доказательств.



Практика знает шесть основных принципов, следуя которым составляется международное следственное поручение. Эти принципы в различных документах излагаются по-разному, но в целом обеспечивают правовое основание для взаимодействия по вопросам борьбы с международной преступностью.

В УПК РФ «отображение» этих принципов в той или иной мере можно найти в ч.3 ст. 453; ч.2 ст. 457; ч.1. ст. 462; ч. 3 ст. 464 и некоторых других.

1. Исполнение следственного поручения согласно процедуре запрошенного государства. Данное положение реализуется в случае применения принципа lex fori к рассмотрению исковых заявлений. Оп­ределенные следственные действия, как исключение, могут быть выполнены согласно процедуре запрашивающего государства, если это не нарушает законы запрошенного государства.

2. Двойная подсудность. Принцип означает, что правонарушение, указанное в следственном поручении, должно быть наказуемо согласно закону запрошенного государства таким же образом, как если бы оно было совершено в этом государстве. Данный принцип применяется тогда, когда должны быть выполнены такие серьезные процессуальные действия, как обыск, выемка.

3. «Ne bis in idem» (не дважды за одно и тоже). В международном следственном поручении могут отказать, если оно касается дела, которое уже слушалось. Действие этого принципа распространяется и на случаи, ко­торые в данное время являются предметом расследования в зап­рошенной стране.

4. Особенности. Принимаемые меры и (или) доказательства и документы, передаваемые во исполнение международного следствен­ного поручения, могут использоваться только в связи со слушани­ями, относительно которых поручения были выданы. Поэтому следственное поручение должно определять затронутое пра­вонарушение.

5. Отказ от исполнения в случаях совершения политических правонарушений. Это общепринятый принцип, который имеется в законодательстве по экстрадиции. Ограничение очень часто распространя­ется также и на правонарушения, имеющие военный, религиозный или ра­совый характер.

6. Отказ от исполнения в случае противоречия выполняемых действий государственной политике. В исполнении международного следственного поручения может быть отказано, если имеется вероятность того, что это будет противоречить государственной политике, безопасности или суве­ренитету запрошенного государства.

Согласно п.1 ст. 453 УПК РФ, в случае необходимости производства на терри­тории иностранного государства допроса, выемки, обыска, осмотра, судеб­ной экспертизы или иных процессуальных (следственных) действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их произ­водстве компетентным органом или должностным лицом иностранного го­сударства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности. Как известно, запрос о производстве процессуальных (следственных) действий направляется через: 1) Верховный Суд РФ; 2) Министерство юстиции РФ; 3) МВД РФ, ФСБ РФ; 4) Генеральную прокуратуру РФ.

Запрос и приобщаемые к нему документы переводятся на официаль­ный язык того государства, в которое они направляются.

Международными договорами установлено, что необходимость в МСП возникает, как правило, в тех случаях, когда по уголовному делу нужно выполнить отдельные процессуальные и иные действия. Например, в МСП могут со­держаться просьбы о проведении обыска, допроса обвиняемых, свидете­лей, экспертов, о пересылке и вручении документов и др. Кроме того, из других государств могут поступать МСП и по поводу осуществления уго­ловного преследования.

Таким образом, в случае проведения на территории иностранного государства следствен­ных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ, суд, прокурор, следова­тель, орган дознания поручают их производство соответствующим органам иностранного государства, с которым имеется договор или международное соглашение об оказании правовой помощи.

Однако взаимодействие по оказанию правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения. Оно допустимо и тогда, когда нет такого документально оформленного соглашения. Но в этом случае вступают в действие общие правила достижения межгосударственных договоренностей по дипломатиче­ским каналам. Основными из которых являются вежливость и взаимность.

В качестве примеров такого взаимодействия могут послужить следующие случаи из международной практики.

Следственным органам в ходе расследования преступления в сфере банковской дея­тельности на основании собранных доказательств, с учетом информации о возможных способах учреждения и регистрации компании «Тгаlink Associates Limited» требовалось предпринять меры по сбору доказа­тельств на территории острова Мэн, находящегося под юрисдикцией Вели­кобритании. Договор об оказании правовой помощи с Великобританией Россией не подписан.

МСП о проведении ряда следственных действий было направлено в Центральное управление МВД Великобритании, так как именно оно координирует деятельность по рассмотрению запросов о взаимопомощи, не попадающих в сферу действия двусторонних догово­ров о правовой помощи, конвенций. Поручение Российской стороны было исполнено.

Другой типичный пример. По уголовному делу, предварительное расследование по которому велось в Следственном комитете при МВД России, Генеральной прокуратурой России в Центральное управление МВД Великобритании было направлено МСП о про­ведении ряда следственных действий. Для того чтобы это поручение было исполнено в Лондоне, в Посольство РФ поступила просьба предоставлять по каждому такому МСП следующие гарантии:

а) материалы, полученные российской стороной в результате исполнения за­проса, не будут без согласия на то англичан использоваться для иных це­лей, помимо указанных в запросе;

б) любые заявления или показания лиц, полученные по запросу в силу следственных полномочий британских ком­петентных органов, не будут без согласия британской стороны использо­ваться в качестве доказательств против этих лиц.

Такого рода требования являются обоснованными, поскольку вытекают из законодательства Великобритании. При отсутствии в настоящее время Договора о правовой помощи не предоставление упомянутых гарантий существенно затрудняет взаимодействие по уголовным делам компетентных лиц и органов правоохранительной системы России и Великобритании.

В соответствии со ст. 454 УПК России и договорами о правовой помощи, МСП должно быть оформлено надлежащим образом. В нем указываются:

а) наименование органа, от которого исходит запрос;

б) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

в) наименование уголовного дела и характер запроса;

г) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, вклю­чая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименова­ние и место нахождения;

д) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

е) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Под запросом о правовой помощи по уголовным делам понимается оформленный в соответствии с международным договором Российской Федерации документ (ч.1 ст. 454 УПК РФ), направляемый в соответствующий орган должностному лицу иностранного государства с просьбой осуществить определенные процессуальные действия по уголовному делу.

Как известно, в статьях гл. гл. 53 и 54 УПК РФ и международных договорах РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам наряду с термином «запрос» используется термины «поручение» (Конвенция о правовой помощи 1959 г...\Литература для гиперссылок\Литература для 4 темы\ЕК о правовой помощи 1959 год.docx Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.)..\Литература для гиперссылок\Литература для 4 темы\Минская конвенция.docx и «просьба» (Конвенция о выдаче 1957 г.)...\Литература для гиперссылок\Литература для 4 темы\ЕК о выдаче лиц.docx. Данные термины, а именно: «запрос», «поручение», «просьба» применительно к рассматриваемой сфере правоотношений имеют одинаковое смысловое значение и употребляются как синонимы.

Запрос подписывает должностное лицо, его составившее (ч.1 ст. 454 УПК РФ), а также должностное лицо федерального органа государственной власти, через который в соответствии с его компетенцией, определенной ч. 2 ст. 453 УПК РФ и международным договором РФ, направляется запрос. Запрос заверяется оттиском гербовой печати федерального органа государственной власти, через который он направлен.

При указании наименования органа, от которого исходит запрос, в соответствии со ст. 7 Минской конвенции 1993 г., сообщается также «адрес и другие данные должностного лица, которому должен быть направлен ответ».

Данные о физических лицах, в отношении которых направляется ходатайство, включают: а) их имена и фамилии; б) дату и место их рождения; в) гражданство; г) род занятий, в том числе должность и место работы; д) место жительства или место пребывания (п. 4 ст. 454 УПК РФ).

Сведения о юридических лицах составляют: а) их наименование в точном соответствии с зарегистрированными в установленном порядке уставными документами на русском и английском языках; б) юридический адрес и фактическое место нахождения, если оно не совпадает с юридическим адресом (п. 1 и п.2 ст. 454 УПК РФ).

Такие же данные указываются в отношении индивидуального предпринимателя.

В запросе описываются фабула совершенного преступления, все действия, подлежащие исполнению запрашиваемым государством и последовательность их проведения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения. Например, в поручении о допросе необходимо, кроме того, сформулировать вопросы, которые следует задать допрашиваемому (п. 6 ст. 454 УПК РФ).

Кроме того, указываются способы исполнения поручения (например, необходимость составления протокола следственного действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства, на территории которого оно проводится).

Некоторые международные договоры Российской Федерации предусматривают включение в запрос: а) сведений о сроках исполнения поручения; б) сведений о заявлениях потерпевших по делам частного обвинения; в) других сведений, необходимых для выполнения поручения; г) обязанности вместе с запросом направить текст положения закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу.

При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием, это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны на основании решения Генерального прокурора запрашиваемого государства может быть передано на время производства следственных действий.

На него распространяются гарантии, предусмотренные ст. 9 Минской конвенции. При этом должны быть соблюдены два условия:

во-первых, указанное лицо продолжают содержать под стражей;

во-вторых, оно подлежит возвращению в установленный срок.

Передача на время лица не производится:

1) если не получено его согласие на такую передачу;

2) в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;

3) если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.

В странах Содружества МСП составляется на русском языке, однако, если есть возможность их перевода на национальный язык государства, в которое направляется поручение, приобщается и перевод. При направлении МСП в страны дальнего зарубежья поручение и все приобщаемые к нему документы переводятся на государственный язык запрашиваемой страны. Перевод заверяется подписью и оттиском печати.

От полноты, четкости, конкретности и ясности направляемых МСП зависит результативность их исполнения.

Так, в ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам сказано, что «в поручении о правовой помощи должно быть указано: наименование запрашивающего и запраши­ваемого учреждений; наименование дела, по которому запрашивается пра­вовая помощь; имена и фамилии обвиняемых; содержание поручения, описание фактических обстоятельств совершенного преступления и его юридическая квалификация».

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Албания о право­вой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам, а также в других договорах о правовой помощи.

Анализ практики направления МСП и их исполнения показывает, что в зависимости от обстоятельств конкретного уголовного дела, в них целесообразно включать сле­дующие сведения:

1) подробное наименование запрашивающей организации, ее адрес­ные данные и почтовые реквизиты;

2) подробное изложение цели ходатайства и его обоснование (по под­твержденному практикой опыту в содержании описательной части МСП, по возможности, нужно ссылаться на конкретные доказательства, которые в копиях должны к нему приобщаться);

3) данные на лиц, упомянутых в ходатайстве (имена полностью, место и дата рождения, известные адреса, гражданство и т. п.);

4) описание преступлений, полное изложение статей уголовного зако­на, соответствующих этим деяниям, включая их санкции;

5) любые даты, имеющие значение для дела, информацию о причинах срочности (например, когда обвиняемый содержится под стражей);

6) если МСП направляется в связи с производством обыска и наложением ареста на имущество, необходимо сообщать полные данные об искомых предметах;

7) подробное описание всех правил конфиденциальности;

8) подробное описание (перечень) показаний и документов, которые необходимо получить, и список вопросов, которые следует задать;

9) пожелание запрашивающей стороны, если оно имеется, об участии ее представителей в производстве следственных действий (консул, следо­ватель и т. д.);

10) описание особенностей процессуальной стадии, в которой нахо­дится уголовное дело на момент направления ходатайства, с изложением статей уголовно-процессуального закона, регулирующего эту стадию;

11) при необходимости получения документов и сведений о банковских операциях – точное наименование банковских учреждений, их отделений, номеров счетов (с приобщением копий имеющихся в распоряжении предва­рительного следствия документов, из которых усматриваются сведения о запрашиваемых банковских счетах).





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. II. Психокоррекция как один из методов психологической помощи
  2. А к административной и гражданско-правовой - и юридическое тоже.
  3. Административно-правовое регулирование управление иностранными делами.
  4. Административно-правовое регулирование управления внутренними делами.
  5. Административно-правовой договор
  6. Административно-правовой статус благотворительных организаций 1 страница
  7. Административно-правовой статус благотворительных организаций 10 страница
  8. Административно-правовой статус благотворительных организаций 11 страница
  9. Административно-правовой статус благотворительных организаций 12 страница
  10. Административно-правовой статус благотворительных организаций 13 страница
  11. Административно-правовой статус благотворительных организаций 14 страница
  12. Административно-правовой статус благотворительных организаций 15 страница

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.