Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Реализация системы корпоративного управления посредством использования тактики слияний и поглощений





Из материалов лекции Вы узнаете, что процесс концентрации капитала корпорации путем привлечения новых инвестиций с помощью размещения акций и других корпоративных ценных бумаг побуждает собственников и менеджеров корпорации постоянно заботиться об ее инвестиционной привлекательности. Таким образом, менеджменту корпорации приходится одновременно решать две задачи: не потерять старых акционеров, которые могут начать избавляться от акций корпорации, если они не приносят доход; привлечь новых акционеров путем выпуска и размещения дополнительных акций.

Механизм корпоративного управления, нацеленный на повышение инвестиционной привлекательности и капитализации корпорации, включает в себя:

- управление акционерным (уставным) капиталом по структуре собственников;

- работа с акционерами (регистрация, расчеты по дивидендам, привлечение к управлению, наблюдение за реестром акционеров и т.д.);

- организация и проведение собраний акционеров;

- выработка и проведение дивидендной политики;

- взаимодействие с профессиональными участниками фондового рынка по движению эмитируемых акций;

- взаимодействие с другими акционерными обществами, холдингами, ФПГ и дочерними компаниями.

В мировой экономике в последние годы высокую динамичность приобрели процессы слияния (поглощения) и распада корпораций. Слияние (поглощение) корпораций обычно осуществляется в виде одного из процессов:

- объединение - соединение корпораций в единую экономическую единицу в результате слияния или вследствие приобретения контроля одной корпорации над нетто-активами и производственной деятельностью другой;

- покупка (приобретение) - процесс, при котором из корпораций, называемая покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной деятельностью другой корпорации, покупаемой в обмен на передачу активов, принятие обязательств или выпуск акций;

- слияние (объединение) долей капитала, при котором акционеры объединенных корпораций осуществляют контроль над всеми или почти всеми общими нетто- активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объединенных корпораций так, что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая.

Поскольку процессы слияния (поглощения) существенно изменяют распределение корпораций на рынках продукции, то с целью предотвращения возможной монополизации, в этих процессах участвует государство, которое особенно внимательно следит за сделками в финансовой сфере, как наиболее важной с точки зрения обеспечения устойчивости национальной экономики.

В определенных случаях действия государства на процессы слияния (поглощения) компаний, например для поддержания эффективного уровня конкуренции, могут стать причиной разукрупнения компаний.



Опираясь на материалы лекции и рекомендованную литературу, разберитесь с

основными терминами в области слияний и приобретений предприятий для пояснения их сущности. В экономической литературе эти понятия представлены следующим образом.

Слияние - объединение, как правило, добровольное, имущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новой компании или поглощения этих компаний одной из них. В случае создания новой компании остальные прекращают существовать и распускаются. Акции новой компании распределяются пропорционально вкладам компаний и их собственников. Капитал новой компании равен сумме активов всех слившихся компаний.

Merger (слияние) - объединение одной или более организаций в их общих интересах. Целью этого является избежание конкуренции, однако в этом случае может потребоваться одобрение Комиссии по монополиям и слияниям (Monopolies and Mergers Commission), а само слияние должно проводиться в соответствии с положениями Кодекса Сити по поглощениям и слияниям (City Code on Takeovers and Mergers). Слияние, в отличие от некоторых поглощений, обычно осуществляется добровольно всеми заинтересованными сторонами.

Merger (слияние) (2) - объединение всего имущества или деятельности нескольких компаний с целью создания нового общества или поглощения всех этих компаний одной из них. В случае создания новой компании прежние вошедшие в ее состав исчезают. В случае поглощения продолжает существовать только поглощающая компания. Пропорционально вкладам сливающихся компаний выделяются акции и доли в прибылях. В первом случае капитал новой компании равен сумме капиталов сливающихся компаний и акции новой компании заменяют старые. Во втором случае поглощающая компания увеличивает свой уставный капитал с соответствующим выпуском новых акций, которые распределяются среди акционеров распавшихся компаний. В некоторых случаях распределяются «премии» за слияние, если в результате этой операции цена акций возрастает.

Термин «слияние» четкого значения не имеет, поскольку в приведенных определениях данный термин толкуется и как объединение, и как поглощение. С целью уточнения значения его под слиянием предприятий можно понимать объединение двух или нескольких предприятий с последующим возникновением нового предприятия путем перехода к нему всех прав и обязанностей всех предприятий, участвующих в сделке, с прекращением деятельности этих предприятий. Иначе говоря, необходимыми условиями оформления сделки слияния предприятий является появление нового юридического лица (при этом новое предприятие образовывается на основе двух или нескольких прежних предприятий) и полное устранение прежних предприятий как юридических лиц. Например, если предприятие A объединяется с предприятием B, то в результате на рынке может появиться новое предприятие C (C=A+B), а предприятия A и B ликвидируются.

Поглощение - форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передав при этом первой все имущество, обязательство, долги. Поглощающая компания в результате такой операции увеличивает свои активы на сумму чистых активов поглощаемой компании, а ее акционерам предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого. Чаще всего поглощение происходит принудительно.

Merger/Takeover (поглощение) - форма слияния, при которой лишь одна из компаний, а именно поглощающая, сохраняет свое юридическое лицо, тогда как поглощаемая распускается. Поглощение рассматривается как прямая передача поглощающей компании всего достояния, обязательств и долгов поглощаемой компании. Таким образом, поглощающая компания увеличивает свой капитал на сумму, соответствующую чистым активам поглощаемой компании; акционерам поглощаемой компании предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого.

Под поглощением понимается объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них «выживает», а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование с передачей всех своих прав и обязанностей остающемуся предприятию. Необходимым условием оформления сделки поглощения предприятий является то, что в качестве юридического лица остается лишь один из участников. При этом новое юридическое лицо не появляется. В российском законодательстве такая ситуация соответствует термину «присоединение» (A=A+B).

Приобретение компании - приобретение одной компании другой компанией путем прямой покупки; такой покупке может предшествовать приобретение, выкуп акций приобретаемой компании.

Acquisition (приобретение) - действие, в результате которого какое-либо лицо становится собственником товаров, услуг или прав. Приобретение означает покупку одной компании другой путем прямой покупки акций или активов, цель которой - получение контроля над другой компанией (собственностью) и участие в ее бизнесе. Изменение юридического статуса компании-цели будет определяться конкретными условиями ее дальнейшего использования. Если приобретающая компания скупает более 50% акций приобретаемой компании, то приобретаемая компания становится дочерней компанией приобретающей компании. Когда приобретаются только активы, покупатель не берет на себя никаких обязательств приобретаемой компании.

Какова связь между поглощением и приобретением предприятий?

Если приобретающая компания покупает 100% акций или активов приобретаемой компании, то такое приобретение может оказаться поглощением. Иначе говоря, термин «приобретение» имеет более широкое значение, чем термин «поглощение».

Merger and acquisition (M & A) - слияние и приобретение.

В экономической литературе часто встречается термин «слияние и поглощение компаний (предприятий)»; однако он требует уточнения. Термин «слияние и приобретение компаний (предприятий)» имеет более широкое значение, нежели термин «слияние и поглощение компаний (предприятий)». Слияние и поглощение компаний является лишь частью процесса слияния и приобретения компаний.

В слиянии и приобретении обычно участвуют две основные стороны, одна из которых является приобретателем, или главной стороной, а вторая - объектом, или второстепенной стороной слияния и приобретения. Как правило, компания (предприятие), выступающая инициатором слияния или приобретения, именуется «компанией- покупателем (предприятием-покупателем)», а компания, являющаяся объектом слияния или приобретения, - «компанией-целью (предприятием-целью)» (иногда в литературе их называют компаниями-продавцами или компаниями-мишенями).

В зависимости от характера объединения компаний целесообразно выделять следующие виды слияний и приобретений: горизонтальные, вертикальные и конгломератные. Кроме этих трех видов существуют еще родовые слияния и приобретения.

Горизонтальные - между компаниями, работающими в одной отрасли; цель слияния и приобретения - расширение доли рынка компании-покупателя, устранение конкурентов, укрупнение бизнеса для повышения его эффективности. В США горизонтальные слияния и приобретения были особенно распространены в начале XX в. Вертикальные - слияние и приобретение компаний в рамках единой технологической цепочки. При этом возможны два варианта: первый - компания-покупатель расширяет свой бизнес на стадию вверх (слияние и приобретение с поставщиком сырья); второй - бизнес расширяется на стадию вниз (слияние и приобретение с конечным потребителем). В первом случае цель - получение доступа к относительно дешевым источникам сырья, во втором - обеспечение рынка сбыта для своей продукции. В США вертикально интегрированные компании активно формировались в 20-е годы, сейчас подобные слияния становятся наиболее актуальны для России.

Конгломератные — объединение компаний из практически несвязанных отраслей. Цель компании-покупателя - диверсификация своих операций, стабилизация прибыли, снижение риска зависимости от изменений деловой конъюнктуры, развитие новых для компании привлекательных видов бизнеса.

Выделяются следующие разновидности конгломератных слияний и приобретений.

- конгломератные слияния и приобретения, направленные на расширение продуктовой линии (product line extension mergers), т. е. объединение неконкурирующих производств, каналов реализации;

- конгломератные слияния и приобретения, направленные на расширение рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции;

- чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности объединяемых компаний.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделять два вида слияний и приобретений компаний.

- национальные - объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;

- транснациональные - объединение компаний, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).

В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию и приобретению компании можно выделить следующие.

- дружественные слияния и приобретения - компания-покупатель делает тендерное предложение (предложение выкупить 95-100% акций компании-цели) менеджменту компании-цели.

- жесткие, недружественные (враждебные) слияния и приобретения - компания- покупатель делает тендерное предложение непосредственно акционерам компании-цели (минуя менеджмент) либо скупает крупные пакеты акций на вторичном рынке. При этом обычно приходится ограничиться контрольным или блокирующим пакетом.

Иногда в литературе можно встретить и иную классификацию, разделяющую все сделки на просто слияние и приобретение и слияние и приобретение путем межфирменных тендерных предложений (public tender offers). В этой классификации слияние и приобретение совершаются путем контракта, заключаемого между группами менеджмента компании-покупателя и компании-цели по поводу продажи последней. В этом случае право принимать или отклонять предложение на приобретение компании имеют менеджеры компании-цели. «Межфирменное тендерное предложение» в терминологии этой классификации - это контракт, заключаемый между менеджерами компании- покупателя и акционерами компании-цели по поводу выкупа акций последних. В этом случае право принимать или отклонять предложение на приобретение компании имеют акционеры компании-цели.

Существуют определенные различия в толковании понятия «слияние» в зарубежной теории и практике и в российском законодательстве. В соответствии с общепринятыми за рубежом подходами под слиянием подразумевается любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или более ранее существовавших структур.

В соответствии с российским законодательством, под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания берет под свой контроль и управление все активы и обязательства компаний - составных частей, после чего последние прекращают свое существование.

В зарубежной практике под слиянием может пониматься объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них остается, а другие ликвидируются. В российском законодательстве такой вариант называется присоединением, которое подразумевает прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей юридическому лицу, к которому они присоединяются.

Поглощение можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании часто осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение определение этого предприятия. Под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого- либо хозяйствующего субъекта, но также и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы.

Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. Эту цель ставят перед собой корпорации, и она может достигаться с помощью использования внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), и внешних методов, к которым относятся слияния и поглощения. На пути к достижению этих целей корпорация разрабатывает стратегию своей деятельности, постоянно оценивает свое положение на рынке, сильные слабые стороны, выбирает такие направления своей деятельности, которые позволят добиться наибольшего конкурентного преимущества. При этом корпорация выбирает основные стратегии или концепции своего развития:

- усиление основных направлений деятельности;

- диверсификация деятельности;

- продажа неосновных направлений деятельности.

Слияния и поглощения являются одними из основных методов реализации вышеуказанных стратегий. Если корпорация занимает удачное положение на рынке и в отрасли, имеет хорошие перспективы развития, но ей требуется усилить свои позиции для достижения конкурентных преимуществ в данной отрасли, то используя механизм слияния и поглощения, она может достигнуть своей цели, приобретая компании того же сегмента рынка или объединялись с ними.

Часто корпорации могут осуществлять слияние и поглощение фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается выпуском разнородной продукции, продукции, находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия.

Если корпорация пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных проблемных направлений, а также если корпорация испытывает недостаток в финансах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Различаются следующие виды слияний.

Горизонтальные слияния - объединения компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства.

Вертикальные слияния - объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукций, то есть расширение корпорацией покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя (слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний).

Родовые слияния - объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию. Например, фирма, производящая фотоаппараты объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы.

Конгломератные слияния - объединения корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, то есть слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые корпорации не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезают вовсе. Можно выделить три разновидности конгломератных слияний:

1. Слияния с расширением продуктовой линии - объединение неконкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства. Например, приобретение компании Procter & Gamble - ведущим производителем моющих средств фирмой Clorox - производителя отбеливающих веществ для белья.

2. Слияния с расширением рынка - приобретение дополнительных каналов реализации продукции. Например, супермаркетов в географических районах, которые ранее не обслуживались.

3. Чистые конгломератные слияния - не предполагающие никакой общности.

В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния:

- национальное слияние - объединение компаний, находящихся в границах одного государства;

- транснациональное слияние - слияние компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.

В зависимости от отношения управленческого персонала корпораций к сделке слияния или поглощения, выделяются:

- дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний, поддерживают данную сделку;

- враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг определенные действия против целевой компании с целью ее поглощения.

В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

- корпоративные альянсы - объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированные на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающие получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;

- корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

В зависимости от того какой потенциал объединяется в ходе слияния, можно выделить:

- производственные слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких компаний с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;

- чисто финансовые слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.

Слияния могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.

В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:

- слияние компаний функционально связанных по линии производства или сбыта продукции;

- слияние, в результате которого возникает новое юридическое лицо;

- полное поглощение или частичное поглощение;

- прямое слияние;

- слияние компаний, сопровождающееся обменом акций между участниками;

- поглощение компании с присоединением активов по полной стоимости и т.п.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

Выделение бизнеса как составная часть корпоративной стратегии также может осуществляться за счет использования механизма слияний и поглощений. Для этих целей компания может проводить отпочковывание и продажу отдельных подразделений.

Отпочковывание - создание из имеющегося отделения компании отдельного юридического лица. Акционеры материнской компании на основе своей доли в ее капитале становятся владельцами акций новой образовавшейся компании.

При этом никакого движения денег не происходит, материнская компания какого- либо дохода в результате отпочковывания своего подразделения не получает. Например, произошедшая в 1996-1997 г. реорганизация американской корпорации «AT&T», в ходе которой от нее отделились два подразделения: NCR (производитель компьютеров и банкоматов) и Lucent Technologies (производитель телефонного оборудования). Эти подразделения преобразовались в самостоятельные акционерные общества, акции которых бы¬ли распределены между существующими акционерами «AT&T».

Существует несколько вариантов отпочковывания: разбиение компаний и отделение. При разбиении материнская компания в результате серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых юридических лиц, а сама перестает существовать. При отделении часть акционеров получает долю в новой компании взамен своей доли в материнской компании в определенном соотношении. Таким образом, происходит разделение всех акционеров на две группы: акционеры, владеющие исключительно акциями материнской компании, и акционеры, владеющие исключительно акциями отделившейся компании.

Продажа отдельных подразделений, или дивестирование предполагает продажу этого подразделения третьему лицу. В отличие от отпочковывания, материнская компания получает реальные денежные средства в результате проведения подобного рода реструктуризации. Если какое-либо подразделение выставляется на открытую продажу широкому кругу лиц, то подобная операция называется выделением.

Дивестирование является очень популярным методом реструктуризации компании с одновременным получением необходимых материнской компании живых денег. Например, продажа фирмой Nokia своих неосновных, не связанных с телекоммуникациями направлений в рамках своей концепции развития, а также с целью получения наличности, подразделения Nokia Data (разработчик информационных технологий) и своего энергетического подразделения.

Причины, побуждающие корпорации производить продажу или отпочковывание своих подразделений, очевидны. Основная из них - повышение эффективности ведения бизнеса. Зачастую в составе компании присутствует убыточное подразделение, занимающееся неосновным видом деятельности. Выделение подобного бизнеса позволяет менеджменту компании концентрировать свое внимание на основном виде деятельности, устраняя ненужные расходы на поддержание неосновного и неприбыльного направления. К тому же, если различные направления бизнеса становятся независимыми, довольно просто увидеть истинную эффективность каждого из них и на основании этого адекватно распределять вознаграждение управленческого персонала.

Основным принципом, лежащим в основе теории слияний, является синергетический эффект от слияния. Стоимость компании, образованной в результате слияния, превышает сумму стоимостей ее составляющих частей. Таким образом, суть синергетического эффекта заключается в том, что слияние двух компаний порождает дополнительную стоимость объединенной компании. Источники увеличения стоимости формируют определенную выгоду для участников сделки слияния / поглощения, которая и является основным мотивирующим фактором к проведению слияний и поглощений.

Источники создания дополнительной стоимости:

- экономия от масштаба;

- экономия от вертикальной интеграции;

- взаимодополняющие ресурсы;

- неиспользованные льготы по налогообложению.

Существует ряд причин, побуждающих компании к проведению слияний/ поглощений, но не создающих дополнительной стоимости:

- излишние объемы свободных денежных средств;

- устранение неэффективного управления;

- диверсификация;

- снижение цены заемного капитала.

Проводимые в России слияния и поглощения обладают рядом существенных отличий от принятой практики проведения слияний/поглощений в развитой рыночной экономике. В последнее время в России наблюдается резкий скачок активности проведения сделок по слияниям/поглощениям. До этого, в начале 90-х гг., волне слияний предшествовала приватизация, сопровождающаяся стихийным процессом по разукрупнению собственности. Крупные предприятия со сложившейся инфраструктурой дробились на мелкие с целью удовлетворения субъективных интересов, а отнюдь не для повышения эффективности ведения бизнеса.

Проведенная в ходе экономических реформ приватизация в форме разгосударствления и акционирования предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, позволила создать массовый класс собственника, со всеми присущими ему атрибутами. Узаконенная форма частной собственности сформировала и соответствующие подходы к управлению этой собственностью.

С развитием рыночных реформ пришло понимание того, что только крупные активы позволяют реализовывать масштабные проекты, а значит и дают возможность нарастить капитал. Специфика развития наших рыночных реформ позволила отдельным успешно функционирующим участникам рыночных отношений включиться в процесс концентрации этих активов, создавая достаточно конкурентоспособные структуры. Эти структуры не могли не начать использовать соответствующие рыночные механизмы. В этом диалектика того, что мы называем рыночными отношениями. Рано или поздно концентрация капитала и производства должна привести к различным формам их объединения и сращивания.

Примерно с середины 90-х гг. и началось в России зарождение института слияний и поглощений, что стало реакцией на последствия первого этапа проводимых рыночных реформ. Первыми в волне слияний оказались компании нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Создаваемые в то время вертикально интегрированные нефтяные компании стали своеобразными партнерами в области слияний в России, являясь классическим примером слияний вертикального типа. Подобные слияния помогли решить не только производственные задачи, но и создали предпосылки для обеспечения конкурентоспособности российских вертикально интегрированных нефтяных компаний на мировом рынке. Примером может служить создание холдинга вокруг НК «Лукойл», создавшего единую технологическую цепочку «от скважины до бензоколонки». В других компаниях этот процесс проходил в форме поглощений. Так это было с АО «Сургутнеф-тегаз», поглотившим АО «КИНЕФ», и рядом компаний нефтепродуктового обеспечения.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.