Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Полиция в условиях нарастания революционного движения и зарождение нелегальных политических партий на рубеже XIX–XX вв





Полиция царской России своей организацией и характером деятель­ности соответствовала авторитарному политическому режиму. Ее глав­ная задача - охрана самодержавия. Однако не следует преувеличивать политизированность российской полиции. Надо отметить, что в XIX в. во всех странах: мо­нархических и республиканских, авторитарных и демократических вла­сти повсеместно рассматривали полицию как инструмент сбора инфор­мации, вмешательства и провокации, особенно в рабочей среде. Обеспе­чение политической стабильности входило составной частью в понятие общественного порядка, будь он республиканским или монархическим.

Важнейшим из структурных подразделений Министерства являлся Департамент полиции. В 1902 г. он состоял из 8 делопроизводств.

Пер­вое делопроизводство занималось делами личного состава, финансами, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских поддан­ных, о нарушениях государственной границы.

Второе - вопросами орга­низации полицейских учреждений, разработкой законопроектов МВД, наблюдением заточным исполнением законов на местах, за питейными заведениями.

Третье- наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей.

Четвертое в 1902 г. было переименовано в Седь­мое.

Пятое делопроизводство составляло доклады к Особому совеща­нию, решавшему вопросы об административной высылке лиц, на кото­рых не было достаточно улик для привлечения к судебной ответствен­ности.

Шестое занималось разработкой основ фабричного законода­тельства, контролировало соблюдение постановлений, определявших положение еврейского населения, вело борьбу с фальшивомонетниче­ством.

Седьмое делопроизводство осуществляло наблюдение за доз­нанием, проводившимся губернскими жандармскими управлениями.

Центральное место в структуре Департамента занимал Особый отдел, который заведовал внутренней и заграничной агентурой, негласным наблюдением за корреспонденцией частных лиц, организацией розыс­ка по политическим вопросам и др. В начале столетия в разные годы отдел возглавляли Л. А. Ратаев, С. В. Зубатов, Е. К. Климович. В годы первой русской революции на базе Особого отдела было создано Чет­вертое делопроизводство

В сфере наблюдения Департамента полиции оказываются практически все партийные организации: пролетарские, мелкобуржуазные, крупной буржуазии, монархические, действовавшие в России и за границей. Велось наблюдение за деятельностью центральных, окружных, губернских комитетов политических партий, за подготовкой и проведением съездов, конференций, совещаний, за партийными изданиями, исполнением решений съездов. Были заведены специальные дела об отношении отдельных партий к Государственной думе, устанавливалась слежка за деятельностью фракций в Думе, за партийной пропагандой в армии и на флоте, среди крестьян. Департамент стремился иметь всеобъемлющую информацию как о жизни партий в целом, так и о каждой их организации.



Свои основные функции Департамент полиции и его Особый отдел осуществляли через подведомственные им местные учреждения. Ими были:

¨ губернские жандармские управления (ГЖУ),

¨ областные жандармские управления (ОЖУ),

¨ жандармско-полицейские управления железных дорог (ЖПУ ж.д.),

¨ розыскные пункты (часть которых была впоследствии переименована в охранные отделения),

¨ районные охранные отделения (РОО 1907—1914 гг.).
Подчиняясь Департаменту полиции в своей наблюдательной и оперативно-розыскной деятельности, эти учреждения по строевой, хозяйственной, инспекторской линиям были подведомственны Отдельному корпусу жандармов.

Главными органами политической полиции в конце XIX- начала XX вв. были

· Отделения по охранению общественного порядка и спо­койствия («охранки») и

· Отдельный корпус жандармов.

В 1906-1907 гг. их деятельность была регламентирована Положением о районных охранных отделениях и Положением об охранных отделениях. Органы полити­ческой полиции в своей работе использовали различные средства, мето­ды внутреннего и внешнего наблюдения.

Положение предусматривало тесные контакты в деятельности охранных отделений и жандармских управлений, однако организационного объединения этих двух систем органов политического сыска не произошло.

Для борьбы с революционными центрами за рубежом Департамент полиции активизировал свою заграничную агентуру. В начале XX в. центром этого аппарата стал Париж, Российское консульство во Франции.

Заграничная агентура Департамента полиции активно сотрудничала с соответствующими органами Франции, Англии, Германии и других государств.

Временные правила о печати (указы от 24 ноября 1905 г., 18 марта и 26 апреля 1906 г.) провозглашали отмену общей и духовной цензуры.

Но значение этой прогрессивной меры существенно снижалось введением целого ряда требовании и условий, при наличии и соблюдении которых могло быть выдано разрешение на издание печатного органа.

Так, следовало сообщать административным властям о цели издания, его программе. Административные власти могли наложить запрет на издание и возбудить уголовное дело против издателей, редакторов и авторов.

Уже в 1906 г. - начале 1907 г. началось массовое преследование демократической печати - запрещение изданий, наложение штрафов, возбуждение судебных дел.

За 1906-1911 гг. были закрыты 978 газет и журналов. За 1907- 1910 гг. аресту подверглись 1236 книг.

4 марта 1906 г. был издан указ "О временных правилах о собраниях". Позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но только "не почитаемые публичными", т.е. такие, на которых присутствуют только члены законно существующего общества или союза. Для устройства публичных собраний устанавливалось много существенных ограничений. Публичные собрания могли проводиться только с разрешения административных или полицейских властей. В выдаче разрешения могло быть отказано, если устройство собрания могло угрожать "общественному спокойствию и безопасности".

Нарушение установленных "правилами" порядков влекло за собой роспуск собрания и различную ответственность, вплоть до уголовной.

Временными правилами об обществах и союзах, подписанными 4 марта 1906 г., были разрешены профсоюзы. Но их создание и деятельность, как уже указывалось выше, были ограничены различными требованиями и условиями. Министру внутренних дел давалось право закрывать общества и союзы, если их деятельность "признается им угрожающей общественному спокойствию или безопасности".

Проект устава общества или союза должен был представляться на утверждение административным властям. В случае если усматривалось, что деятельность общества или союза отклонилась от устава, общества или союзы могли быть запрещены.

В годы реакции рабочие профсоюзы подверглись жестокому преследованию. Многие из них были закрыты. Преследовались и другие легальные рабочие организации - культурно-просветительские и т.п. Всего с 1906 по 1910 г. было закрыто около 500 профсоюзов, число членов легальных союзов сократилось за 1907-1909 гг. с 246-250 тыс. до 13 тыс.

Таким образом, царизм в годы реакции в значительной мере сократил права и свободы, завоеванные в первой русской революции, но ликвидировать их в полной мере не посмел.

Особое место в системе органов политической полиции занимал Отдельный корпус жандармов.

Отдельный корпус жандармов был создан на основании «Положения о Корпусе жандармов», изданного 28 апреля 1827 года (должность шефа жандармов была учреждена 25 июня 1826 года).

По инспекторской, строевой и хозяйственной части Отдельный корпус жандармов входил в систему Военного министерства.

По «наблюдательной части», организации и ведении политического розыска, проведению дознаний и другим вопросам учреждения Отдельного корпуса жандармов (губернские жандармские управления, охранные отделения и др.) подчинялись III Отделению собственной Его Императорского Величества канцелярии (3 июля 1826 года — 6 августа 1880 года), а затем Департаменту полиции Министерства внутренних дел (6 августа 1880 года — 4 марта 1917 года).

Офицерский состав корпуса жандармов формировался в основном из младших (не выше капитана или ротмист­ра) армейских офицеров. Жандармы относились к элитной части поли­тической полиции, и хотя отношение к жандармам в обществе было не­однозначным, служба в жандармерии считалась престижной. Эффектив­ность работы политической полиции, несмотря на высокий профессио­нализм сотрудников, значительность средств, затраченных на ее содер­жание, оценивалась низко.

Сферы деятельности общей и политической полиции разграничи­вались. Но если охранные отделения и жандармские управления не под­чинялись никому кроме Департамента полиции, то общая полиция обя­зывалась выполнять поручения учреждений политической полиции: про­изводство обысков, прием пьяных для вытрезвления, мертвых для погре­бения, поддержание обвинения и сбор дополнительных сведений и т. д. Известная второсортность в оценке значения общей полиции, дополни­тельная подчиненность при отсутствии каких-либо связанных с этим дополнительных прав вызывали раздражение руководителей общей по­лиции и приводили к серьезным трениям между этими полициями на разных уровнях.

С августа 1902 г. в городах с особенно сильным противоправительственным движением стали создаваться розыскные отделения, переименованные позднее в охранные отделения.

Политический розыск осуществляли агенты наружного наблюдения (филеры) и секретные агенты, которые действовали внутри антиправительственных организаций.

Надо сказать, что компетенция охранных отделений и жандармских управлений была четко разграничена (законодательно, во всяком случае): жандармы занимались производством дознаний по политическим преступлениям, а охранные отделения - исключительно оперативно-розыскной деятельностью по этим же делам.

Но между Департаментом полиции, которому подчинялись охранные отделения, и Отдельным корпусом жандармов существовали серьезные противоречия, вызывавшиеся, прежде всего, независимостью жандармерии. Подчинялись эти ведомства товарищу министра, заведующему полицией, но сам этот факт не объединял их, поскольку жандармерия как военная организация была, как уже говорилось, совершенно независима от невоенного Департамента. И жандармы всячески стремились сохранить свою независимость и исключительность. Поэтому на местах были достаточно нередки случаи конфликтов и противоречий даже между жандармерией и охранными отделениями, не говоря уже о конфликтах между жандармами и общей («наружной», как ее называли) полицией.

Служба наружного наблюдения была создана задолго до организации Департамента полиции. Она состояла в основном из филеров-агентов, которые имелись при учреждениях как уголовного, так и политического сыска. Однако с ростом революционного движения, созданием нелегальных политических партий подобного рода разобщенность уже не могла устроить полицейские власти. Первой попыткой укрепления службы наружного наблюдения и ее централизации было создание в 1894 г. при Московском охранном отделении для успешной борьбы с «неблагонадежным элементом» и тайными органи­зациями был организован особый «Летучий отряд» филеров.

В момент создания отряд насчитывал 30 человек, и на его содержание отпускалось 19800 руб. в год. Отряд был организован при Московском охранном отделении, но по указаниям Департамента полиции филеры отряда командировались в различные губернии для наблюдения за «революционным элементом». Потребность в услугах отряда росла, и в январе 1901 г. его состав увеличивается еще на 20 человек, а на его содержание дополнительно ассигнуется 12000 руб.

Летучий отряд находился на привилегированном положении. Основная часть его сотрудников имела большой опыт работы, знала свое дело. Однако поездки и командировки нередко вызывали осложнения, главным образом в связи с заносчивостью столичных филеров.

В 1902 г. при реорганизации системы политического сыска и создании розыскных пунктов Летучий отряд при Московском охранном отделении был расформирован, основная часть личного состава была распределена по новым розыскным пунктам, а 20 квалифицированных сотрудников вошли в состав отряда, образованного при Департаменте полиции. В октябре 1902 г. была разработана «Инструкция филерам Летучего отряда и филерам розыскных и охранных отделений». Она состояла из 21 пункта. Ею пользовались вплоть до 1907 г., когда она была заменена двумя новыми инструкциям.

У истоков реорганизации филерской службы, нацеленной на выполнение новых, более сложных задач, вставших перед политическим сыском в конце XIX в., стоял тогдашний заведующий наружным наблюдением в Московском охранном отделении Евстратий Павлович Медников.Именно он играл ключевую роль как в непосредственном руководстве этой службой впоследствии в Департаменте полиции, так и в выработке основных методов наблюдения, подготовки и обучения филерских кадров.

В период революции 1905 г. на отряд при Департаменте возлагаются все новые обязанности, растут расходы, отпускаемые на его содержание. 28 марта 1906 г. в одной из докладных записок Департамента полиции отмечалось, что содержание отряда стоит дорого и что «существование его является ненормальным и не соответствующим назначению Департамента полиции как центрального учреждения». В связи с этим отряд предлагалось расформировать, а средства направить на усиление «розыскных и наблюдательных средств» охранных отделений и розыскных пунктов. Положение с наружным наблюдением на местах все более тревожило чинов Департамента полиции. Данные ревизий, сообщения с мест свидетельствовали о слабой подготовке филеров, низких моральных и профессиональных качествах, слабой заинтересованности в службе. В годы революции наблюдался уход наиболее опытных филеров в связи с тем, что опасность их работы возрастала, а вознаграждение оставалось прежним, положение семьи в случае потери кормильца никак не обеспечивалось. Как вольнонаемные служащие, они не пользовались правами и льготами чинов полиции. Стремясь навести порядок в этой службе, Трусевич собирает пожелания опытных руководителей, которые считают необходимым создание центральной школы для подготовки филеров, чтобы последние не пользовались «одними рутинными приемами наблюдения, а умели найтись во всякой обстановке и не останавливались в случае надобности перед сыскными приемами». Ответы начальников охранных отделений сводились к тому, что «главный недостаток современного состава филеров —
недостаточное умственное развитие их, отсутствие инициативы, находчивости, малое знакомство с приемами наблюдения в условиях настоящего времени, неимение часто авторитетного и опытного руководителя».

При непосредственном участии Трусевича и Еремина в феврале 1907 г. разрабатывается и рассылается начальникам охранных отделений Инструкция по организации наружного наблюдения, утвержденная Столыпиным

Она касалась исключительно деятельности филеров. Почти одновременно разрабатывается и рассылается Инструкция начальникам охранных отделений, касающаяся их деятельности по организации наружного наблюдения. В Инструкции были учтены многие пожелания местных полицейских властей, касающиеся состава, подготовки,
деятельности филеров. Предпочтение отдавалось строевым запасным нижним чинам унтер-офицерского звания, не старше 30 лет. Среди необходимых качеств филеров перечислялись: благонадежность, честность, трезвость, ловкость, смелость, сообразительность, выносливость, терпеливость, настойчивость, осторожность, дисциплинированность, крепкое здоровье, особенно крепкие ноги, хорошее зрение, слух, память, неброская внешность. Филерами не могли быть лица польской и еврейской национальности.

Заботясь о качественном составе агентов наружного наблюдения, директор одновременно ставит перед министром внутренних дел вопрос лучшего обеспечения филеров, повышения их статуса для закрепления на службе.

Наибольшее число филеров было в столицах и городах с рабочим населением и студенчеством.

В революционных кругах довольно быстро вырабатываются свои методы обнаружения агентов, умение избегать встреч с ними, уходить из-под наблюдения. В результате эффективность службы наружного наблюдения довольно заметно снижается.

Высшие полицейские власти вновь проявляют недовольство этой службой. Низкий профессиональный уровень филеров особенно сказывается, когда наблюдение идет за опытными революционерами. Явно не справляется служба наружного наблюдения в рабочих поселках и селениях.

Департамент беспокоит, что служба наружного наблюдения продолжает оставаться слабой в небольших городах, в сельской местности, в связи с чем он постоянно рекомендует приобретать вспомогательных агентов среди местных лавочников, писарей, приезжающих торговцев, коммерческих агентов, книгонош и т.д.

В конце 1909 г. создается довольно внушительная комиссия по реорганизации наружного наблюдения из специалистов политического розыска Департамента полиции и Петербургского охранного отделения. После долгих споров «за» и «против» в декабре 1910 г. был вновь создан Центральный филерский отряд при Петербургском охранном отделении. В него вошло 28 человек. Задача отряда была сформулирована следующим образом: «охрана императорских величеств во время путешествий и пребывания вне постоянных резиденций и выработка практическим путем приемов наружного наблюдения, отвечающих современному моменту и тактике революционеров.

Коренных изменений в этой службе не произошло, а усиление террористической деятельности партии эсеров привело к
тому, что первоначальное назначение отряда — «охрана императорских величеств» выходит на передний план.

Хотя филерская школа не была создана, филеры центрального отряда должны были пройти определенную подготовку. Им давались общие объяснения по темам: человек, общество, семья, государство, закон; образ правления в России и Западной Европе; что такое преступление и виды преступлений; общие понятия о партиях: РСДРП, эсеры, анархисты — и конечные цели революционных партий; что такое социализм, коммунизм, анархизм. Их натаскивали по географии, учили черчению, чтению топографических карт, знакомили с фотографиями членов боевых дружин, они изучали формы студентов учебных заведений, овладевали умением дать словесный портрет, делать грим, а также элементарными знаниями немецкого и французского языков. Филеры отряда периодически выезжали в командировки по России и за границу для наблюдения за членами революционных организаций.

Несмотря на принятые меры службе наружного наблюдения, в условиях нового оживления революционного движения, начавшегося в 1912 г., все сложнее стало справляться со своими обязанностями. Это объяснялось прежде всего возросшей опытностью членов революционных организаций и их умением конспирироваться: выбирать более удобные квартиры для жилья и собраний, знание города, проходных дворов и т.п.

Институт провокаторства





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.