Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Тема 16. Эргономика среды престарелых и инвалидов


Инвалиды и пожилые люди зачастую не в состоянии свободно ориентироваться в окружающей среде без специального учета их специфических нужд и особенностей. В организме людей происходят как возрастные изменения, так и функциональные нарушения, которые связаны с врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями. В связи с этим людям становится сложно пользоваться общественным транспортом, полноценно выполнять производственные обязанности, активно участвовать в культурных и спортивных мероприятиях, пользоваться оборудованием в собственном жилище и общественных местах. Эта категория населения утрачивает возможность свободного сочетания индивидуальных интересов с общественными. Встает проблема функциональной и структурной адаптации окружения для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов и престарелых. Эргономика вносит свой вклад в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью, формирование среды, не создающей препятствий в жилом помещении, на рабочем месте, в общественных местах, учреждениях обслуживания, а также улучшение путей коммуникаций.

Учет специфических особенностей этой категории населения — важный фактор в социально-экономических мероприятиях по организации труда, планированию городской среды и жилищному строительству, а также при производстве промышленных изделий.

В контексте решения этих задач формируется одно из направлений эргономики: изучение психофизиологических возможностей и особенностей различных категорий инвалидов и пожилых людей и создание методики учета полученных данных при проектировании оборудования для общественных, административных и жилых зданий, рабочих мест, орудий труда и промышленных изделий.

Пожилая категория населения утрачивает возможность свободного сочетания индивидуальных интересов с общественными. Общее физическое ослабление провоцирует различные старческие комплексы: боязнь оказаться одиноким и тягу к общению с себе подобными, чувство беспомощности и беззащитности, неуверенности при перемещениях, болезненно обостренное чувство шума, вибрации, блеска, скопления людей, повышенную критику и т.п. Многие из инвалидов живут, не выходя из своих обиталищ, а некоторые перемещаются только на инвалидных колясках.



Довольно большой процент людей лишен возможности нормально жить и передвигаться в квартирах, где им трудно пользоваться туалетом, подниматься по лестницам, наконец, просто въехать в подъезд своего дома. В коляске нельзя проехать по тротуару и въехать в магазин, поскольку повсюду встречаются препятствия в виде высоких бордюрных камней, лестниц, порогов, распашных дверей, крутых пандусов.

ПРИМЕР: В городских автобусах только недавно появились приспособления (откидные пандусы) для подъема в салон инвалида в коляске, а в магазинах и общественных зданиях оснащенные фотоэлементами раздвижные стеклянные двери.

Па́ндус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Для инвалидных колясок производятся пандусы алюминиевые, снабженные противоскользящими накладками и рифлением.

Встает проблема функциональной и структурной адаптации окружения для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов и престарелых. Эргономика вносит свой вклад в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью, формирование среды, не создающей препятствий в жилом помещении, на рабочем месте, в общественных местах, учреждениях обслуживания, а также улучшение путей коммуникаций.

Решения этих проблем эргономикой – это изучение психофизиологических возможностей и особенностей различных категорий инвалидов и пожилых людей и создание методики учёта, полученных данных при проектировании оборудования для общественных, административных и жилых зданий, рабочих мест, орудий труда и промышленных изделий.

Общество понимает необходимость поддержки стариков, ибо всем известно, что участь старения ожидает каждого. Старение — это результат биологических и социальных изменений. Старение не болезнь, которая может быть вылечена, это процесс, который отличается усилением болезней, неспособности и физических ограничений.

Поэтому страны в меру своей цивилизованности и осознания проблемы осуществляют создание и содержание центров по поддержке инвалидов и престарелых, а также специализированных для них жилищ.

Примером удачного архитектурно-планировочного решения таких комплексов, функционально состоящих из компактных или рассредоточенных объектов общественных служб, медицинского обслуживания, жилых помещений. Предпочтительны одноэтажные здания в нулевом уровне, обеспечивающие удобство перемещения, связь с природой, психологически благоприятные визуальные впечатления.

В организации внутреннего пространства актуальной остается задача удобного и безопасного перемещения, в т. ч. и для инвалидов-колясочников. Необходимо позаботиться об устранении строительных барьеров. Жилище для пожилых людей приобретает особое значение, так как окружающая среда часто является сложной и недоброжелательной. Уединение и независимость – важные критерии для проектирования жилища для пожилых людей, а также жилых районов, клубов здоровья, парков.

При выборе цветового решения интерьеров рекомендуется учитывать эффект лучшего распознавания объектов красного и желтого цветов на ахроматическом фоне, а ахроматических объектов — на синем и желтом фоне.

Антропометрическая информация о пожилых людях очень скудна. Из имеющейся информации можно сделать следующие выводы:

- Пожилые люди обоих полов ниже, чем молодые. Есть и интересная версия о том, что люди невысокого роста с меньшим весом живут дольше.

- Границы досягаемости у пожилых людей меньше, чем у молодых. Пределы досягаемости у пожилых очень разнятся в зависимости от того, болеют ли они артритом или другими заболеваниями суставов. Особенно это касается максимального вертикального захвата.



В процессе производственной деятельности в системе “человек—машина—окружающая среда” самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации — все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях.

Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения.

ПРИМЕР: Профессиональные заболевания, кумулятивная травма (накопляемая) – развивается постепенно в течение долгого времени в результате трудовой деятельности.

Например, в строительстве самые распространённые профессиональные заболевания: остеохондроз, артроз, радикулит, ревматизм.

На физическое и психические состояние людей на производстве, влияют и стрессовые ситуации. Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

- среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

- стоящая задача (нагрузка, темп работы);

- организационные факторы (стиль руководства);

- индивидуальные факторы (личностные качества)

В эргономике работоспособность рассматривается, как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью.

Направления эргономической работы по организации труда инвалидов и престарелых определяются двумя принципами:

• использованием имеющихся ресурсов работоспособности;

• поиском путей повышения работоспособности.

Для реализации этой работы необходимо квалифицировать дефект и оценить степень утраты той или иной функции организма.

Многие инвалиды могут хорошо выполнять свою работу. Все большее количество фирм понимают важность использования труда инвалидов, составляют подробные перечни физических требований, необходимых для выполнения каждой работы на их предприятии.

Для создания комфортной среды, позволяющей инвалидам и престарелым чувствовать себя комфортно и безопасно, необходимо знание строительных норм. В них заложены требования к параметрам внешней и внутренней среды, удовлетворяющей условиям рассматриваемой социальной группы. Такие правила были введены в 1992 году.

Выдержки из ведомственных строительных норм 62-91*(срок введения с 01.01.92)

Приведу некоторые из них:

2.2.6. При проектировании путей эвакуации инвалидов следует исходить из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов.

2.5.3. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

2.7.2. Во всех зданиях, помещения которых расположены выше первого этажа и предназначены для пользования инвалидами на креслах-колясках, следует предусматривать лифты, кабины которых должны иметь размеры, не менее: ширину — 1,1м; глубину — 1,5м; ширину дверного проема — 0,85м.

2.8.1. В туалетах общего пользования, включая туалеты в общественных зданиях, следует предусматривать не менее одной кабины шириной не менее 1,65 м и глубиной не менее 1,8 м для инвалидов, пользующихся при передвижении креслами-колясками и другими приспособлениями.

2.8.4. Двери из санитарно-гигиенических кабин и помещений для инвалидов должны открываться наружу.

2.9.4. Ручки, рычаги, крапы, кнопки электрических выключателей и различных аппаратов, электрические розетки, отверстия торговых, билетных и т.п. автоматов и прочие устройства, предназначенные для обслуживания инвалидов и престарелых, следует располагать на высоте не более 1 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения.

3.1.1. При проектировании жилых, общественных, производственных и транспортных зданий и сооружений следует учитывать возможности использования их инвалидами, в том числе передвигающимися с помощью кресел-колясок или других вспомогательных средств и приспособлений.

Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды пожилых людей и инвалидов. При проектировании среды для лиц пожилого возраста необходимо учитывать как функциональные особенности организма, так и ценностные ориентации личностей (социально-психологический аспект).

Люди старшей возрастной группы обладают различной степенью активности:

• нулевая — сохранены только биологические потребности;

• слабовыраженная — осуществление доступного самообслуживания;

• низкая активность — жизнь в мире прошлых переживаний, чтение, просмотр телепередач, случайные общественные контакты;

• средняя активность — досуговая деятельность без участия в трудовой и общественной деятельности;

• относительно сохранная активность — стремление к активному образу жизни, к сохранению трудовой активности.

Зоны отдыха и развлечений могут служить для возникновения социальных контактов, развлечений, укрепления здоровья, наблюдения за окружающей жизнью.

В этом случае необходимо принимать во внимание комфорт и удобство оборудования мест отдыха (комфортабельные сиденья, удобство для разговоров, защита от атмосферных осадков или солнца — навесы), а также организация подводящих к ним путей, пешеходных дорожек (замощение нескользкое и неблестящее, размеры, угол уклона, отсутствие перепадов).

Ступени, пандусы и подходы к местам пересечения с транспортом должны быть четко обозначены, для этого может быть использовано отличие в цвете замощения или в его текстуре. Особое значение имеет время изменения сигнала светофора, а также его звуковое сопровождение.

Физиологические особенности пожилого организма требуют обращения особого внимания на комфортность сидений для отдыха. Конечно же, комфортные сиденья значительно лучше плоских скамей, на которых люди устают сидеть продолжительное время.

Знаки визуальной коммуникации должны позволять людям легко ориентироваться в пространстве, определять местонахождение учреждений обслуживания, обозначать входы в здание, его функциональное назначение, информировать об услугах и способствовать выбору кратчайших путей для передвижения.

Общие требования к знакам коммуникации:

• знаки должны быть разборчивыми и легко воспринимаемыми;

• знаки должны представлять систему с общим характером рисунка и соблюдением иерархии; • для лиц с плохим зрением могут быть использованы знаки с выпуклыми буквами, размещаемые на высоте 1,5 м над уровнем замощения, чтобы их можно было потрогать рукой;

• висящие знаки должны находиться на высоте 2—2,1 м от поверхности земли для обеспечения безопасности;

• буквы должны быть простыми по начертанию, без усложняющих элементов;

• лучше всего читаются белые буквы и знаки на темно-синем или черном фоне, не дающем блеска; • знаки для того, чтобы быть легко различимыми вечером, должны быть оборудованы светильниками.

Выдержки из ведомственных строительных норм 62-91*(срок введения с 01.01.92)

2.3.3. Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

2.9.1. На путях движения пешеходов, в общественных местах, на дорогах, улицах и площадях, особенно на перекрестках и парках, на станциях и остановках общественного транспорта следует устанавливать информационные указатели, предупреждающие инвалидов о строительных барьерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.

Эргономические исследования и разработки — неотъемлемая часть реабилитации инвалидов, которая представляет процесс, целью которого являются профилактика инвалидности в период лечения, заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они будут способны при том или ином заболевании.

Контрольные вопросы:1. Почему актуальна проблема функциональной и структурной адаптации окружения? 2. Какие физиологические и психологические проблемы возникают у инвалидов и пристарелых людей? 3. Какие препятствия и недостатки в среде возникают у инвалидов и пристарелых? 4. Что такое пандус? 5. Что учитывают архитекторы при строительстве зданий для престарелых и инвалидов? 6. Какую антропометрическую информацию о пожилых людях вы знаете? 7. Какими принципами определяется направления эргономической работы по организации труда инвалидов и престарелых? 8. Когда были введены требования к параметрам внешней и внутренней среды, удовлетворяющей условиям рассматриваемой социальной группы? 9. Назовите некоторые правила. 10. Какие степени активности есть у пожилых людей? 11. Какие вы знаете требования к знакам коммуникаций?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 14 Оборудование ДОУ | Тема18. Формирование комфортной среды для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Автомобильная дорога, как источник загрязнения окружающей среды
  2. Автотранспортный поток, как источник загрязнения окружающей среды
  3. Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
  4. Активно-возбудимые среды. Автоволновые процессы в сердечной мышце
  5. Анализ внешней и внутренней среды
  6. Анализ внешней и внутренней среды
  7. Анализ внутренней и внешней среды.
  8. Анализ стратегических факторов внешней среды организации. Основные составляющие и типы внешней среды. Применение методов PEST и SWOT анализа.
  9. Анализ факторов внешней среды
  10. Ассимиляционный потенциал (емкость) окружающей природной среды
  11. Биотическая регуляция окружающей среды
  12. В России, как и на Западе, благотворительные акции государства и частных лиц изначально адресуются инва­лидам войны, а впоследствии распространяются и на де­тей-инвалидов.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.