КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные виды изнашивания
Для уменьшения износа, происходящего при соприкосновении вершин неровностей, трущиеся поверхности следует обильно смазывать, а поверхности контакта должны иметь малую высоту неровностей, т.е. необходимо повышать качество обработки трущихся поверхностей и улучшать условия смазки. Износ является результатом не только механического но и теплового, химического и молекулярного взаимодействия вершин трущихся поверхностей. В связи с этим различают следующие виды изнашивания: - механическое (абразивное, усталостное); - молекулярно-механическое; - коррозийно-механическое. Абразивное изнашивание – распространенный вид повреждения поверхностей транспортных, сельскохозяйственных, горных и других машин, работающих в технологических средах, содержащих абразивные частицы. Абразивное изнашивание является результатом срезания и пластического деформирования микронеровностей твердыми посторонними частицами при относительном перемещении сопряженных поверхностей. Отделение частиц при изнашивании происходит при однократном или многократном воздействии абразивного тела. В результате изнашивание идет в форме процесса микрорезания, либо в виде усталостного повреждения. Эффективными средствами уменьшения абразивного износа являются: - защита зон трения от попадания частиц абразива специальными уплотнениями; - защита зон трения от продуктов изнашивания (при жидкой смазке) – очистка смазки специальными фильтрами; - повышение поверхностной твердости материалов деталей (закалка, направление порошков карбида и т. д.). Молекулярно-механическое изнашивание – происходит при высоких контактных напряжениях в зоне сопряжения деталей из однородных материалов (зубчатые передачи, резьбовые соединения и др.). Оно начинается с локального пластического деформирования и разрушения окисных пленок на отдельных участках поверхности контакта. В результате чего приходит в действие силы молекулярного сцепления, вызывающие молекулярное сцепление (схватывание) материалов деталей и разрушение зон схватывания при последующем движении. Процесс трения на основе схватывания называют заеданием. Его интенсивность растет с увеличением удельного давления. Скорости скольжения и температуры в зоне контакта. Распространенной разновидностью этого вида изнашивания является задир – повреждение поверхности контакта в виде борозд глубиной 100…200 мкм.
Уменьшение схватывания достигается изготовлением поверхностей трения из разных материалов, применением смазок с антизадирными свойствами, уменьшением скорости скольжения и контактных напряжений. Коррозийно-механическое изнашивание – наблюдается в машинах и аппаратах, в которых трущиеся детали вступают в химическое взаимодействие со средой. Поверхность трения таких деталей разрушается под действием двух одновременно протекающих процессов: коррозии и механического изнашивания. При вибрациях в условиях контакта металла с воздухом коррозийно-механическое изнашивание протекает в форме ºС (от английского fret – подтачивать). В результате небольших циклических относительных перемещений деталей разрушаются тонкие окисленные поверхностные слои металла, которые не удаляются из зоны трения и превращаются в абразивный черный порошок. Поскольку процесс окисления на воздухе непрерывен, то разрушение носит прогрессирующий характер. Фреттинг-коррозия способствует разрушению заклепочных, прессовых, резьбовых, шлицевых и шпоночных соединений, рессоры. Для защиты от фреттинг-коррозии используют различные методы поверхностного упрочнения зон контакта, наносят мягкие гальванические покрытия, напыляют тефлоновые и резиновые пленки.
Одним из главных путей уменьшения износа является применение соответствующих смазок для разделения поверхностей трения. Для смазки используют жидкую, пластичную и твердую смазку. В авиационных редукторах и узлах трения ГТД используют масла (жидкие) СМ-4,5; СМ-8; СМ-15; МН-7,5 и синтетическое масло Б-3В последнее имеет противозадирную присадку и стабильно до 200ºС. В машиностроении широко применяют более дешевые масла для смазки двигателей, насосов, зубчатых передач И-70А; И-50А; И-40А. Пластичные смазки: тугоплавкая самолетомоторная (СТ), солидол – 15ºС + 200ºС, универсальная среднеплавкая (УС) УС-2 – 40ºС + 70ºС. ЦИАТИМ – 202, 203 применяют при высоких удельных нагрузках в диапазоне – 50ºС + 90ºС. ЦИАТИМ – 221 высокотемпературная смазка – 60ºС + 120ºС. Твердые смазки применяют при работе в условиях низких (ниже – 100ºС) и высоких (выше 300ºС) температур: коллоидный графит до tº = 350ºС; дисульфид молибдена (MoS2) до tº = 400ºС; в вакууме и инертных газах до температуры 800…1150ºС. ЦИАТИМ – 221 высокотемпературная смазка – 60ºС + 120ºС. Твердые смазки применяют при работе в условиях низких (ниже – 100ºС) и высоких (выше 300ºС) температур: коллоидный графит до tº = 350ºС; дисульфид молибдена (MoS2) до tº = 400ºС; в вакууме и инертных газах до температуры 800…1150ºС.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |