Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5

Тема: литературное произведение как художественная целостность.

1. Литературное произведение – разные определения:

 

- Литературное произведение - произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением.

- Текст - печатный, написанный или устный = записанный - не равняется всему произведению в его целом (или "эстетическому объекту"). В произведение входит и необходимый внетекстовый контекст его. Произведение как бы окутано музыкой интонационно-ценностного контекста, в котором оно понимается и оценивается (конечно, контекст этот меняется по эпохам восприятия, что создает новое звучание произведения).

- Литературное произведение в своей полноте событийно именно потому, что оно представляет собою каждый раз снова и снова осуществляемое событие создания созерцания-понимания художественной целостности. Это не готовый, раз и навсегда воплощенный и доступный для потребления смысл раз навсегда созданного целого. Это единство, разделение и общение друг с другом разных жизненных целых и рождающаяся в этом общении энергия поисков смысла. Произведение - это "орган" и "поле" смыслообразования, и заключенный в его границах смыслосозидательный процесс проявляет себя в снова и снова возобновляемых попытках выразить, интерпретировать этот образующийся смысл.

- Акутагава говорил: "Что есть форма, что есть содержание? Как их можно отделять? Это как хлопок. Какая ладонь хлопает первой?" С этой точки зрения художественное произведение есть целостность.

- Художественное произведение представляет собой сложный, многослойный, многоаспектный феномен, глубинный, подтекстовый (концептуальный) смысл которого невозможно передать только в логических понятиях.

- Литературное произведение как целостность — зафиксированный в тексте продукт словесно-художественного творчества, форма существования литературы как искусства слова. В Л. п. своеобразно реализуется всеобщий принцип искусства: отражение бесконечного и незавершенного мира человеческой жизнедеятельности в конечном и завершенном «эстетическом организме» художественного произведения.

- Литературное произведение представляет собой сложное единство многообразных и разнородных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом; ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей, тем более, что одни и те же элементы (реалии, темы, идеи, образы и т. д.) могут выполнять различные

 

2. Структура художественного текста

 

Это “единораздельная цельность” во всем ее потенциале моделирует собой доструктурную, структурную и сверхструктурную данность (А.Ф.Лосев).

1) На основе доструктурного аспекта этой триады, включающего первичные жизненные ориентиры, ценности, впечатления того или иного писателя, начинается конструирование художественного произведения. Так, исходная модель мира А.С.Пушкина – это светлая, пластичная уравновешенная гармония Космоса. Хаотические, неясные, уходящие во мглу явления его не страшат, он надеется свести их на световую гамму своих основных восприятий. Ф.И.Тютчева, напротив, волнует предвечный Хаос, лежащий в основе мироздания, который он страстно ощущает в глубинах своей души и не может с ним справиться.

2) Непосредственно структура художественного произведения есть упорядоченное множество языковых единиц, языковых знаков (в своем единстве и в своей раздельности), которое моделирует реальную действительность.

3) Организующим, “надмодельным” принципом этой структуры, ее исходным элементом, является идея, концепт, который представляет собой подтекстовый аспект художественного произведения, его сущностную характеристику. Она в своей основе выше всякого структурного оформления, трудно поддается логическому учету и формализации, составляет над-структурную данность и свидетельствует о том, что художественный текст не есть только структура. Неслучайно в древности художественное произведение трактовалось как нечто мистическое, магическое, божественное; в нем усматривалось сочетание рационального и иррационального.

3. Категория целостности

относится не только ко всему эстетич. организму, но и к каждой его значимой частице, поскольку каждый и макро- и микроэлемент несет в себе особый отпечаток целостного худож. мира. Это, конечно, не означает простого «вкладывания» всего целого в любую его часть, при к-ром к.-л. микроэлемент Л. п. рассматривается как модель целого. Речь идет о сложной и многоплановой системе мотивировок и внутр. связей, где конкретная значимость отд. составного элемента определяется тем, какие связи и мотивировки он вбирает в себя в процессе развертывания целого. Целостность Л. п., т. о., не конструируется из заранее готовых компонентов, т. к. специфич. элементы Л. п. не существуют до него, а создаются в процессе творчества как моменты становления художественного целого.

- Целостность литературного произведения представляет собой внутреннее взаимопроникающее единствоформы и содержания. Предмет худож. освоения (человеческая жизнь) становится содержанием Л. п., лишь полностью облекаясь в словесную форму. Лишь то из действительности, что стало словом, становится содержанием Л. п. В свою очередь, речевой материал превращается в худож. форму лишь постольку, поскольку в него «переходит» содержание, поскольку он всецело проникается непосредственно жизненными значениями, т. е. поскольку слово становится жизнью.

- На основе такой взаимопереходности диалектика содержания и формы конкретизируется в структуре Л. п., составляющих его значимых элементах и структурных слоях. Каждый структурный слой характеризуется отношениями составляющих его единиц (ритмических, сюжетных и т. п.) и их целесообразной последовательностью, а результативным объединением этих «горизонтальных» взаимосвязей является композиция Л. п.; она определяет не только объединяющее взаимодействие всех частей Л. п. в его последоват. развертывании, но и особые исторически изменяющиеся формы его завершенности, организации начала и конца Л. п., его особого пространственно-временно́го строения

- Обобщающим выражением содержат. единства Л. п. является художественная идея, выступающая и как формообразующий принцип, организующий целостность и завершенность Л. п. Внутр. единство идеи-концепции Л. п. и создающей его творч. деятельности м. б. выражено категорией автор и связанными с ней понятиями авторской позиции, форм выражения авторского сознания и т. п.

- Органич. целостность Л. п. — это всегда личностная целостность, в каждом моменте своем обнаруживающая присутствие в творении творца, присутствие создающего завершенный худож. мир автора. Однако эта субъектная организация Л. п. несводима к писательской субъективности. Худож. мир Л. п. включает в себя, внутренне объединяет и субъекта высказывания, и объект высказывания, и — в определенном смысле — адресата высказывания, «читателя», как одного из неявных, но неизменных компонентов Л. п. При этом в зависимости от различного характера «встречи», точек пересечения субъекта и адресата высказывания по-разному конкретизируются и сюжет, и герои Л. п., и вообще предмет эстетич. изображения.

- Важной ценностной характеристикой целостности Л. п. является индивидуальный стиль, в к-ром гармонически разрешаются противоречия между организованностью и органичностью, субъективностью и объективностью, необходимостью и неповторимостью; конструктивно организованное целое оказывается в то же время органич. единством, а худож. необходимость, когда ничто в произведении не может быть изменено или смещено, становится формой осуществления творч. неповторимости, подлинной оригинальности художника. Стилевая неповторимость отд. Л. п. как закономерно согласованного единства всех составляющих его элементов возникает, во-первых, на устойчивой основе предшествующих форм лит.-худож. сознания (закрепленных прежде всего в лит. родах и жанрах) и, во-вторых, на столь же исторически закономерной основе худож. метода, в к-ром выявляется авторская концепция мира и его творч. преображения.

- Элементарное определение художественного целого как сложного единства составных частей должно быть конкретизировано с учетом разнокачественной природы подобных единств, прежде всего развиваемого общей теорией систем принципиального противопоставления организованного конструктивного целого поэтому Белинский называл «органической системой» или «органическим целым». Чтобы ориентировать литературное произведение среди этих различных типов, необходимо выяснить особый характер присущих ему отношений между частью и целым.

- Не случайно, выдвигая по отношению к поэтическому произведению основное требование: «...произведение искусства должно быть развито и завершено в качестве органической целостности», Гегель считал необходимым особо подчеркнуть: «...завершенность и замкнутость в поэзии мы должны понимать одновременно и как развитие, членение и, следовательно, как такое единство, которое по существу исходит из самого себя, чтобы прийти к действительному обособлению своих различных сторон и частей». Именно поэтому все размышления о том, как выделять и рассматривать составные элементы и стороны литературного произведения, неминуемо приводят к вопросу об особой природе литературно-художественного целого, моментами становления и развития которого являются все эти «части».

- Целостность возникает, таким образом, на границе двух содержаний: личности писателя и вне его находящейся действительности,— она возникает как одновременно принадлежащая этой личности и объективно предстающая перед ней, переводящая личность и действительность в новую форму специфически художественного бытия.

- Целостность художественная - многоуровневое единство литературного произведения, несводимое к "сумме" составляющих его элементов и неразложимое на них без остатка, зафиксированное в тексте и обладающее собственным художественным миром, являющимся пространством встречи автора, героя и читателя. В основе восходящего еще к Платону представления о единстве литературного произведения было понимание его как вещественной, материальной данности, подобной другим "вещам", созданным человеком. По Аристотелю, "целое есть то, что имеет начало, середину и конец"

- Несмотря на очевидную неотождествимость античных, средневековых, ренессансных концепций Ц.х., в них обнаруживается нечто общее. Это понимание произведения как конструктивного, а не органического Ц. Напротив, взгляд на произведение как органическое целое в системе шеллингианской эстетики означает и теснейшую взаимосвязь всех частей произведения, несоизмеримую с соподчиненностью частей сколь угодно сложной конструкции, так и идею бесконечности, неисчерпаемости произведения. Уточняется и древняя аналогия произведения и организма: Ц.х. осознается как духовная органичность (И.В.Гете), подобная личности. Подход к изучению Ц.х. со стороны ее духовно-органического аспекта позволяет не отождествлять художественную реальность с историческими и биографическими событиями, но постигать авторское видение мира, породившее эту реальность. Недостаточность же такого подхода состоит, однако, в неопределенности отношений между поэтическим мира произведения и читателем.

- Существует еще один уровень Ц.х. - интерсубъективный. В отличие от самодостаточной биологической целостности, художественная целостность существует не вне и помимо нас, а в качестве интерсубъективной реальности. Самый существенный момент этого интерсубъективного уровня Ц.х. составляет духовная встреча автора и читателя. Именно читательское сознание, будучи незаместимым моментом Ц.х., реализует ее незавершенность, обеспечивая тем самым жизнь литературного произведения как явления культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Инфекционные заболевания кожи. Сепсис | Литературное произведение как целостность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.