Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области специальной практики, требующие использования психодиагностики





 

В современной психологической науке под психодиагностикой понимается: область психологии, изучающая методологию, теорию, методы, методику, технику и практику постановки психологического диагноза. В различных областях существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, образовательной, клинической и т. д.). Образовательная психодиагностика использует разнообразные психологические методики, к этой области должны быть отнесены те тесты, которые создаются в соответствии с психометрическими требованиями, но предназначены не для оценки способностей или черт личности, а для измерения успешности усвоения учебного материала (тесты успешности). Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного. Профессиональная психодиагностика: профориентация и профотбор невозможны без использования и развития диагностических методик.

Помимо этих частных вопросов в психодиагностике существуют и более общие, универсальные вопросы, решение которых составляют предмет общей психодиагностики, к ним относятся:

1) методологические, теоретические и конкретно методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;

2) методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения;

3) дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

 

5.Психодиагностика и смежные направления исследований: дифференциальная психология, психометрия, психологическая оценка.

Психодиагностика (от греч. psyche - душа,diagnosis - распознавание) - наука и практика постановки психологического диагноза. Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область

профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования и профессионального мастерства. В этой связи к психодиагностике и к психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Представим и рассмотрим эти требования в виде принципов психодиагностики.

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Если речь идёт о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей. Исключения составляют лишь случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментально исследования, но и в этом случае, как правило,



не рекомендуется указывать в публикациях имена и фамилии испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надёжных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям. К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Независимо от того, кто занимается

психодиагностикой – профессионал или любитель, обязательно при её проведении соблюдение следующих морально-этических норм:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной, или медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо

предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

 

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители имеют право знать результаты тестирования ребёнка.

6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам тестирования.

7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике

психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях,

пользующихся ими.

1.3 Краткие характеристики психодиагностических методик.

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Создание, описание и научное признание права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идёт рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств. Дело в психологии, как науке, поправляется по той причине, что в начале XX в. в ней были официально признаны и приняты те

требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в наиболее развитых современных науках. Это требование операционализации и верификации. Под операционализацией понимается требование, согласно которому при ведении новых научных понятий обязательно необходимо чётко указывать на конкретные процедуры, приёмы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту.

1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

• субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в

интерпретации ответов на них;

• эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой

надежности и сравнимости результатов.

1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

3. Объективно– манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Дифференциальная психологияраздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах. Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение — к экспериментальным методам. П

Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.

Дифференциальная психология решает 2 задачи

выделение индивидуальных различий Интегральная индивидуальность

объяснение их происхождения. Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой. Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта. Психометрист Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа. Карл Пирсон, Генри Кайзер, Джордж Раш, Джонсон О'Коннор, Фредерик Лорд, Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии. Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положении и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

Психологическая оценка (psychological assessment) Цель Психологической оценки - оценить индивидуума в отношении специфической проблемы или проблем Последние могут включать вопросы психического здоровья, интеллектуального функционирования, недостаточной обучаемости и школьных проблем, специальных способностей, функционирования личности, поведенческой, эмоциональной и социальной сфер Специалист в области оценки разрабатывает гипотезы, опираясь на информацию о прошлом, текущем и прогнозируемом будущем поведении в конкретных ситуациях Психологи используют документальные материалы, проективные методики, объективные методы и материалы интервью и структурируют эту информацию в виде отчета Роль Психологической оценки возросла в ходе Первой мировой войны Психологи взяли на себя ответственность оценить интеллектуальное функционирование огромного количества новобранцев С этой целью использовались диагностические процедуры и наиболее передовые на то время статистические методы. существует два основных типа интервью. В структурированных интервью конкретные вопросы задаются для получения конкретной информации. Эти интервью отличаются тщательной разработкой порядка предъявления таких вопросов. Чтобы убедиться в релевантности и однозначности трактовки ответов респондентов, интервьюер использует дополнительные проверочные вопросы. В интервью с открытой формой вопросов интервьюер предлагает интервьюируемому побеседовать о чем-либо. Эта беседа может касаться любой темы и носить поначалу довольно общий характер. Интервьюер использует либо воспроизводимый по памяти, либо письменный контрольный список вопросов или областей, которые должны быть охвачены в ходе беседы. Если к.-л. области пропускаются интервьюируемым, интервьюер задает по ним более прямые вопросы или переводит ход беседы в русло обсуждения этой специфической области. Важной переменной оценочного процесса является использование психол. тестов. Некоторые из них считаются «объективными». Такие тесты часто называют методами «карандаша -и- бумаги». Обследуемого чел. просят ответить на специфические вопросы, и затем эти ответы оцениваются. Они сравниваются с ответами известных групп людей. Другой группой методов оценки является проективные методики. Еще одной областью использования П.о. является органические мозговые синдромы. Психолога часто просят определить наличие мозговых дисфункций и, если такие дисфункции имеют место, влияют ли они на интеллект и/или личность, и в какой степени. Гештальт - тест Бендер измеряет способность индивидуума к воспроизведению определенных геометрических изображений либо путем их непосредственного копирования, либо по памяти. Этот тест часто используется при оценке органических мозговых дисфункций. Многие оценочные процедуры предназначены как для индивидуального, так и для группового проведения. Проблемы при использовании групповых процедур возникают, когда нормы и стандарты, разработанные для одной группы, применяются к группе с отличным жизненным опытом или иными возможностями в получении образования. Методы групповой оценки наиболее эффективны при использовании с целью получения обобщенных грубых оценок, за которыми затем может следовать более индивидуализированная оценка. Люди, попадающие в условия новой культуры, существенно отличающейся от их родной культурной среды, часто демонстрируют отставание в ответах, касающихся сведений или знаний, необходимых в новой жизненной среде. По этой причине они могут квалифицироваться как лица со сниженным интеллектом или с эмоциональными нарушениями. Однако их заниженные результаты часто связаны не с недостаточной интеллектуальной способностью и зрелостью личности, а с недостатком информации и опыта. В конце 1970-х, ряд штатов ввел ограничения на использование процедур оценки интеллекта у групп меньшинств. Исследования и опыт 1970-х и 1980-х гг. показали, что формы поведения, на которые опирается поведенческая оценка, часто подвержены влиянию факторов, недоступных прямому наблюдению. В частности, мотивация к специфическим формам поведения не всегда поддается прямому наблюдению. В понимании текущего, как и в прогнозировании будущего поведения, также важно применять ист. подход. Поэтому оценка интеллекта, специальных способностей и специфических областей функционирования продолжает опираться в значительной степени на результаты соответствующих специфических тестов.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что является предметом психолого-педагогической диагностики?

 

2.Что такое психологическая оценка?

 

3.Какие смежные направления исследований в психодиагностике вы знаете?

 

4. что такое психометрия?

 

5. что такое дифференциальная психология?

Рекомендуемая литература

 

1.Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1,2- М.,2003.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В. 6т.- М.,1984.

3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.

4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. – СПб.,2003.

5. Гуревич К. М., Что такое психологическая диагностика. – М., 1985.

6. Диагностика психологического развития./ под ред. И.Шванцары – Прага, 1978.

7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – СПб.,1999.

8. Кабанов М.И., Личко А.Е. Методы психодиагностики и коррекции в клинике. – Л.Медецина,1983.

9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.,1985.

10. Немов Р.С. Психология. в т.3 – М, 2001.

11. Общая психодиагностика. / под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М., - 2003.

12. Психодиагностика: проблемы исследования. / под ред. Гуревича К.М.-М.,1997.

13. Психодиагностика и школа. / под ред. Гуревича К.М. – Таллин, 1980.

14. Проблемы диагностики умственного развития учащихся. – под ред. З.И. Калмыковой. – М., 1997.

15. Собчик Л.Н. введение в психологию индивидуальности (теория и практика психодиагностики). – М.,1997.

16. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.