Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий




Как следует из содержания данной лекции, образование и развитие современных корпоративных структур осуществляется на базе концентрации и централизации капитала. Первоначально концентрация капитала проявилась в укрупнении предприятий за счет привлечения дополнительного капитала и рабочей силы, затем за счет слияния простых структур, превращения их в более сложные на основе горизонтальной и вертикальной интеграции и диверсификации производства. В современных условиях в отечественной экономике сохраняется тенденция стремления хозяйствующих субъектов к объединению усилий посредством слияния капиталов различных функциональных форм. Высококонцентрированный и интегрированный капитал способствует позитивным сдвигам в экономике, делая возможным осуществление финансирования инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и научно-технических достижений. Концентрация и интеграция капитала выражается в возникновении новых рыночных субъектов, основанных путем объединения различных форм капитала как промышленного, торгово-посреднического, банковского, страхового, инвестиционного и т.д. - в единую корпоративную структуру. На смену финансовому капиталу приходит новая форма интегрированного капитала - финансово-промышленный капитал - результат объединения в целях усиления влияния на промышленное производство и получения стабильного денежного потока в процессе инвестирования. Данное объединение представляет собой не разнородную сумму индивидуальных капиталов, а специфическую систему капитала, наделенного новыми свойствами, в т.ч. измененным характером движения и формой кругооборота. При этом разнородные индивидуальные капиталы в единой экономической системе дают отдачу, большую чем их суммы при самостоятельном функционировании. В системе финансово- промышленного капитала осуществляется расширенное, равномерное по всем направлениям воспроизводство в целях достижения рыночного равновесия в замкнутой макросреде. Роль финансово-промышленного капитала определяется синхронизацией прооизводства и потребления, возможностями концентрации ресурсов и их переориентацией в нужное время и направление, способностью воспроизводить свою стоимость, аккумулировать значительные доходы. Осуществление совместной деятельности, особая внутренняя среда, складывающаяся в процессе взаимодействия различных функциональных форм капитала, позволяют рассматривать финансово- промышленную группу и как экономическую систему финансово-промышленного капитала, и как внутреннюю организацию, наделенную особыми свойствами и механизмами действия.

Корпорация может нами рассматриваться как инструмент интеграции промышленного и банковского капитала. Общие принципы функционирования корпорации в современной России наиболее наглядно можно рассмотреть на примере такой формы организационно-правового объединения хозяйствующих субъектов, получивших такое название в российском праве, как финансово-промышленные группы (ФПГ). Рассмотрим порядок формирования и функционирования ФПГ.

Целью создания финансово-промышленной группы должно стать получение мощных источников финансирования расширенного воспроизводства. Состав ФПГ может быть рассмотрен как иерархическая пирамида, имеющая в своей основе производительную деятельность, вершиной которой является финансовое ядро, обеспечивающее аккумуляцию и направление финансовых ресурсов; промежуточное положение занимает иерархия взаимоотношений, обеспечивающая информационную и интеллектуальную деятельность.

Финансово-промышленная группа - сложная экономическая структура, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются на основе договоров и устава, размеров вложенного капитала, места в технологической цепочке. В условиях внутренней организации появляется возможность снижения расходов по поиску потенциальных участников технологической цепочки и заключения контрактов, ускорения процесса обмена продукцией и информацией. Совершенствование корпоративного управления в целом и повышение эффективности организации и деятельности финансово-промышленных групп при преимуществах централизованного управления движением денежных средств позволит приблизить механизм перелива капитала ФПГ к механизму движения капиталов на финансовых рынках.

В отечественной практике определились следующие типы слияний возникающих финансово-промышленных групп: по происхождению капитала, по технологическому признаку и характеру производственных связей, по территориальному признаку, по признаку легитимности.

Среди банковских ФПГ различаются: ФПГ с подконтрольными промышленными предприятиями (конгломерат), горизонтальная «банковская» ФПГ с инвестиционной компанией в центре, вертикально интегрированная банковская ФПГ.

В соответствии с технологическими признаками и характером производственных связей выделяются горизонтальные слияния (объединение предприятий одной отрасли), вертикальные слияния и диверсифицированные образования (конгломераты).

В условиях отсутствия четко налаженных кооперационных связей организация производства новой, сложной, а тем более конкурентоспособной продукции в рамках одного предприятия - задача тяжеловыполнимая, если не сказать - невозможная. Как один из возможных подходов решения этой проблемы - создание финансово-промышленной группы.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных (объединений). Обязательным должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Кроме них в состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

 

Такое объединение хозяйственных субъектов позволяет решать задачи:

- повышения конкурентоспособности и эффективности производства;

- создания рациональных производственных и кооперационных связей;

- увеличения экспортного потенциала;

- ускорения научно-технического прогресса за счет консолидации корпоративных

усилий и объединения всей ресурсной базы.

Формирование финансово-промышленных групп в России можно рассматривать с двух точек зрения: как механизм государственной поддержки и инструмент промышленной политики, с одной стороны, и в качестве естественного рыночного механизма повышения эффективности через концентрацию производства, кооперацию и специализацию в рамках более совершенной организационной структуры, с другой. Формирование финансово-промышленных групп имеет свои преимущества. К ним относятся:

- снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характер за счет объединения капитала;

- возможность создания мощной материально-финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;

- расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и странах СНГ, развития социальной сферы;

- перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;

- стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижение инфляции;

- возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонной комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;

- концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции, между несколькими ФПГ за государственные заказы;

- диверсификация предприятий и организация оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ, что частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы.

Основная цель создания финансово-промышленных групп в России - снижение предпосылок для продолжения кризиса и стагнации производства, создание предпосылок для повышения эффективности функционирования предприятий.

В Росси создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях необходимо постоянно ее совершенствовать.

Организационно-правовые формы ФПГ и состав участников могут быть разнообразными в зависимости от этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, положением на рынке. Предприятия - участники ФПГ объединяются вокруг коммерческого банка, промышленного предприятия. ФПГ различаются по следующей классификации:

- по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;

- по масштабам деятельности - региональные, национальные, международные;

- по степени диверсификации - моно- и многопрофильные;

- по формам производственной интеграции - горизонтальные, вертикальные, конгломераты.

Вертикальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т.е. функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл - от добычи сырья до выпуска готовой продукции, доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.

Горизонтальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем двух и более предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей производства, попыткой укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформировавшихся ФПГ.

Наряду с интеграцией в современной российской экономике развиваются и процессы диверсификации крупных корпоративных структур. Эти процессы в промышленности способствуют ослаблению монополизма посредством перелива капитала в различные отрасли, расширения специализации производства. При этом значительно увеличивается реальная и потенциальная конкуренция, оказывающая понижающее или повышающее влияние на установленные монопольные цены. Функционирование отраслей улучшается с появлением на отраслевом рынке диверсифицированных корпораций, обладающих внешними и внутренними источниками финансирования. Таким образом, можно сделать вывод о положительной роли диверсификации в построении и укреплении межкорпоративных отношений и развитии позитивных тенденций на отраслевых рынках.

Диверсификация - 1) проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. 2) В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.).

Как инвестиционная стратегия, диверсификация направлена не на максимизацию прибыли, а на уменьшение риска и рост фирмы, т.к. капитальные вложения направляются прежде всего в расширение производства.

Стратегии диверсифицированного роста реализуются при невозможности развития корпорации на определенном рынке в пределах отрасли с данным продуктом. К таким стратегиям относятся: стратегии горизонтальной, центрированной и конгломеративной диверсификации.

Стратегия горизонтальной диверсификации - поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей принципиально новой технологии. При этом корпорация ориентируется на производство такой технологически несвязанной продукции, которая определение использовала бы уже имеющиеся возможности. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.

Стратегия центрированной диверсификации - поиск и использование имеющихся в существующем производстве дополнительных возможностей для выпуска новой продукции. Новое производство возникает исходя из возможностей, имеющихся в используемой технологии, на освоенном рынке, а существующее производство остается центральной частью бизнеса.

Стратегия конгломеративной диверсификации - расширение за счет производства продукции технологически несвязанной с производимой ранее, а также реализуемой на новых рынках.

Под влиянием процессов диверсификации формируются конгломеративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства с финансовым контролем со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления. Причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы в конкуренции.

По мнению некоторых ученых, весь комплекс работ, связанный с созданием финансово-промышленной группы (с определенной долей условности) можно сгруппировать в два самостоятельных блока организационно-экономических решений:

Первый - обоснование необходимости формирования ФПГ, создание инициативной группы предприятий - учредителей ФПГ, принятие решения о создании ФПГ и ее центральной компании, подготовка учредительных документов и их регистрация в органе местной администрации;

Второй - разработка организационного, технико-экономического проекта формирования финансово-промышленной группы. В соответствии с действующим положением подготовка такого проекта обязательна, и только на ее основе ФПГ может быть включена в государственный реестр высокоинтегрированных производственных структур. Процедура регистрации ФПГ осуществляется в Министерстве экономики РФ.

Основные правовые положения ФПГ сформулированы в Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» 1995 г., в Указах Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» 1996 г., «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» 1993 г., Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра финансово-промышленных групп» 1994 г. В этих нормативных документах раскрывается понятие ФПГ, ее возможные учредители, целесообразность создания центральной компании ФПГ как рабочего органа группы и ее важнейшие функции, перечень возможных мер государственной поддержки и т.д.

На сегодняшний день продолжается совершенствование существующей нормативно-правовой базы соответственно быстро изменяющимся экономическим условиям. Набирающие темп процессы укрепления вертикали государственной власти позволяют государству наконец-то обратить внимание на проблемы развития крупных отечественных производителей. Укрепление мощи государства, стабилизация национальной экономики дают реальные возможности разрабатывать различные механизмы и инструменты государственной поддержки крупного отечественного бизнеса, что является не только необходимым элементом развития национальной экономики, но и даже элементом обеспечения национальной безопасности.

 

Лекция 7. Механизм функционирования корпорации (объединений предприятий)

Содержание данной лекции позволяет выявить роль технологической цепочки в эффективности менеджмента корпорации. Организация технологической цепочки - комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с функционированием этой ТЦ. В ходе организации технологической цепочки должно быть рассмотрено и решено максимально возможное количество различных вопросов, что позволит избежать каких-либо недоразумений в дальнейшей деятельности корпоративной структуры. Организация технологической цепочки заключается в следующем: согласование организационной схемы; согласование плана эффективности; поиск инвестора (как правило, банк в структуре ФПГ); подготовка и согласование нормативных документов; определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия; утверждение даты начала функционирования технологической цепочки; подписание договоров; назначение управляющего технологической цепочки; получение денежных средств и начало функционирования.

Процесс организации ТЦ, как неотъемлемый этап цикла управления, направлен на повышение эффективности функционирования создаваемой ТЦ, поэтому в процессе управления взаимодействуют специалисты различных служб, что полностью соответствует концепции горизонтальной корпорации. Таким образом, на этапе организации создаются предпосылки для успешного освоения технологии и функционирования производственного процесса в рамках технологической цепочки с минимальным риском.

Мотивация участников конкретной технологической цепочки - это процесс побуждения участников к деятельности для достижения общих целей ТЦ и ФПГ. Таким образом, каждый из участников ТЦ должен четко представлять цель функционирования ТЦ, а также должен знать, что он получит при выполнении своих задач внутри ТЦ. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Мотивация, построенная на негативе, недостаточна. Необходимо создавать конструктивную атмосферу внутри коллектива. Когда атмосфера внутри коллектива позитивна это само располагает к работе. Основная идея мотивации в том, что очень многое люди способны понять, если им объяснить. Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований.

Современная теория мотивации делает упор на определении перечня и структуры потребностей людей. Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджер технологической цепочки использует внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Для стимулирования предприятий, действующих в рамках технологической цепочки, необходимо на организационном этапе провести распределение совокупной прибыли среди предприятий таким образом, чтобы каждое предприятие, каждый руководитель и простые рабочие были заинтересованы в конечном результате деятельности всей ТЦ.

Для достижения целей мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. В качестве основы мотивации можно использовать теорию ожиданий, которая основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда - результаты - вознаграждение». Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

Чтобы предъявлять высокие требования к менеджменту и персоналу, необходимо адекватно оплачивать работу. Но параллельно с ростом зарплаты повышается спрос с работников - дисциплина, объем работ. В итоге на предприятие приходят работники более высокого уровня, а те, кто в таких условиях работать не может, - уходят. Аналогичные процессы можно проследить и на уровне отдельных предприятий - участников технологической цепочки корпорации. Понятие стимулирования тесно связано с понятием вознаграждения. С позиций теории мотивации следует выделять два вида вознаграждений: внутренние и внешние. К внутренним относится, например, чувство удовлетворения результатом работы. Материальное стимулирование относится к внешним вознаграждениям, которые, в отличие от внутренних, возникают не от самой работы, а даются предприятием.

Целью мотивации участников корпоративной структуры является повышение эффективности технологической цепочки за счет вложения части прибыли в «интерес к производству» как работников корпоративных структур, так и самостоятельных предприятий-участников. Именно мотивация отдельных самостоятельных предприятий- участников корпоративной структуры позволяет добиться конкурентных преимуществ, интеграции и минимизации затрат за счет специализации.

Формирование корпоративных объединений предполагает наличие каких-либо общих корпоративных интересов различных субъектов хозяйствования. Наиболее сближающими из этих интересов являются условия совместного ведения бизнеса, участие в едином технологическом бизнес-процессе, что предполагает создание, совершенствование и вовлечение новых участников в единую технологическую цепочку.

Технологическая цепочка - упорядоченная в процессе выполнения операций по совместному ведению бизнеса совокупность юридических лиц, осуществляющих производственную и иную деятельность по разработке, изготовлению и продвижению конечного продукта технологической цепочки в рамках полного технологического цикла.

Полный технологический цикл - совокупность технологических операций, выполняемых в определенной последовательности, начиная с переработки сырья, необходимых и достаточных для изготовления конечного продукта.

Сырье - исходные по отношению к циклу материалы, из которых в рамках технологического цикл изготавливается конечный продукт.

Конечный продукт - продукция (продукт, услуга), предназначенная для Определение потребления внешними по отношению к циклу юридическими или физическими лицами.

Следовательно, в рамках полного технологического цикла сырье, подвергнутое переработке по определенной последовательности технологических операций, «превращается» в конечный продукт.

Цели объединения предприятий в технологические цепочки:

1. Повышение эффективности функционирования за счет того, что каждый из участников технологической цепочки заинтересован в конечном результате.

2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны финансовых институтов (кредиторов) заключается в контроле за деятельностью управляющей компании.

Технологические цепочки - это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для эффективного осуществления цикла управления в технологической цепочке одним из актуальных вопросов является изучение совместной деятельности, поскольку руководству корпорации, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия внутри технологической цепочки, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологическом цикле.

Руководству технологической цепочки необходимо изучение совместной деятельности для того, чтобы решить дилемму: участвовать или нет в едином технологическом цикле, а также, справедливо распределить прибыль от совместной деятельности. Поскольку предприятия в технологических цепочках являются юридически независимыми, для руководства возникает необходимость количественно оценить качество взаимодействия. Эта необходимость вызвана тем, что в настоящее время каждое предприятие за просчеты своих партнеров вынуждено расплачиваться собственными деньгами.

Для осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями- участниками управляющей компании.

В технологической цепочке руководитель конкретного предприятия не зависит от руководителя проекта в административном порядке, поэтому руководитель проекта должен иметь другие рычаги воздействия на руководителя предприятия.

Одним из таких рычагов может быть процедура распределения прибыли от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от предприятия к проекту, оговоренное в Уставе предприятия.

Технологические цепочки как объект управления. Функционирование технологической цепочки - это сложный многогранный процесс, требующий управления. Основным критерием для оценки качества управления является эффективность функционирования технологической цепочки. Для оценки эффективности необходимо определить систему показателей и описать алгоритмы для их расчета. Необходимо не только рассчитать значение эффективности, но и проанализировать ее составляющие. Под эффективностью понимается результат, подводящий некий итог деятельности за определенный период. Результату предшествует процесс функционирования, в ходе которого на предприятиях производится продукция, осуществляется ее реализация внешним потребителям. Поскольку технологическая цепочка представляет собой функционирующую систему, она подразумевает определенную специфику в осуществлении управления. Для осуществления управления функционированием технологической цепочки должна быть создана определенная система коммуникаций между руководящим органом корпорации и технологическими цепочками, образованными в группе, которая бы учитывала эту специфику. Такая система коммуникаций называется системой управления.

Основная цель планирования, функционирования технологической цепочки - определение основных задач технологической цепочки, определение схемы взаимодействия, расчет плановых значений основных показателей, изучение кандидатур на утверждение руководителем проекта.

Процесс проектирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется последовательность взаимодействия предприятий-участников технологической цепочки, порядок совершения операций в рамках технологического цикла. Вторым этапом является проектирование календарного плана выполнения проекта, цель которого - установить контрольные цифры по длительности выполнения операций в рамках технологической цепочки. Основой для этого служит информация, полученная в ходе предварительного анализа контрагентов, об оборачиваемости и длительности технологического цикла.

Потенциальные участники технологической цепочки должны предоставить отчетность за несколько периодов. Третий этап - проектирование схемы финансовых потоков.

Основу для расчета планового бюджета технологической цепочки составляет финансовое прогнозирование. Плановый бюджет включает целый пакет документов: прогноз реализации, план производства, прогноз запасов, календарь прямых материальных затрат, прогноз доходов и расходов предприятия, плановый баланс. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования таковы:

1. Составление прогноза продаж различными доступными методами.

2. Составление прогноза переменных затрат.

3. Составление инвестиций в постоянные и текущие активы, необходимые для достижения требуемого объема продаж.

4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.

Планирование схемы финансовых потоков заключается в определении направлений и объемов платежей, осуществляемых при реализации проекта.

Итогом вышеназванных трех этапов становится документ, включающий в себя результаты проектирования - организационный план функционирования технологической цепочки, который позволяет руководству в процессе функционирования технологической цепочки, проводить контрольно-руководящие мероприятия. На основании организационного плана производится планирование эффективности. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. К этим показателям относятся: чистый дисконтированный доход или интегральный эффект, определяемый как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Индекс доходности, представляющий собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений. Индекс доходности тесно связан с чистым дисконтированным доходом. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением чистого дисконтированного дохода: если чистый дисконтированный доход положителен, то индекс доходности больше единицы и наоборот. Если индекс доходности больше 1, производственная схема эффективна, если индекс доходности меньше 1, неэффективна.

Внутренняя норма доходности, представляющая собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям.

Если расчет чистого дисконтированного дохода дает ответ на вопрос, является ли технологическая цепочка эффективной или нет при некоторой заданной норме дисконта, то внутренняя норма доходности определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда внутренняя норма доходности равна или больше требуемой нормы доходы на капитал, инвестиции в данную технологическую схему оправданы. Если сравнение альтернативных вариантов технологической цепочки по чистому дисконтированному доходу и внутренней норме доходности приводят к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать первому.

Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления цикла производства), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Это период (месяц, квартал, год), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты.

Определение ты, связанные с осуществлением производственного процесса, покрываются суммарными результатами его осуществления. Срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.

Наряду с перечисленными критериями можно использовать и другие: интегральную эффективность затрат, точки безубыточности, простая норма прибыли, капиталоотдачи.

На практике эффективность технологической цепочки анализируется в следующем порядке:

1. Сравнивается среднесрочная рентабельность схем со средней ставкой банковского процента за этот период.

2. Схемы сравниваются с точки зрения страхования от инфляционных потерь.

3. Сравниваются периоды окупаемости инвестиций.

4. Сравниваются размеры требуемых инвестиций.

5. Рассматривается стабильность поступлений в ходе функционирования технологической цепочки.

6. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом за весь срок функционирования технологической цепочки.

7. Сравнивается рентабельность инвестиций в целом с учетом дисконтирования.

Решение о принятии или отклонении определенного варианта технологической цепочки принимается в соответствии с определенным набором критериев:

1. Отсутствие более выгодных альтернатив.

2. Минимизация риска потерь от инфляции.

3. Краткость срока окупаемости затрат.

4. Относительная дешевизна проекта.

5. Обеспечение концентрации (стабильности) поступлений.

6. Высокая рентабельность с учетом дисконтирования.

Организация технологической цепочки - комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с ее функционированием. Этот комплекс заключается в следующем:

- согласование организационной схемы;

- согласование плана эффективности;

- поиск инвесторов;

- подготовка и согласование нормативных документов;

- определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;

- утверждение даты начала функционирования технологической цепочки;

- подписание необходимых договоров;

- назначение управляющего технологической цепочкой;

- получение денежных средств и начало функционирования.

Процесс организации технологической цепочки, являясь неотъемлемым этапом цикла управления, направлен на повышение эффективности функционирования проектируемой технологической цепочки. В процессе управления участвуют и взаимодействуют специалисты различных служб, что полностью соответствует концепции горизонтальной корпорации.

На этапе организации создаются предпосылки для успешного освоения технологии и функционирования производственного процесса в рамках технологической цепочки с минимальным риском.

Для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ технологической цепочки необходима мотивация ее участников.

Мотивация участников технологической цепочки - процесс побуждения участников к деятельности для достижения общих целей технологической цепочки в соответствии с корпоративной стратегией в целом. Каждый из участников технологической цепочки должен представлять цель функционирования цепочки, а также знать, что он получит при успешном выполнении задач.

В целях стимулирования предприятий, действующих в рамках технологической цепочки, на организационном этапе проводится распределение совокупной прибыли среди предприятий таким образом, чтобы каждое из предприятий, его руководители и простые рабочие были заинтересованы в конечном результате деятельности всей технологической цепочки. При этом для достижения целей мотивации необходимо воздействие таких факторов, как ощущение успеха, карьерный рост, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей.

В качестве основы мотивации можно использовать теорию ожиданий, которая основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен, что имеется большая вероятность удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения целей.

Любой субъект хозяйствования, участвующий в конкретном созидательном процессе, точно таким же образом нуждается не только в обеспечении интересов, соответствующих его миссии, но и в адекватной мотивации своей более интенсивной и эффективной деятельности.

Разработка соответствующих способов и методов мотивации всех участников технологической цепочки позволит обеспечить соблюдение общих корпоративных интересов без каких-либо возможных ущемлений интересов каждого отдельно взятого участника корпоративного объединения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.