Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

УПРАЖНЕНИЯМИ


СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

ЛЕКЦИЯ

 

для студентов 1 курса КГУКИ на тему:

«ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

 

2 часа

 

Лекцию разработал:

доцент Чуйко Ю.И.

 

Краснодар – 2012

 

 

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

 

ПЛАН

 

1. Содержание и формы врачебного контроля.

2. Самоконтроль студентов, занимающихся физическими упражнениями.

3. Дневник самоконтроля. Пробы самоконтроля.

4. Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.

 

 

Литература:

 

1. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Сост. В.А.Геселевич. – М.: Физкультура и спорт, 1981.- С.85-147.

2. Принципы оценки физической подготовленности, функциональных возможностей и психологических особенностей организма детей и подростков/ Под ред. С.А.Локтева. - Краснодар: Советская Кубань, 1992.- 112с.

3. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 96 с.

4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Под ред. Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 287с.

 

 

Врачебный контроль (ВК) – раздел медицины, являющийся неотъемлемой составной частью системы физического воспитания. Его цель - содействие развитию физической культуры и спорта.

Задачи ВК:

1. осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом, содействие правильному проведению занятий ф.к. и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным состоянием здоровья;

2. определение состояния здоровья, физического развития с последующими рекомендациями об оптимизации применяемых средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;

3. определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания и проведение мер на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий физическими упражнениями;

4. обоснование средств и методов физического воспитания, разработка более совершенных методов врачебных наблюдений за физкультурниками и спортсменами, гигиенических исследований, диагностики, лечения и предупреждения предпатологических состояний и травм.

Все физкультурники и спортсмены, занимающиеся в спортивных секциях, а также студенты вузов, учащиеся школ и колледжей должны проходить регулярные врачебные обследования.

Ответственность за проведение таких обследований возложена на руководителей спортивных организаций, директоров школ, ректоров вузов, преподавателей, тренеров.



 

Врачебное обследование физкультурников состоит из следующих разделов:

- анамнез;

- оценка физического развития;

- оценка состояния нервной системы;

- оценка состояния сердечно-сосудистой системы;

- оценка состояния системы дыхания;

- оценка состояния систем пищеварения, выделения и эндокринной;

- лабораторные исследования.

Завершается оно составлением врачебного заключения.

 

Анамнез (греч. anamnesis – воспоминание)– расспрос занимающихся для получения следующих сведений: анкетные данные, перенесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, регулярность занятий физкультурой и спортом, наличие спортивных разрядов…

Оценка физического развития проводится по описательным признакам и антропометрическим измерениям.

Описательные: телосложение (астеническое, нормостеническое, гиперстеническое); состояние скелета; развитие мускулатуры; осанка; форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, уплощенная); форма спины (нормальная, круглая, плоская, седлообразная); форма позвоночника, ног (нормальная, О-образная, Х-образная) и стоп (полая, нормальная, уплощенная, плоская); жироотложение.

Антропометрические: рост (стоя, сидя); вес тела; окружность грудной клетки (в спокойном состоянии, при максимальном вдохе и выдохе при вычислении экскурсии грудной клетки); ЖЁЛ; окружность плеча, бедра, голени; силы мышц кисти и спины.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля.

Оценка состояния нервной системы проводится по схеме принятой в клинике нервных болезней с некоторыми дополнениями и включает в себя: расспрос; определение типологических особенностей высшей нервной деятельности; исследование состояния черепно-мозговых нервов; двигательной и чувствительной сферы; вегетативного отдела нервной системы; анализаторов нервно-мышечной системы и биотоков коры больших полушарий головного мозга.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) один из важнейших показателей функционального состояний человеческого организма.

Исследование ССС включает: расспрос (перенесенные заболевания, жалобы); наружный осмотр (окраска кожных покровов, форму грудной клетки); пальпацию (расположение и характер верхушечного толчка); перкуссию (выстукивание границ сердца); регистрация ЧСС; аускультацию (прослушивание тонов и шумов сердца); определение АД; инструментальные методы (электро- и фонокардиография, реография, УЗИ и др.) функциональные пробы.

Функциональные пробы делят на три группы:

- одномоментные (однократная физ.нагрузка – приседания, прыжки, бег и др.);

- двухмоментные (физ.нагрузка дается дважды с перерывом);

- трехмоментные и комбинированные (20 приседаний, 15 секунд - бег на месте в макс. темпе, 3 минуты - бег на месте в темпе 180 шагов в минуту).

Реакция на физическую нагрузку бывает благоприятной (нормотонический тип реакции) и неблагоприятной (гипертонический, дистонический и астенический тип реакции).

Пробы для оценки физической работоспособности основаны на количественной информации об изменениях вегетативных функции в момент выполнения мышечной работы.

Для точного дозирования мощности работы используются велоэргометр, тредбан или восхождение на ступеньку.

В 1947 году Съестранд предложил определять физическую работоспособность по той величине мощности мышечной работы, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Эта величина ЧСС выбрана на том основании, что она характеризует начало оптимальной зоны функционирования кардиореспираторной системы.

В 1958 году Всемирная организация здравоохранения рекомендовала пробу Съестранда для широкого использования.

Оценка состояния системы дыхания проводится путем: расспроса; наружного осмотра; пальпации; перкуссии и аускультации; проведением проб с задержкой дыхания. Функциональное состояние внешнего дыхания характеризуют: ЖЁЛ, максимальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проводимости.

Оценка состояния системы пищеварения осуществляется путем расспроса, осмотра ротовой полости, пальпации области желудка и кишечника, перкуссии печени.

Оценка состояния системы выделения – расспрос, осмотр на наличие отеков, пальпация почек, анализ мочи.

Лабораторные исследования применяются для оценки сдвигов в организме непосредственно после физической нагрузки. Проводится анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, эритроциты, РОЭ, КЩР, соотношение K и Na), мочи (цвет, прозрачность, белок, сахар, лейкоциты, эритроциты и др.), иногда – желудочного сока.

 

2. САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ

 

ВК не будет достаточно эффективным, если его не дополнить самоконтролем.

САМОКОНТРОЛЬ – это самостоятельные регулярные наблюдения занимающегося физическими упражнениями с помощью доступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм этих занятий.

Кроме того, он имеет большое воспитательное и образовательное значение, является показателем сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой.

 

Основные задачи самоконтроля:

1. научить внимательно относиться к собственному здоровью, к гигиене физических упражнений;

2. привить навыки личной и общественной гигиены;

3. обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями;

4. научить регистрировать, анализировать и оценивать получаемые данные и использовать их для определения степени физического развития, тренированности, состояния здоровья;

5. установить тесную связь между студентами, преподпвателем физкультуры и врачом;

6. уточнить и дополнить данные ВК.

 

При самоконтроле используют следующие антропометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки и талии. Кроме того, измеряют ЖЁЛ, ЧД, ЧСС и кистевую динамометрию.

Данные самоконтроля позволяют определить степень физического развития студента, выявить возможное отставание в его физическом развитии или дефектов в телосложении, наблюдать изменения физических качеств под влиянием занятий физическими упражнениями.

Измерения желательно проводить систематически, через определенные промежутки времени. Это позволит видеть динамику показателей физического развития и годичные приросты антропометрических показателей.

Показателями позитивного влияния на развитие студента занятий физическими упражнениями по данным самоконтроля можно считать:

1. бодрое настроение и отличное самочувствие;

2. крепкий, освежающий сон;

3. быстрое восстановление и меньшая усталость при одной и той же физической нагрузке;

4. повышение физической и умственной работоспособности;

5. улучшение аппетита;

6. желание тренироваться и соревноваться;

7. повышение уровня физических качеств;

8. увеличение ЖЁЛ;

9. повышение мышечной массы тела (с учетом годового прироста);

10.урежение пульса в покое;

11.более быстрое восстановление ЧСС после стандартной нагрузки;

12.улучшение спортивных результатов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И ИСКУССТВ. Если сопоставляемые комплекты машин отличаются только основными машинами, а вспомогательные одинаковы | 

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.