Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации

Наука – форма духовной деятельности людей, которая производить знания о природе6 обществе и о самом познании. Ее цель – достижение истины и открытие объективных законов развития мира. Наука не статична, она изменяется, развивается. Посему это динамично развивающая система.

Специфика научного опознания заключается в том: есть 4 уровня научного познания:

1) Обыденный – тут достаточно обыденной речи, обыденных понятий…

2) Художественный – предполагает образность, глубина восприятие окружающей действительности через феномен. Это типа такой инструмент, через который можно по другому взглянуть на мир, на какую то внутреннюю реальность.

3)научное познание: у него куча специфич. черт

а)научное познание имеет строгость. В смысле не дисциплина, а однозначность.

Б) системность. Знание о клетке вписаны в систему живой ткани. Ткань – часть органа, орган – часть организма и пр. Это всегда системное представление об окружающей действительности

В) доказательность, либо непротиворечивость, логичность. Знания так или иначе могут быть логически обоснованы.

Г)всегда есть субъект, объект и их отношения. Всегда есть оппозиция, расчлененность меж субъектом и объектом исследования

Д) научное знание ПРЕТЕНДУЕТ на всеобщность. Претендует, ибо например вся класич. yаука 17веков оперировала суммой знаний о нашей солнечной системе. А потом все расширялось, атом разлагался, знания все больше больше больше. А потом кто-то заявил, что физики и математики вводили нас в заблуждение, все динамично, а значит не одна теорема не является полной истиной. Идут изменения, которые мы не можем фиксировать. Система не в равновесном состоянии, чем ее измерить? Невозможно. Поэтому ток претендует.

Е)специальный язык. Наука оперирует категориальным аппаратом(теории, концепции, законы, формулы, символы…)

Ж) особые научные методы. Типа классические: анализ, синтез. Дедукция, индукция, измерение, наблюдение, фиксация и тд.

З) наука носит дисциплинарный характер. Нельзя сказать что ты просто занимаешься наукой. У нас есть классификация научного знания,.

Д) наука делится по удаленность от практики, их делят на фундаментальные и прикладные. еще со времен Бэкона(плодоносные и светоносные. Все плодоносные законы и опыты сделали на основе фундаментальных законов.) есть пример, когда сначала сделали сверх проводники, но фундаментального еще не открыли, их не могли использовать тупо. Ток недавно после открытия фундаментальных законов их смогли использовать.

Сюда моно добавить инфу что в 19-20 века появляются концепции Поперра и Куна, которые по разному представляют развитие научного знания, их концепции, различные критерии истины.

Особенности научного познания:

1) раскрытие, формулировка ОБЪЕКТИВНЫХ законов бытия природы, общества и чела.

2) Это как раз объективная истина. Познание к объективной истине обращено.

 

В 19 веке моно представить научный процесс как лестницу, по ступеням поднимались. Сегодня говорят уже о все усложняющейся системе научного познания, все противоричивиие и пр. Сначала появилось химия, потом физколоидная химия, химий хоть жопой жуй. И пр. Все специализированее. Но в то же время все глубже познается.Роль науки в развитии цивилизации:

Наука начиная с Бэкона(17в) была избрана тем инструментом, которым должна была улучшатся жизнь чела. А в эпоху просвещения(18в) уже идет что знания – сила, инструмент преобразования, улучшения качества жизни, преобладания над природой и пр., потом и сциентисты(саинтс – наука) подерживает.Что наука- инструмент для улучшения продления жизни и пр.

+ в том что: люди дольше живут, больше возможность для самореализации, более интересная жизнь

но глянем на другую часть, а что есть развитие цивилизации? Если под развитием цив. Понимать техническое оснащение, инструментальное овладение, власть над природой и пр. Естественно в этом измерении развитие гиганское.

Но глянем на другое: уже в середине 20в в шутку говорили, мы не знаем каким оружием будет вестись 3ия мировая война. Но знаем каким будет 4ая мировая – топор и камень, ибо 3ию не переживем.

Поэтому развитие цивилизации имеет не одновектрный вектор. У нас есть не тока макбуки, но есть ядерные бомбы

Короче тут подискутировать надо.

Ну последнее, классическое утверждение со времен библии: многие знания, многие печали. Речь о том, что знания, которые мы приобретаем сделали ли оно какого либо счастливом? Ну понятно, кто там трансплантацию сделали сердца например – безумно счастливы. Это так. Но само по себе научное знание без технологич. применения сделало кого-то счастливее? Ну мб, типа я сегодня знаю больше чем вчера, но изменяет ли это бытие чела? Стали ли мы более нравственными со времен Сократа? А всякое развитие ли без нравственного улучшения будет развитием?

В общем наука имеет гигантский потенциал, но вот закон опережающего развития:

Цивилизация избрала наукообразный вариант развития, но парадокс в том, что любую проблему которую мы пытаемся решить экспериментом/инструментом дает 3-5 новых проблемм, которые инструментом уже не решить. Типа сделали ядерные станции, плутоний с него куда деть? А люди там радиацию еще получают. А еще чернобыль.

Поэтому в медицине любая новая технология ставить этические, религиозные, и пр проблемы.

в общем не все так хорошо

Билет 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины. Что есть развитие? Развитие можно интерпретировать как некое изменение. Но всякое изменение развитие? Нет конечно.

Надо определить развитие.

Развитие для неживой материи: вот порвали бумагу и будет 2 листа – сие не обратимое изменение, новые качества, размеры и пр. Но это для примитивной, неживой системы.

Чем сложнее система(амеба) расчленим на 2 части - будет не обратимо, но оно умрет. Развитие – это не всегда верх по ступеням, оно мб обратным.

Развитие – неправленое, необратимое изменение системы, с приобретением новых качеств или свойств, и это изменение возникает из взаимодействие системы с окружающей действительностью(средой) на уровне обмена энергией, инфой, материей, для чела еще смысловое изменение. Все изменения, все приобретения новых качеств обусловлены внутренними противоречиями системы.

Вообще любое явление от простейших до сверх сложных – взаимодействует с внешней средой, и чем больше сложность системы, тем больше параметров, критериев развития.

Развитие происходит 3ех сторон:В метафизике: (эт фил. Учение о том что все изменения мира, явлений, событий носят программируемый или предсказуемый характер, на основе того, что вся программа бытия свернута в «генетическом виде» уже в источнике бытия. Ну как семечки в яблоко. Семечко – мелкая херь в яблоке, это и есть генетический материал для будущего дерева. В нем есть все богатство дерева, листков. И вот типа были заложены все элементы бытия, и они лишь распаковываются, дают новые плоды для след. поколения. И развитие тут понимается как пошаговое раскрытие «генетической программы».

Важный момент, который будет в след. 4ых вопросах будет использоваться.

С точки зрения современной диалектики есть 4 принципа диалектики:

1)субстанциальное единство мира. Т.е. звезды, галактики, планеты имеют одно и тоже в-ва в своей основе.

2) принцип развития, о нем было сказано.

3)принцип детерминизма(причинности)

4) системности.

Когда говорим о диалектике, что не только законы диалектики(закон отрицания отрицаний и пр) это принципы.

С точки зрения диалект. Все наше существование можно объяснить этими принципами 4мя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 16. Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины | Законы диалектики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.