КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Познавательные процессы
Есть еще одно профессионально важное личностное качество учителя, высоко ценимое и учителями, и школьниками, но не так часто проявляющееся у современных педагогов.Этоумение влиять своими личностными качествами на личность других людей (персонолизация). Если учитель влияет своей духовностью на духовное развитие учащихся, вносит вклад в это развитие, то учащиеся "принимают" его как личность, и в этом случае достигается духовная общность педагога и его воспитанников. Для этого, учитель, во-первых, он должен хорошо представлять себе личностные особенности и духовные потребности своих воспитанников. Во-вторых, сам учитель должен быть высокоразвитой в духовном отношении личностью, имеющей собственные взгляды, убеждения, отношения к окружающему, устремленной к большим жизненным целям, идеалам и сумевшей развить свою индивидуальность. Охарактеризованные выше личностные качества учителя не даются ему от природы в готовом виде. Некоторые из этих качеств вначале имеются у учителя лишь в виде природных задатков, которые затем под влиянием и в процессе профессиональной деятельности развиваются в личностные качества. Необходимо иметь в виду, что раннее проявление отдельных из указанных выше качеств свидетельствует о наличии у тех, у кого они проявляются, педагогического призвания.
.
Ощущение – это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств, предметов и явлений (свойственно и человеку и животному, находится на сенсорной стадии развития организма). Функция ощущения – это своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и внутренней среды. У разных видов животных разные ощущения. Возникновение ощущения: нервные проходящие пути
Раздражение происходит по физическим законам. При повреждении любого отдела ощущение не возникает. Виды ощущений: а) контактные: - органические (например внутренние боли), рецепторы находятся на внутренних органах, они создают чувство комфорта (сытость, отсутствие боли) или чувство дискомфорта (болевые ощущения, голод, жажда); эти ощущения не доходят до сознания, они диффузные и аффективные (эмоциональные), Сеченов назвал эти ощущения «тёмным чувством»; - кинестетические (ощущение движения), рецепторы находятся в мышцах и связках, формируются автоматически и регулируются на подсознательном уровне; также рецептор – внутреннее ухо (вестибулярный аппарат); - кожные (прикосновение какого-либо предмета к коже), кожными ощущениями являются сложные рецепторы: • давление; • боль; • тепло и холод, эти рецепторы неравномерно расположены по всей коже; - вкусовые рецепторы, рецепторы находятся на языке, нужны для приёма пищи. б) дистанктивные: - зрительный рецептор – сетчатка; - слуховые рецепторы (находятся в жидкости улитки); - обонятельные рецепторы (находятся в носовой полости, необходимы при приёме пищи). Законы ощущений.
1. Все ощущения обладают порогом ощущения. Выделяют три порога ощущения: - нижний абсолютный нижний порог ощущения, минимальная величина раздражителя, вызывает едва заметное ощущение; у человека очень низкие пороги ощущений; например адаптированный к темноте глаз воспринимает семь квантов света, если бы глаз был более чувствителен, мы могли бы видеть химические процессы, происходящие в наших глазах; - верхний абсолютный порог – максимальная величина раздражителя, ещё вызывающего ощущения данной модальности (далее человек чувствует боль и происходит повреждение органов чувств); необходимо воздерживаться от сильных раздражителей; - дифференциальный порог – минимальные различия между двумя раздражителями, вызывает едва заметное различие ощущений; ощущение меняется не пропорционально силе раздражителя; сила ощущения растёт гораздо медленнее, чем величина физического раздражителя (например, одновременный укол двумя иголками на определённом расстоянии, воспринимается, как один). 2. Адаптация – это приспособленность органов чувств к внешним условиям; в зависимости от жизненной важности ощущений, адаптация разных видов ощущений будет протекать по-разному; наиболее сильная адаптация наблюдается обонятельных и тактильных ощущений (палочки отвечают за ночное зрение, колбочки за дневное), значительно меньшая – слуховых и кодовых, минимальная – к органическим ощущениям.
Восприятие. Это отражение в целом предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие не является суммой ощущений. В каждом акте восприятия присутствует несколько видов ощущений, среди которых основным является ощущение движения (также зрительные, кожные). Помимо этих ощущений в актах восприятия присутствует память, мышление и воображение. Эксперимент: В первой серии эксперимента на неподвижную ладонь кладутся небольшие предметы, глаза закрыты и спрашивают, что чувствует человек. В этой серии по кожным ощущениям могли распознать только некоторые свойства предмета: давление, плоскость. Это соответствовало уровню сенсорной психики. Во второй серии эксперимента можно предмет ощупать. В этой серии могли распознать форму, поверхность. Происходило восприятие предмета в целом, участвует память. Это соответственно уровню восприятия. Память. Это запечатление, сохранение, последовательное распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Функция памяти – невозможно развитие без памяти; она позволяет сохранить и использовать в дальнейшем свой прошлый опыт. Память делится на виды: - по времени хранения информации: • сенсорная – обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (несколько секунд); в это время решается вопрос в ЦНС о необходимости привлечения внимания к этой информации; • кратковременная память – обеспечивает оперативное удержание информации в течение небольшого времени, без повторения (около одной минуты); в кратковременной памяти может удержаться ограниченное количество информации; по методике изучения кратковременной памяти, норма запоминания существительных слов 7±2 из десяти; учителем не рекомендуется давать больше семи единиц информации; • долговременная память – обеспечивает продолжительное удержание знаний, умений, навыков; объём и время хранения долговременной памяти не ограничен, чем чаще человек пользуется информацией, тем больше она запоминается; • оперативная память – направлена на удержание промежуточных результатов; • генетическая память – информация, содержится в генах (передаётся по наследству), она не поддаётся изменению; - по предмету запоминания: • двигательная – запоминание движений (танцы, спорт, худ. творчество), способствует лучшему развитию; • эмоциональная – память на эмоции; эмоциональная память является наиболее прочной; если эмоции сопровождают любое запоминание, то оно будет более прочным; на эмоциональной памяти основана эмпатия, способность сочувствовать человеку, сопереживать ему; эмпатия необходима актёрам; • образная – запоминание образцов восприятия: зрительный, вкусовой, звуковой и т.д.; • словесно-логическая – запоминание логического материала.
Процессы памяти: - запоминание – самый важный; - сохранение; - воспроизведение.
Виды запоминания: • непроизвольное – когда не ставится цель запоминать что-то, а запоминание происходит само собой; • произвольное – ставится цель. Исследования психологов доказали, что при определённых условиях непроизвольное запоминание является более эффективным. Активная мыслительная деятельность с тем материалом, который нужно запоминать (совмещать теорию с практикой). Запоминание может быть – без понимания смысла.
Правила логического запоминания. 1. Нельзя запомнить большой объём материала, а, следовательно, стоит разбить материал на составные части; 2. Работая с частями, необходимо выявить главную мысль каждой части (субъект, объект и предикат); 3. Выделяем наиболее важные мысли и составляем план; 4. Учим план и по этому плану раскрываем его содержание. Сохранение/удержание в памяти полученной информации. Процесс сохранения требует повторения. Правила повторения: - необходимо повторять с интервалами; - повторение должно быть активным (нужно пробовать вспомнить самому); - использовать эффект края (лучше запоминается первая и последняя информации), наиболее важную информацию повторять в начале и конце; - повторять лучше с утра и вечером перед сном. Воспроизведение. Процесс воссоздания образов, предметов или информации, которая была запомнена ранее. Уровни воспроизведения: - узнавание – воспроизведение с опорой на восприятие; - собственно воспроизведение – без опоры на восприятие; - припоминание – протекает в условиях частичного забывания, требует волевых усилий.
Мышление. Это процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Или отражение связи между предметами и явлениями. При помощи мышления, человек способен познать то, что не дано непосредственно в восприятии. Операции мышления: 1. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные его части; 2. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому; 3. Сравнение – это мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; 4. Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных; 5. Обобщение – это мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по их общим существенным признакам (яблоко, груша, вишня - фрукты). Неумение обобщать – большой недостаток ума. Пример неправильного обобщения: шли два студента в дождь: один в пальто, другой вечером. Здесь слово «шёл» не является обобщающим признаком. Виды мышления по генезису: 1. Наглядно-действительное – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (поменять лампочку), формируется оно от года до трёх лет, в дальнейшем развивается, опираясь на более высшие формы мышления; 2. Наглядно-образное – это вид мышления, характеризующийся опорой на образы представлений. Человек манипулирует образами представления (по памяти). Образное мышление появляется к пяти-семи годам. Образы возникают внутри, они прозрачные и постоянно меняются, так же в них отсутствуют детали. Образами легко манипулировать. В обыденной жизни большинство людей остаются на уровне наглядно-образного мышления. Это мышление является более богатым, ярким, чем словесно-логическое мышление. Наглядно-образным мышлением пользуется искусство и литература; 3. Словесно-логическое мышление – это вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные связи, отношения предметов, явлений и выражается словами. Понятиями занимается наука (понятие квадрата: это прямоугольник, у которого все стороны равны). Общая система определения понятий: Понятие В – квадрат. В = А и Р, где: А – ближайшее родовое понятие; Р – видовые отличия.
Суждение – это форма мышления, отражающая связь между предметами и явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждение бывает истинным или ложным.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определённый вывод. Виды умозаключений: а) индуктивное – это логический вывод от частного к общему; б) дедуктивное – это логический вывод от общего к частному; в) по аналогии – на основе неполных данных делается вывод (обычно ложный). Речь. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека. Знак – любой элемент действительности, опосредствующий нашу деятельность, от свойств которого зависит её выполнение.
Функции и свойства речи. Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая – осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция). Во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: 1. Информационная. Проявляется в передаче знаний. 2. Выразительная (экспрессивная). Помогает передать чувства. 3. Побудительная. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию. Речь как средство мышления выполняет две функции: 1. Сигнификативная – обозначение словом предметов и явлений; 2. Функция обобщения, связанная с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем существенных признаков.
Свойства речи. 1. Содержательность речи. Характеризуется количеством выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительностью и соответствием действительности. 2. Понятность речи. Достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения. 3. Выразительность речи. Связана с её эмоциональной насыщенностью. она предполагает учёт обстановки выступления, ясность произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами. 4. Воздейственность речи. Заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Виды речи. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств. Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц речи, которые можно свести к четырем основным тинам. 1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке. 2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика. 3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык). 4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы. Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.
Восприятие речи. Восприятие речи является сложным психическим актом, в результате которого происходит выделение существенных фонематических признаков (фонем) и игнорирование несущественных звуковых признаков (вариантов). Фонематическими признаками называются то звуковые признаки, изменение которых меняет смысл слова. Выделяя существенные, фонематические признаки, человек слышит их особенно отчётливо, игнорируя несущественные варианты звучаний, которые не меняют смысла слова, человек не обращает на них внимания и фактически не слышит их. Мы не только не понимаем речи на чужом языке, но и не слышим составляющих её звуков. Восприятие. Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов: памяти, мышления, воображения. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Например, воспринимая стол, мы отличаем его от дивана или шкафа, выделяя в нем существенные для стола признаки, отвлекаясь от признаков, не играющих существенной роли. Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет: движения глаз, прослеживающих видимый контур предмета; движение гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д. Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка (глаза или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п. В раннем детстве восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь постепенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоятельность. Восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики. Гипостезия – это противоположное нормальному состояние, выражающееся в понижении восприимчивости к внешним стимулам.
Свойства восприятия. Исследователи выделяют пять основных свойств (качеств) восприятия. Контактность – устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зелёный, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные. Целостность – всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания). Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища. Осмысленность – как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов. Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция – это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).
Восприятие пространства. Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их объёма, удалённости и направления, в котором они находятся. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бинауральное осязание и т. п. Благодаря такому устройству информация от рецепторов дублируется. Каждое из полушарий получает свою несколько отличающуюся картинку. Это явление называется диспаратностью. Восприятие формы предполагает отчётливое различение очертаний предмета, его границ – контура. Благодаря микродвижениям глаз может выделять контур объектов, который связан с контрастом светлот. Если указанных перепадов яркости нет, то в однородном поле зрения восприятие оказывается невозможным. Аккомодация – изменение преломляющей способности хрусталика путём изменения его кривизны. Конвергенция – сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Основную роль в восприятии объёмности и удалённости предметов играет бинокулярное зрение. Удалённые предметы будут казаться меньше в соответствии с линейной перспективой и менее чёткими (воздушная перспектива). При повороте головы близкие предметы движутся в поле зрения быстрее, чем удалённые, и притом в противоположном направлении (эффект параллакса).
Восприятие времени. Время, как и пространство, – одна из основных форм существования материи. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта. В восприятии времени учувствуют различные анализаторы, однако наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестезические ощущения.
Восприятие движения. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения обуславливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, кинестезического, вестибулярного, слухового. Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Ели фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета. Так, мы не видим движение минутной стрелки на часах. Сообщение о наших собственных движениях дают также мышечные ощущения и статолитовый аппарат во внутреннем ухе. Наблюдая движение, человек, прежде всего, воспринимает: 1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.); 2) форму движения (прямолинейное, круговое, дугообразное и т. п.); 3) направление движения (направо, налево, вверх, вниз); 4) амплитуду движения (размах движения); 5) продолжительность движения; 6) скорость движения; 7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, прерывистое). Воображение. Воображение – это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач. Воображение представляет собой опережающее отражение действительности. Но следует заметить, что опережающее отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путём оперирования абстрактными понятиями. Простейшая форма синтезирования – агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединённых качество, свойств, частей. Известна также близкая по форме к агглютинации гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс, как процесс преобразующего отражения действительности. Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и предоставить себе искомый результат. Виды воображения. Воссоздающее воображение, заключающееся в создании образов, объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их словесным описание или изображением. Творческое воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах научно-технической и художественной деятельности. Мечта представляет собой особый вид творческого воображения. Создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта является разновидностью преднамеренного пассивного воображения. Грёзами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Но анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают другие тенденции при активном оперированнии с образами. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: 1) агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей (например, образ кентавра); 2) гиперболизация – мысленное увеличение или уменьшение предмета, а так же изменение отдельных частей; 3) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фразах; 4) заострение – подчёркивание каких-либо качеств отдельных признаков. Основная тенденция воображения состоит в преобразовании образов, обеспечивающих создание модели ситуации новой, ранее не возникавшей.
Функции воображения. Человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В жизни человека воображение выполнят ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, оценки их реализации. Воля. Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделены на произвольные и непроизвольные. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени сложности, но и по степени осознанности. Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Необходимо различать мотивы и само волевое действие. Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.
Структура волевого действия. Не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается, «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Исполнительны и этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
Волевые качества человека и их развитие. Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Важной характеристикой воли является инициативность, заключающаяся в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность — это характеристика волн, которая непосредственно связана с инициативностью. Она проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий к самому выполнению действия. Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека, которая характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |