Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие ТНК и индекс транснациональности. Мультинациональные компании и международные монополии




Значение ТНК для международного бизнеса весьма велико, и они являются его основными субъектами. Международная торговля все больше становится отражением, следствием и стимулом связей между самими ТНК, внутри ТНК — между материнской компанией и ее до­черними и внучатыми компаниями, а также между этими и любыми другими компаниями. Например, многие американские компании от­крыли в различных странах мира собственные филиалы и представи­тельства и создали там обширные производства, что позволяет им за­действовать дешевую рабочую силу и другие ресурсы, а также обходить сложные торговые барьеры и максимизировать итоговую прибыль

Транснациональные компании — институциональная форма ин­тернационализации и международного маркетинга. Сфера их деятель­ности и «адрес» — весь мир. Это компании-космополиты, имеющие контролирующий капитал однонационального происхождения.

Сбыт за рубежом, занимающий значительную долю деятельности ТНК, обычно растет быстрее, чем сбыт в собственной стране, причем объем сбыта за рубежом составляет обычно более '/3 общего объема продаж. Так, 25 крупнейших транснациональных корпораций США получают 43% общего объема продаж и 25% прибыли от сбыта своей продукции за рубежом.

Однако следует проявлять определенную осторожность при отнесе­нии компании к разряду ТНК, поскольку далеко не всякая компания, во­влеченная в международную торговлю, может быть отнесена к категории транснациональных корпораций. Компания может экспортировать всю производимую ею продукцию и получать 100% дохода из-за рубежа, но этого недостаточно, чтобы называться транснациональной. Транснацио­нальной может считаться только компания, имеющая собственное про­изводство или иное присутствие (представительство) за границей.

Деятельность ТНК является одной из основных причин дефицитности платежного баланса страны. Например, только импорт «боль­шой тройки, американского автомобилестроения General Motors, Ford, Chrysler со своих расположенных за рубежом заводов составлял в конце 1990-х гг. 6 млрд долл.

Однако в связи с ростом конкуренции в сфере производства тен­денция может измениться в обратную сторону.т е. в сторону акгивиза-ции процессов создания зарубежными фирмами на территории США своих производств и предприятий с целью последующего экспорта в третьи страны. Поддержание отечественного и иностранного произ­водства на американской территории позволит улучшить состояние

торгового баланса США.

При сравнении объема ежегодных продаж ТНК с валовым нацио­нальным продуктом отдельных стран можно сделать вывод, что General Motors превосходит Швейцарию, Пакистан и ЮАР, Royal Dutch Shell богаче Ирана, Венесуэлы и Турции.

При этом международная маркетинговая деятельность ТНК отли­чается жестким централизованным контролем и координацией. Для отнесения компании к ТНК следует определить индекс транснациональности, который характеризует степень интернационализации дея­тельности компании.

Индекс транснациональности (или индекс международности) про­считывается, исходя из следующих показателей:

• объем производства на зарубежных филиалах и его отношение к внутреннему производству (как наиважнейший показатель);

• объем прибылей, полученных на заграничных филиалах, по от­ношению к объему прибылей компании на внутреннем рынке;

• занятость на заграничных филиалах и ее отношение к числу за­нятых на внутреннем рынке;

• доля зарубежных активов в общей сумме активов компании;

• объем продаж за границей и его отношение к объему продаж на внутреннем рынке.

В соответствующих случаях подсчитывают этот индекс и в отноше­нии государства, тогда показатели суммируются по всем основным компаниям ведущих отраслей данной страны.

Процессы транснационализации касаются и сферы услуг. Так, американская страховая компания Agna открыла в Ирландии центр обработки претензий и заявлений, Texas Instruments имеет в Индии филиал по разработке пакетов программного обеспечения, юридичеекая компания Lexis самолетом отправляет за рубеж документы для ввода их там в компьютеры местными операторами. Многие фирмы осуществляют обработку данных на Барбадосе, где около 1000 опера­торе» зарабатывают на этом около 10 млн долл. (Бизнесмены-между­народники шутят по поводу регистрации фирм на палубах океанских судов, которые встают на якорь там, где бизнес обходится дешевле все­го и где самый низкий уровень налогообложения.)

ТНК бывают не только крупные, но и средние (с количеством за­нятых не более 500 чел.). Например, 50 средних по величине компаний с количеством занятых не более 500 чел., относящихся к ТНК, имели средний индекс транснациональности 27%, у 13 превышал 40% и у 6 — превышал 50%.

Типичной организационной структурой ТНК является структура, включающая:

- головная материнская компания (холдинг) со штаб-квартирой,

- филиалы и отде­ления,

- а также дочерние и внучатые компании как внутри страны, так и за рубежом. Особое значение приобретает сочетание принципов цен­трализации и децентрализации в управлении ТНК, а также конгломе­ратной и синергической форм набора портфеля ее сфер бизнеса.

Хорошо известны такие американские ТНК, как Wbrner-Lambert, ЗМ, Ford, IBM, H. J. Hinz, Gillette, Istman Kodak, сбыт за рубежом ко­торых составляет более 'Д общего объема продаж.

Можно также выделить мулътинационалъные, многонациональные компании (МНК), которые отличаются преобладающей привязанно­стью к стране своего происхождения (по объему деятельности, связям с деловыми и политическими кругами, сосредоточению научно-техни­ческих исследований) и ядро которых образует капитал двух-трех стран (например, англо-голландская компания Royal Dutch Shell).

И наконец, можно говорить о международных монополиях (ММ), которые характеризуются отсутствием преобладающей привязанности к стране происхождения и образованы капиталами нескольких стран. Однако для упрощения анализа в международном маркетинге все вы­шеназванные компании чаще всего принято считать как один и тот же вид — транснациональные компании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.