Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14 Оборудование ДОУ

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

реализуемой в детском саду образовательной программы;

требований нормативных документов;

материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);

предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:

концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;

письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье;

письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);

Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Первый шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов (коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, "комнаты сказок" и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса), участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений.

Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися

Требования к оборудованию помещений

Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Оборудование и мебель при наличии неисправностей или дефектов не используются.

Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.

Шкафы для верхней одежды и обуви детей оборудуют сушильными устройствами. При их отсутствии устанавливают специальные сушильные шкафы.

Шкафы для одежды и обуви следует закреплять и оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.

В раздевальной устанавливают специальный стеллаж для игрушек, используемых на прогулке.

В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы - для детей младшей и средней групп, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30° - для детей старшей и подготовительной групп.

Стулья должны быть в комплекте со столом - одной группы мебели, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (табл. 2.4.1).

Для организации настольных игр детей 1,5 - 3 лет используют подоконные ленточные и учебные столы.

Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть физкультурное оборудование: лестницу-стремянку (высота - 1,0 м, ширина - 0,9 м, расстояние между перекладинами - 0,13 м), гимнастическую стенку (высота - 1,5 м, ширина - 1,3 м, расстояние между перекладинами - 0,15 м), снаряды для пролезания, ребристые доски, гимнастические скамейки и т.п.

Физкультурное оборудование и инвентарь для детей дошкольного возраста следует сгруппировать в виде спортивного уголка.

При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

столы для занятий устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;

для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места

четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда

двухместные столы - не более чем в 3 ряда;

расстояние между рядами столов - не менее 0,5 м

расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;

расстояние от первых столов до настенной доски - 2,5 - 3 м, (угол рассматривания должен составлять не менее 45°).

Размер настенной доски - 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.

На занятиях детей рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.

Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Не следует осуществлять показ диафильмов непосредственно на стене.

Контрольные вопросы: 1. На основе чего проектируется наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда? 2. Какие документы являются нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов? 3. Какие три компонента включает продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды? 4. Что относится к наполнению развивающей среды (предметному содержанию)? 5. С чего начинается проектирование пространственной среды для дошколят? 6. Какие требования для оформления помещений к ДОУ вы знаете?

______________________________________________________________________________________Тема15. Оснащение медицинских учреждений

Понятие общественное здание охватывает широкую гамму строений и помещений различного функционального назначения, в частности:

• больницы, поликлиники, оздоровительные учреждения;

• детские учреждения, учебные заведения (от начальных до высших);

• предприятия торговли, бытового обслуживания, гостиницы, ре¬стораны, кафе и т.д.;

• театрально-зрелищные учреждения, музеи, выставочные залы;

• юридические консультации, нотариальные конторы, посреднические фирмы по оформлению купли-продажи недвижимости и пр.

Приведенный далеко не полный перечень показывает, сколь разнообразны по функциям, характеру деятельности и, следовательно, оборудованию и оснащению эти здания.

Комплексное оборудование общественных зданий требует всестороннего учета многих факторов и требовании, необходимо реализовать задачи по организации функциональных процессов на основе возможностей строительных конструкций и отделочных материалов, использования инженерного оснащения, применения оборудования, строгие требования к медицинской мебели

К конструкции, функциональности и материалам, из которых изготавливается медицинская мебель, предъявляются достаточно жесткие требования. Чтобы создать действительно качественную мебель, производитель должен соблюдать требования, предъявляемые к оборудованию специальной федеральной службой, занимающейся надзором в сфере социального развития и здравоохранения. Только соблюдение всех этих стандартов делает такое оборудование достаточно удобным, безопасным и даже полезным.

Требования к материалам

В отличие от прочей обычной, такой вид специализированной мебели регулярно подвергается санитарной обработке и дезинфекции. Ее моют водой, чистят агрессивными химическими веществами и облучают ультрафиолетом. Поэтому материалы, из которых изготавливается такая мебель, должны противостоять всем этим видам воздействий, легко чиститься и при этом сохранять безупречный, первоначальный вид в течение многих лет. Сюда же можно отнести и лабораторные мойки и прочую спец. мебель, в которую, в том числе, сливаются различные химические вещества, например, остатки реактивов. К качеству материалов, из которых создают подобное оборудование, предъявляются самые жесткие требования. Кроме этого, медицинская мебель не должна способствовать размножению бактерий, подвергаться коррозии или гниению. И, конечно, такое оборудование не должно быть токсичным, вредным для человеческого организма.

На мебельном производстве учитывают все эти требования. Именно поэтому медицинская мебель обычно изготавливается из химически стойких видов пластика и нержавеющей стали. Эти материалы не боятся влаги, ультрафиолетовых лучей, выдерживают «натиск» спирта, хлорных растворов, каустической соды и прочих щелочей, а также многих других агрессивных веществ.

Требования к конструкции

Конструкция медицинской мебели должна быть такой, чтобы соответствовать ее предназначению, обеспечивать ей необходимую функциональность, эргономичность, удобство и прочность. Функциональность и универсальность медицинской мебели может обеспечиваться при помощи модульности. Создание оборудования по этому принципу позволяет компоновать интерьер помещения с учетом его особенностей и нужд человека.

Медицинская мебель должна быть удобной, эргономичной. Врачу будет легче выполнять свою работу, если он будет чувствовать себя комфортно. А в хирургии удобство во время выполнения операции играет иногда решающую роль. Комфорт важен и для пациентов, например, на удобной кровати отдать комфортнее, а это ускоряет процесс выздоровления.

Немаловажно и такое свойство конструкции медицинской мебели, как компактность (в разумных пределах). Чем больше свободного места в помещении, тем в нем светлее и больше воздуха. К тому же, компактность мебели дает больше возможностей для ее расстановки.

Кроме этого, некоторые виды медицинской мебели (медицинский шкаф, например), предназначенной для хранения опасных для здоровья человека веществ, например, химических реактивов, должны обеспечивать их недоступность для посторонних (запираться на замок) и правильное хранение. Такая медицинская мебель обычно предназначается для лабораторий.

Чтобы быть уверенными в том, что приобретаемая вами медицинская мебель действительно качественна, соответствует всем требованиям и нормам, обязательно убедитесь в том, что она прошла процедуру сертификации Госстандарта РФ и имеет специальный сертификат соответствия. Кроме этого, существуют и другие системы сертификации, например, европейские. Если медицинская мебель прошла сертификацию и по другим системам, это дает ей дополнительные преимущества.

Контрольные вопросы: 1. Что можно отнести к общественным зданиям? 2. Какие требования предъявляются к медицинской мебели?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 13. Рабочее место в офисе | Тема 16. Эргономика среды престарелых и инвалидов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.