Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Механизм функционирования предприятия в условиях рынка





Лекция № 1.

(РЫНОЧНАЯ МОДЕЛЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:

• основные требования, которое выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получе­ние прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие;

• на смену требованию выпуска как можно большего ко­личества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализо­вать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.

Для осуществления своей деятельности предприятие фор­мирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.

Источниками имущества предприятия являются:

• денежные и материальные взносы учредителей предприятия;

• доходы от реализации продукции, работ и услуг;

• ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

• капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;

• безвозмездные или благотворительные взносы;

• пожертвования организаций, предприятий и граждан;

• выкуп имущества государственных предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;

• выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;

• иные источники, не запрещенные законодательством.

В зависимости от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные предпри­ятия, а также предприятия смешанной формы собственности, ос­нованные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц и граж­дан, а также в собственности общественных организаций.



Для принятия решений необходимо собрать и проанализи­ровать достоверную информацию, которая включает:

• характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, при­емлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;

• общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение поку­пателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;

• каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;

• конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;

• законодательные ограничения: существуют ли законода­тельные ограничения, которые могут препятствовать мар­кетинговой деятельности;

• уровни управленческой деятельности в области марке­тинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учи­тывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;

• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

• перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; на смену существовавшим ограничениям со стороны вы­шестоящих органов приходит самостоятельность предпри­ятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло ра­ботать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпус­каемой продукции или оказываемых услуг является открытой эко­номической системой и включает следующие блоки:

блок 1 — предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;

блок 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые;

блок 3 — ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы — готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

блок 4 — социальная среда, с которой взаимодействует предприятие — госу­дарство, муниципальные органы, законодательство;

блок 5 — природная среда — потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

блок 6 — взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимо­действует как на входе ресурсов, так и на выходе;

блок 7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образу­ет экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Выше уже от­мечено, что в условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоя­тельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изго­товления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. При­чем маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до за­пуска продукции в производство, так и после, в процессе реализа­ции продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой по­тки необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (рис.):

Объем продаж

Жизненный цикл товара на рынке

• внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;

• рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соот­ветственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;



• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, дос­тигнув максимума, начинают падать, прибыль также начи­нает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

• насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.

Вернемся к блоку 2 на рис. Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.

Что же скрыто в блоке за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы осуществлялось преобразование ресурсов в рамках пред­приятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять опре­деленные функции по управлению и организации производства.

Важным элементом производственного процесса на пред­приятии является выбранный вариант технологии. Именно из­бранная технология определяет состав и требуемое количество ре­сурсов на входе в производственную систему. Изменение техноло­гии ведет к изменению профессионального и квалификационного состава необходимых для производства кадров, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до из­менения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Предприятие в зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возмож­ностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качест­ва. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспо­собность продукции, чаще предпочтение отдается второму показа­телю. Остановимся на этих показателях более подробно.

В условиях планового ведения хозяйства предприятию планировался уровень цен, издержек и норматив рентабель­ности. В рыночных условиях эти величины свободно устанав­ливаются предприятием.

В рыночных условиях цена служит существенным регулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и резуль­таты конкурентной борьбы. Цена на выпускаемую продукцию предприятия есть договорная цена между ним и потребителем. Существует несколько вариантов договорных цен.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, — это отношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и рас­ходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).

Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определено целым рядом сак частных, так и общих показателей эффективности. Для этого целесообразно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе:

Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но, усматривая вертикаль и первую горизонталь, видим, что элементы составляют важные показатели эффективности про­изводственной деятельности предприятия.

Современное производство — это производство высококачественной продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое ка­чество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины про­цветания фирм, например, типа «Адидас», «Тойота», «Грундиг», «Фольксваген», то увидим, что имидж их базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.

Качество выпускаемого продукции — это своеобразный символ сегодняшней экономики предприятия. Как отмечают зарубежные ме­неджеры, качество — это не лозунг, это целая философия, в которой снижение издержек, рост производительности труда потеснены каче­ством продукции, вышедшим на передний план. Фирмы различных стран и континентов, выпускающие продукцию самого разнообразно­го ассортимента, активно работают над ее качеством. Затраты на ра­боты по повышению качества продукции имеют значительный удель­ный вес, который постоянно растет. Повышение качества — это трудоемкая работа для предприятия, поскольку затрагивает практи­чески все направления деятельности и в конечном итоге выходит на такой макроэкономический показатель, как качество жизни.

Качество продукции — результат качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в целом.

Качество промежуточного продукта в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни, где наряду с такой составляющей, как качество продукта и услуг, участвует качество обороноспособности, природ­ной среды, инфраструктуры, национального богатства.

В последние годы передовыми фирмами мира последовательно внедряется новая стратегия управления качеством продукции, ко­торая включает следующее:

• обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то подразделением, а как сис­тематический процесс, пронизывающий всю организаци­онную структуру фирмы;

• новому понятию качества должна отвечать соответст­вующая организационная структура предприятия;

• вопросы качества актуальны не только в рамках произ­водственного цикла, но и в процессе разработок, конструи­рования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

Первый вариант установления договорной цены определяется условиями производства и сосредоточивается в рамках предприятия. Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем шило, поскольку на рынке обычно не один производитель. Второй и третий варианты приближены к реальной действительности. При расчете цены по первому, наиболее простому варианту необходимо иметь в виду, что составляющая основу цены себестоимость — это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Успех на рынке зависит не от величины себестоимости продукции изготовления, а того, сколько, кем, когда, где и как будет произведено и предложено потребителю товаров. Этот вариант применим в том случае, да фирма — изготовитель товара является ведущей на данном рынке и когда результаты финансовой деятельности удовлетворяют. Этот вариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является определяющим фактором при покупке.

При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу товара предварительно определена и необходимо установить, при каком количестве производимых товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при м направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли. Рассмотрение трех вариантов показывает, что в условиях рыночной экономики цена — фактор обеспечения конкурентоспособности продукции. Другим не менее важным, а, может быть, ее важным фактором является качество выпускаемой продукции.

Регулирующая роль качества продукции. Качество - это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств. Мероприятия по повышению качества продукции должны затрагивать все подразделения предприятия без исключения. Опыт показывает, что от 80 до 90% мероприятий не подлежат контролю отделов качества и надежности. Особое внимание уделяется повы­шению качества на таких этапах, как изготовление новых изделий. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала. Японский экономист К. Исикава говорит: «Только непониманием существа проблем качества можно объяснить такие заявления руководителей предприятия: «управление качеством означает ужесточение приемки продукции», «управление качеством озна­чает внедрение стандартизации», «управление качеством пред­ставляет собой статистику», «управление качеством на прак­тике представляется весьма трудоемким мероприятием», «пусть вопросами управления качеством занимается отдел приемки или контроля», «успехи предприятия в управлении каче­ством исключают необходимость проведения дополнительных мероприятий» и «управление качеством не имеет отношения к администрации или отделу реализации продукции»».

По мнению американского экономиста А. Фейгенбаума, в ус­ловиях острой конкурентной борьбы (примерно 70% выпускаемой продукции США испытывают острую конкуренцию со стороны импортируемой продукции) фирмы смогут успешно развиваться, руководствуясь следующими принципами:

• качество является не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным процессом, затрагивающим все функции предприятия;

• повышение качества зависит от степени участия в его формировании каждого сотрудника фирмы;

• качество не препятствует, а способствует снижению се­бестоимости продукции;

• качество означает использование новой техники и технологии;

• качеством необходимо управлять так же непосредственно и эффективно, как управляют оборудованием, производством и финансами.

Время на разработку и изготовление новых видов продукции постоянно сокращается, достаточно сравнить период в 20 лет, в течение которого был спроектирован, произведен и стал предметом труда.

Качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя; в повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированными измерениями в процессе кон­троля качества; всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо только тогда, когда действует четко орга­низованная система управления качеством, направленная на инте­ресы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемле­мая для всего персонала.

Всеобщий контроль качества, осуществляемый фирмами США, Японии и Западной Европы, предполагает три обязательных условия:

Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавли­ваются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качест­ва. Повышение качества должно идти по возрастающей, ибо каче­ство — это непрерывно меняющаяся цель.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, относятся к внешним условиям хозяйствования. Налоговая система, действующая в на стоящее время в России, достаточно громоздкая и дифференцирован на федеральный, республиканский и местный уровни.

Предприятие должно уплачивать на первом уровне: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы то­варов, отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и гео­лого-поисковым работам по полезным ископаемым; подоходный на­лог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средст­ва, гербовый налог, государственную пошлину; на втором — налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бен­зин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяй­ственных систем; на третьем — местные налоги: налог на строение, помещения и сооружения, земельный налог, промысловый налог, сбор за регистрацию предпринимательской деятельности фи­зических лиц, налог на рекламу, лицензионный сбор за право прове­дения местных аукционов и лотерей, сбор с аукционных продаж и др.

Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

• установление цен,

• формирование затрат,

• формирование объемов продукции,

• выбор номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие уча­стники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время — одна из ха­рактерных черт мирового рынка. Системы разработки новых изде­лий должны удовлетворять ряду условий:

в качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;

• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наи­лучшими характеристиками;

• ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.

Прибыль предприятия — цель его функционирования предприятия. Предпринимательская деятельность (предпринимательство), как уже сказано выше, представляет собой инициативную самостоя­тельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли — это не­посредственная цель предприятия. Но получить прибыль предпри­ятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребности и получение прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот про­дукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой це­не, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не полу­чает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вы­нуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли можно представить так:

Например, предприятие распределило свой инвестиционный портфель так: 15% — в акции нефтедобывающих предприятий; 20% — в акции нефтеперерабатывающих предприятий; 17% — в акции предприятий, занимающихся транспортировкой и реализа­цией нефти и нефтепродуктов, 13% — в акции предприятий, про­изводящих химическую продукцию на основе нефтепродуктов. Все эти предприятия завязаны в единый технологический цикл. Можно ли считать удачным формирование такого портфеля инве­стиций? Скорее всего, нет. Помимо высокого процента вложений в каждое конкретное предприятие, средства вложены и в предприятия, образующие единый технологический цикл. И единственным оправданием для такого рода вложений предприятия является то, что они сделаны в сырьевой комплекс — нефтяной, потребность в продукции которого чрезвычайно остра.

Вложения в ценные бумаги достаточно рискованные, по­этому необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру фон­дового рынка, чтобы увеличить доходность вложений или во­обще не потерять последние средства.

Отслеживать конъюнктуру фондового рынка предприятие мо­жет самостоятельно либо с помощью особых компаний, которые называются трастовыми. Трастовая компания — это предпри­ятие, которое обеспечивает наиболее выгодное и надежное вложе­ние средств инвестора, охраняет его интересы, следит за финансо­вым положением тех предприятий, в чьи ценные бумаги вложены средства инвестора, обеспечивает своевременное получение про­центов от вложенных средств.

Таким образом, существует ряд правил, которыми должно руководствоваться предприятие-инвестор, вкладывая свои средства в ценные бумаги.

• Следует помнить, что вложения денег в ценные бумаги — это самые рискованные вложения.

• Деньги сегодня стоят дороже, чем деньги завтра, поскольку полученные деньги можно инвестировать вновь.

• Доход от вложений всегда прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения дохода.

• Чтобы сгладить противоречие между риском вложений и доходностью, необходимо диверсифицировать вложения как среди ценных бумаг, так и среди эмитентов.

• Лучшие вложения — в ценные бумаги компаний, на про­дукцию которых постоянно не удовлетворяется спрос.

В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, что­бы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, по­требителей в широком смысле слова, только в этом случае они мо­гут процветать как производители продукции.

Предприятие на рынке ценных бумаг. В условиях рыночной экономики наряду с традиционными формами накопления инвестиций на предприятии вступает в силу и фактор фондового рынка, т.е. рынок ценных бумаг. К этому рас­полагает такая организационно-правовая форма предприятия, как акционерное общество, где уставный капитал поделен на части, и предприятие получает возможность выпускать ценные бумаги в виде акций и облигаций.

С точки зрения интересов предприятия выпуск (эмиссия) цен­ных бумаг — это важный рычаг аккумуляции капитала. Предпри­ятие может выступать как эмитентом, т.е. выпускать акции, обли­гации, векселя, так и инвестором — вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги других предприятий и получать диви­денды (доходы), обладая ценными бумагами других эмитентов.

Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем самым формирует портфель инвестиций, который может быть:

• консервативным, когда предприятие заинтересовано в ста­бильном доходе,

• агрессивным, когда предприятие нацелено на высокий доход и рост капитала с большим риском потерять свои капиталы. Предприятие-инвестор, вкладывая средства в ценные бумаги, преследует: безопасность вложений, доходность вложений, рост капитала.

Между этими целями существуют противоречия, поскольку безопасность вложений, как правило, несовместима как с до­ходностью, так и с ростом капитала. Для достижения компромисса необходимо диверсифицировать вложения, т.е. распределить капи­тал между множеством ценных бумаг и компаний.

Инвестиционный портфель предприятия может быть диверсифицированным, когда в каждый вид ценных бумаг вложено 10% ценных бумаг от общей стоимости всех вло­жений, эта го имущества. Именно оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые пред­приятия, ни индивидуальные предприниматели.

Основные фонды — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длитель­ного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.

В зависимости от характера участия основных фондов в про­цессе расширенного воспроизводства они подразделяются на про­изводственные и непроизводственные основные фонды.

Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость перено­сится на производимый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений.

Непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслу­живания, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных непроизводственные фонды не участвуют в процес­се производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

Несмотря на то что непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их постоянное увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете влияет на результаты деятельности предприятий.

Основные производственные фонды — материально-техничес­кая база общественного производства. От их объема зависят произ­водственная мощность предприятия, уровень технической воору­женности труда. Накопление основных фондов и повышение техни­ческой вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уро­вень общества.

В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды — главная предпосылка дальнейшего экономического роста за счет всех факторов интенсификации производства.

В основных фондах воплощена и наиболее важная часть ма­териальных ресурсов общества.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.