Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы диалектики

)закон перехода кол. в кач.. тут раскрываем 3 понятия: кол-во, качество, мера.

Согласно нему любые кол-веные изменения в объекте приводят к качественным изменениям. Качество – выражает внутреннюю определенность предметов и явлений, их черты, свойства и структуру. Кол-во это определенность предмета со стороны его величины, объема, это то, что можно измерить в тех или иных системах измерения.

Мера – это границы, переходя через которую кол-веные изменения приводят к качественным изменениям в системе.

Когда говорим пример с водой – грим НЕ о температуре, а о кол-ве столкновений, их силе. Когда переходит кол-во столкновений меру - они сильно отталкиваются и будет пар. А причиной этого – температура окружающей среды.

Другой пример: вот кошелек, в нем 10р. Это ничего. Если в нем 10 000 баксов – другое социальное состояние. Но богатый – это не талантливый чел. Система не изменилась.

2)закон единства и борьбы противоположностей. Предыдущей – показывает как происходит, то тут раскрывается источник развития – внутреннее противоречие.

Пример: вот телефон, пришла смс, мол отправь смс и поможешь детям. И возникает противоречие. Отправить или нет? И это противоречие становится движущей силой для какого то действия.

И противоречие везде! От атомов до галактик. Атом водорода – это протон и электрон, ток тогда это водород, по отдельности они ничто. Ток + и – вместе, противоположности.

Поэтому этот закон – источник любого направленного изменения, развития.

В челе есть 2 тенденции – изменчивость и наследственность. Одна система стремится к изменчивости, другая к неизменности, фиксации. И это толкает эволюцию. Борьба идет из противоречия внутри системы.

3)закон отрицания отрицаний.

По нему всяка последующая фаза развития отрицает предшествующую фазу развития, которая в свою очередь отрицала еще более ранию фазу.

Развитие идет через отрицание отрицаний. Это соотношение нового и старого.

Как предшествующие сохраняется в новом – так аккумулируется какая то херь.

Примеры с механическим отрицанием(семя росток колос) – херня! В семе уже есть генетическая инфа о колоске.

Грамотнее так: если яблоня растущая в нашей России приобретает характеристики сочности, красности и пр. А если мы семя этого яблони перенесем в Корею, адаптируется к ней и приобретет другие качества – более кислое. Вот тут. Они отрицаются. Эт тоже семя, но оно отрицает ту яблоню, которая жила в России.

Сие отрицание старых, с появлением новых, с отбрасыванием ненужных, нежизнеспособных структур, свойств системы, целью приобретения новых, более нужных.

Как все это в медицине: любое кол-веное изменение приводит к качественным. Кол-во вирусов. Их активность. Кол-во норм флоры в кишке. Их изменение приводит к изменению к поносу/активации иммунной системы, здоровый чел в больного превращения.

Отрицание отрицаний: любимое слово дитя – нет. Я это не хачу, хачу это. Мы отрицаем добрые позывы родителей. Через 10 лет самые разгельдяйничные дети становятся самыми консервативными родителями. Отрицание отрицаний.

Борьба и единство против: любой процесс в организме в 2 стороны: катаболизм, анаболизм. Усвоение инфы, переработки, синтез(тезис, антитезис, синтез)(рекомендация: на экзамене использовать авторство. Типа с точки зрения Маркса, Аристотель говорил и пр. Законы диалектики с Гераклита, потом кто-то, потом Кант, Гегель, Маркс. Еще упомянуть бы синергетику работы. Надо бы оперировать к работам которые изучали. Типа Сократ ниче не писал, узнаем о нем от пересказов.)

билет 19. Принцип ситемности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа в медицинском познании.

Система и системность, что это:Философ Берт Таланфи. Написал работу о теориях систем. Он говорит там, что впервые рассуждения о объекте как о системе выказал Аристотель, причем высказал исчерпывающее определение: целое больше суммы его частей. Пример: есть ручка в разобранном состоянии: колбочка, пружинка, стержень, колпачек. Сложили вместе, вес тот же, но ток в целостной композиции они приобретают большее значение, и эта система предназначена для чего то важнее, чем просто пружинка и пр. Так мы приходим к пониманию систему, где главное – взаимосвязи меж компонентами, и связи образуют новую целостную организацию, с новой функцию, не сводимой к компонентам. Это система. По элементам это фигня.

В истории фил. многие философы разрабатывали понятия системы и понятие иерархического строения вводит средневековый чел: Дионисий Ариопогит, который говорит о иерархии мира. Он там о 9ти членов ангельских. Архангелы, ангелы и пр. Он описывая ангелов вносит работу в понимание структуры в философии.Николай Кузанский говорит о новом понимании системы, там есть противоборство противоположенных частей, и это уже по сути диалектическое определение систем. Ибо в системе есть внутренний источник развития – противоположности(об этом Кузанский впервые заявил).Вслед за немецкой класич. обращаемся к Гегелю и Канту

Гегель, а за ним и Маркс говорит, что познание окружающей действительности возможно тока лишь через диалектическое суждение, где отражено единство 2ух противоположностей(или противоречия). Гегель выдвинул классическую схему противоречия и его разрешения: тезис, антитезис, синтез.

Уточним, что есть система: уточним Аристотеля(поясним): порядок или организация целого всегда выше чем у изолированных частей. Теоретик Деталанфи пишет: когда биолог изучает орган/живое начало, то он упускает из внимания уровень взаимосвязи данного органа с др. системой органов. Поэтому даталанфи говорит: что, главная задача науки должно быть еще изучения отношение органа с системой, ток тогда знание станет всеобъемлющем. Нельзя изучать глаз, не зная о кровеносной системе, давлении внутричерепном, сосудах внутри глаза и пр. Взаимодействие систем – это установление связей меж ними.

Посему для Деталянфи и др. важен системный подход к изучению действительности, и как раз философия претендует по крайней мере во времена Гегеля) на системность.

Что является системой: пример: клетка живая, растения, организм, планета, природа, галактика, вселенная… системы бывают макросистемы,микросистемы и пр, меж ними есть сложная связь.

Открытость и закрытость системы(степень взаимодействия с другими системами) – важная характеристика. Здание – это система, и трещины – результат внутренних процессов, она взаимодействует с водой, светом воздухом и пр, и результат их взаимодействия. Чем сложнее система – тем сложнее взаимодействия, тем более она открыта, сильнее взаимодействует. Чтоб система разбивалась, ей необходимо иметь характеристику открытости, для взаимодействия на уровне в-ва, энергии, инфы, материи… закрытая система – открыта ток к минимальным изменениям(нагревания камня на солнце и пр)

Диалектика формы и содержания:

Сие диалектическая пара категорий. (помним о принципах диалектики – детерминизма, системности и пр) – категории о которых ы грим раскрывают диалектическое строение мира.

Под содержанием понимают все находящиеся в том или ином объекте или процессе, а именно его компоненты, существенные связи, несущественные связи.Под формой понимают – внешнее выражение содержания и внутренняя взаимосвязь компонентов.

Как их характеризуют: через единство, любой процесс явление – это единство формы и содержания. Не может быть бессодержательной формы, не может быть содержания без формы.

Еще характеристика их: противоречивость. Тут могут быть вот что:

1) гармония формы и содержания (например в искусстве, видя соотношение параметров картины и ее содержанием. Например произведение Малевича черный квадрат. Типа каждый может его нарисовать, суть в том, что должно быть определенное пространство для белого, и черного квадрата. Он смог создать портал для человека, для проникновения собственного я в реальность, которое ему не известно. Посему каждый смотрящий в этот квадрат видит чет индивидуальное, в самого себя, в реальность художника.

2) Дисгармония – это несоответствия формы содержанию. Например: есть развлекуха для молодых певцов – берут мелодию в лесу родилась ёлочка, а поют фигню какую нить про войну например. Несоответствие. На учебе – когда рассказывают анекдот, а не материал

3) Конфликт – не совместимость формы и содержания. Тут конфликт источник для развития, ибо содержание имеет тенденцию к изменчивости, а форма тенденцию к фиксации, и конфликт меж ними(стабильность, изменчивость) – может стать стимулом к развитию.

Методологическое значение чего то там в научном познаии…Lтот же вопрос)

Пример заболевания: неправильно работает костный мозг, все сначала норм, а потом все нарушается, весь организм. Посему врач должен лечить не симптом(там первое проявление боли в пояснице), а заболевание. У чела болит поясница, он идет к хирургу, он ничего не находит, ему то гематологу нужно! Поэтому чел должен обладать фундаментальным знанием, а не просто свою специальность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации | Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.