КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование институциональной среды, благоприятной для интенсивного инновационного развития 2 страница
Среди главных целей направления – организация производства и наращивание выпуска продукции малотоннажной химии (лекарственные препараты, вкусовые добавки, консерванты, красители, средства защиты растений, присадки к маслам и топливам) с учетом максимального использования промежуточных продуктов традиционного химического производства и отечественного сырья, что обеспечит наращивание экспорта и импортозамещение данной продукции. Основными проектами внедрения и использования новых технологий должны стать: введение в строй установки замедленного коксования в ОАО «Нафтан» для увеличения глубины переработки нефти до 92 процентов; строительство горно-химического комбината по переработке горючих сланцев мощностью 5 млн. тонн в год для использования получаемых продуктов (сланцевое масло и газ) в энергетической и химической сферах в виде жидкого и газообразного топлива и в качестве сырья в целях дальнейшей переработки для получения разнообразных востребованных органических продуктов; строительство производства комплексных удобрений мощностью 600 тыс. тонн в целях удовлетворения растущего внутреннего спроса на NPK-удобрения и реализации продукции на экспорт; строительство химического комбината по комплексной переработке хлорсодержащего минерального сырья для организации выпуска востребованной на внешних и внутреннем рынках продукции (щелочи, хлорсодержащие неорганические продукты); создание установки вакуумной перегонки мазута мощностью 3 млн. тонн в год в ОАО «Мозырский НПЗ» в целях увеличения выпуска товарных продуктов и расширения их ассортимента; строительство установок изомеризации для получения высокооктанового компонента бензинов – изомеризата; увеличение на 7,2 тыс. тонн в год производственной мощности завода полиэфирных текстильных нитей на РУП «СПО «Химволокно» для улучшения качественных характеристик и ассортиментной группы полиэфирных нитей; техническое переоснащение производства легковых и грузовых цельнометаллокордных шин, что позволит расширить ассортимент, улучшить качественные и эксплуатационные характеристики, снизить материалоемкость, энергоемкость производства и тем самым повысить конкурентоспособность продукции (концерн «Белнефтехим»). Будет сделан акцент на развитии биотехнологий, в том числе посредством создания специализированных научно-технологических парков, включая: Республиканский центр по генетическому маркированию и паспортизации растений, животных, микроорганизмов и человека; научно-производственный комплекс по микроклональному размножению растений. Реализация данного направления позволит удовлетворить потребности Республики Беларусь в части производства высокоэффективных ферментных препаратов для повышения кормовой ценности рационов сельскохозяйственных животных, биологических средств защиты сельскохозяйственных культур, биотоплива. Планируется, что к 2015 году объем экспорта биотехнологической продукции составит 200 млн. долларов США в год. В сфере нанотехнологий и технологий создания наноматериалов НАН Беларуси (при участии Минпрома и Минобразования) предусматривается разработка и внедрение технологий в производства: наноразмерных структур и покрытий, в том числе на полупроводниковых пластинах; магнитных, сегнетоэлектрических, полупроводниковых, сверхпроводящих, радиационностойких, фотонных, квантоворазмерных, нелинейнооптических и сверхтвердых материалов; порошков на основе металлов и их сплавов, керамики и металлокерамики, в том числе ультра- и нанодисперсных для производства оксидной и бескислородной керамики, мишеней, проволок, гибких шнуров; углеродных материалов – фуллеренов, нанотрубок и их производных, сверхтвердых и ультратвердых материалов на их основе; изделий радиоэлектроники, приборостроения, офисного оборудования, современных средств связи, информационно-измерительной и микротехники. Развитие данного направления будет осуществляться посредством: формирования новых научных школ и направлений в сфере нанонауки; разработки и реализации серии государственных программ по всему спектру жизненного цикла нанотехнологий – от фундаментальных исследований до коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; создания производства оборудования для электроплазменной обработки металлических материалов; создания инженерно-производственного центра современных методов обработки поверхностей деталей (электроразрядной, магнитно-абразивной, лазерной) для машиностроения и других производств промышленности; приоритетного финансирования в объеме не менее 30 млн. долларов США ежегодно; организации подготовки кадров, предусматривающей развертывание системы высшего образования в области нанотехнологий; создания инфраструктуры поддержки трансфера и коммерциализации нанотехнологий, в том числе с участием профильных организаций Российской Федерации. Стратегической целью направления «Информационно-коммуникационные и авиакосмические технологии» является развитие информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) – основы формирования высокотехнологичного сектора национальной экономики и создания производств V и VI технологических укладов. Для этого предусматривается: стимулирование внутреннего спроса на услуги отечественных разработчиков программного обеспечения в целях обеспечения комплексной информатизации отраслей национальной экономики; формирование инфраструктуры ПВТ, в том числе за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций в строительство объектов недвижимости ПВТ; развитие инновационного инжиниринга в области информационных технологий, аудита информационных систем и программного обеспечения; разработка технологий, устройств и систем микро- и наноэлектроники, оптоэлектроники, мехатроники, встроенных систем и программно-аппаратных средств; предоставление услуг центров обработки данных; внедрение на национальном уровне опыта создания и функционирования системы подготовки преподавателей и специалистов в области информационных технологий по современным международным стандартам. В рамках направления предусматривается, что темпы роста сектора ИКТ превысят средние показатели по экономике в 2–3 раза, а Республика Беларусь станет крупным экспортером информационных технологий и программного продукта. Получит развитие производство средств космической связи, позволяющих внедрить современные технологии цифрового телевидения и телемедицины, будут созданы условия для взаимовыгодного использования российской глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС». Ставится задача внедрить CALS-технологии на всех крупных производствах Республики Беларусь, довести в 2015 году охват клиник страны телемедицинскими системами для удаленных консультаций на областном уровне до 100 процентов, на районном – до 60 процентов, создать и внедрить технологии и аппаратно-программные комплексы для дешифрирования и обработки данных дистанционного зондирования Земли, резко повысить уровень автоматизации работ банковского сектора, транспорта, налоговых и таможенных служб и государственного аппарата управления в целом. В 2011–2015 годах в области ИКТ НАН Беларуси и Минсвязи предусматриваются разработка и развитие: информационных ERP-систем, направленных на управление ресурсами организаций; информационных технологий, систем обработки данных и мультимедийной информации; интернет-технологий «Future Internet»; цифрового телевизионного и радиовещания; мультисервисных сетей электросвязи, основанных на использовании единой аппаратно-программной платформы для оказания различных услуг электросвязи, путем внедрения IMS-платформы; технологий обработки, хранения, передачи и защиты информации; технологий распределенных вычислений и систем; компьютерных технологий и интеллектуальных систем в экономике, медицине, биологии, социальной сфере, государственном управлении, обороне, образовании и на транспорте; средств контроля параметров систем, средств связи и телекоммуникаций; систем, построенных на базе технологий радиочастотной идентификации; систем квантовой криптографии на одиночных фотонах. Исследования в области авиакосмических разработок планируется осуществлять в тесном взаимодействии с профильными организациями Российской Федерации и других стран посредством организации ряда совместных предприятий. Намечается создание многофункциональных беспилотных авиационных комплексов для ведения воздушной разведки, мониторинга земной и водной поверхностей, формирование наземной инфраструктуры обеспечения функционирования нового белорусского космического аппарата в увязке с российской космической группировкой, создание автономного наземного комплекса управления Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли (НАН Беларуси, Госкомвоенпром, Госкомимущество). Запуск спутника связи и навигации (с привлечением в качестве оператора СООО «Деловая сеть» и использованием кредитных средств КНР) позволит реализовать: интеллектуальную транспортную систему (видеодетектирование дорожного движения, управление платными парковками и другое); современные защищенные от несанкционированного проникновения DATA-центры хранения информации; централизованную визуальную систему в составе центра мониторинга общественной безопасности, систему радиочастотной идентификации объекта. Направление «Новые материалы» предполагает обеспечение потребности сфер деятельности экономики в отечественных материалах с заданными принципиально новыми свойствами, а также в отечественных технологиях сварки, покрытиях для защиты и упрочнения поверхностей. Будут созданы материалы, обеспечивающие повышение прочности узлов и агрегатов, улучшение их эксплуатационных характеристик и увеличение срока службы изделий. Основные участники в решении этих задач – НАН Беларуси, Минпром, Минстройархитектуры, Минобразование, концерн «Белнефтехим». В 2011–2015 годах по направлению «Новые материалы» предусматривается создание производств: вяжущих, керамических стеновых, отделочных, теплоизоляционных материалов, строительного стекла; промышленных взрывчатых веществ; полимеров и эластомеров; композиционных и керамических материалов; порошковых материалов, в том числе с применением наноразмерных упрочняющих фаз и лигатур; пористых и капиллярно-пористых материалов с управляемой поровой структурой на основе меди, никеля, титана, алюминия; высокопористых композиционных материалов типа металл-керамика, полимер-керамика, полимер-металл, керамика-керамика, в том числе с градиентной структурой и структурой в виде пространственных решеток; по глубокой переработке нефти и хлорсодержащего минерального сырья. В сфере технологии производства металлов и сплавов со специальными свойствами планируются разработка и внедрение ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий в производстве (модернизация существующего оборудования и технологий не менее 60 процентов к 2015 году): литейных сплавов с использованием вторичных ресурсов на основе черных и цветных металлов, в том числе модифицированных, с повышенными физико-механическими свойствами; порошковых низколегированных сталей для изготовления конструкционных деталей деформированием заготовок с контролируемой структурой; поликомпонентных композиционных материалов (экспортоориентированных) для тяжелонагруженных фрикционных узлов автотракторной техники; износостойких композиционных материалов и технологий на основе фторполимерных связующих с повышенной деформационной прочностью для изготовления тормозных колодок канатных машин для РУП «Белорусский металлургический завод»; отливок поршней с заданной структурой материала и галерейным охлаждением. Развитие транзитного потенциала предусматривает модернизацию существующих транспортных сетей, реализацию преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности, обеспечивающих кратчайший путь и минимальные временные рамки прохождения грузов по транспортному коридору Европа–Азия. На современном этапе увеличение объемов транзита по территории Республики Беларусь является важным фактором стабилизации и структурной перестройки экономики страны. Основное участие в развитии транзитного потенциала Республики Беларусь примут Минтранс, Минобразование, Минский облисполком и Минский горисполком. В составе транспортно-логистической сети страны будут созданы: региональные (областные) мультимодальные логистические центры, локальные распределительные центры, контейнерные терминалы; развитая транспортная автодорожная инфраструктура; авиационная инфраструктура, в том числе путем реконструкции действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск с созданием современного международного пассажирского терминала, Центра бизнес-авиации, строительства второй искусственной взлетно-посадочной полосы и производственных корпусов для технического обслуживания и ремонта авиационной техники; логистическая информационная система и система контроля грузодвижения; интеллектуальная транспортная система безопасности с видеонаблюдением г. Минска с включением в нее автомобильных дорог М2 Минск–Национальный аэропорт Минск и М9 Кольцевая дорога вокруг города Минска. Единый методологический подход при разработке транспортно-логистической сети страны и программ реализации позволит в дальнейшем построить в рамках международных транспортных коридоров логистический сервис, соответствующий международным стандартам. Приоритетным направлением станет развитие электронной торговли путем формирования национальной электронной товаропроводящей сети. Намечено открытие интернет-магазинов организациями, осуществляющими производство потребительских товаров. Более широкое развитие получат такие качественно новые системы электронных платежей, как мобильный банкинг и интернет-банкинг. Предусматривается создание единой унифицированной базы данных о товарах и услугах, информационной системы банка электронных паспортов товаров. Реализация задач в области рационального использования геопотенциала и сохранения качества окружающей среды как актуальных проблем современности предполагается по направлению «Рациональное природопользование, ресурсосбережение и защита от чрезвычайных ситуаций». Оно ориентировано на комплексное развитие новых производств, использующих местные минерально-сырьевые ресурсы, в целях совершенствования структуры экономики в пользу производств с низкой импортоемкостью и высокой добавленной стоимостью, адаптацию к условиям изменяющейся окружающей среды, а также обоснование и применение способов биологической ремедиации территорий, пострадавших в результате разработки месторождений. В этом направлении основное участие примут Минприроды, Минлесхоз, Минжилкомхоз, МЧС, местные исполнительные и распорядительные органы. В природопользовании планируются: развитие собственной минерально-сырьевой базы, обеспечение устойчивого развития экономики Республики Беларусь за счет сбалансированного воспроизводства, экономически эффективного и экологобезопасного использования минеральных ресурсов; расширение минерально-сырьевой базы строительных материалов в Гродненской, Могилевской и Брестской областях, недостаточно обеспеченных этими видами минерального сырья. Минжилкомхозом предусматривается строительство комплекса сооружений по использованию осадков сточных вод очистных сооружений г. Барановичи для получения биогаза и его дальнейшего использования в теплоэнергетическом хозяйстве, что позволит снизить затраты на оплату электроэнергии (экономический эффект), уменьшить объемы утилизируемого ила, снизить выбросы углекислого газа и метана в атмосферу (экологический эффект). МЧС предусматривается совершенствование функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая разработку и внедрение информационно-аналитического обеспечения, нормативно-технической базы, средств и технологий для мониторинга, прогнозирования, предупреждения и ликвидации пожаров, аварий и катастроф, подготовки специалистов аварийно-спасательных служб. Планируется строительство инновационно-образовательного центра безопасности с использованием моделирования чрезвычайных ситуаций на основе современных информационных технологий. Реализация задач по направлению «Обороноспособность и национальная безопасность» обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности государства посредством формирования научно-технического потенциала с учетом современных тенденций развития вооружения и военной техники. Задачи обороноспособности и национальной безопасности в области создания материально-технической базы будут решаться при участии Госкомвоенпрома и НАН Беларуси. Будут выполнены исследования, разработки и создано многопрофильное производство (ОАО «АГАТ-электромеханический завод») для серийного производства современных радиолокационных станций сантиметрового и метрового диапазонов, разрабатываемых ОАО «КБ Радар», и других изделий, а также осуществлен выпуск научно-технической продукции военного и двойного назначения на создаваемом специальном производстве (ГП «Завод точной электромеханики»). Планируется, что к 2016 году высокотехнологичный сектор Республики Беларусь будет располагать такими развитыми направлениями, как атомная энергетика, приборостроение и электроника, информационные, нано-, биотехнологии, авиакосмические технологии. Развитие указанных направлений предполагается обеспечить на основе интеграции организаций НАН Беларуси, учреждений высшей школы, существующих и вновь созданных промышленных предприятий путем реализации государственными заказчиками масштабных инновационных проектов с привлечением зарубежных стратегических инвесторов из числа международных (транснациональных) компаний и высококвалифицированных кадров, работающих в сфере новых и высоких технологий. Создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств, модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологическое переоснащение производств для освоения и выпуска новой продукции будут осуществляться путем реализации инновационных проектов, включенных: в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь, согласно приложению 1; в планы (программы) развития видов экономической деятельности, закрепленных за республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, НАН Беларуси, планы (программы) развития областей и г. Минска; в государственные комплексные целевые научно-технические программы и государственные научно-технические программы. Работу по выполнению Государственной программы координируют ее заказчики в соответствии с планами реализации. Координацию работы по выполнению настоящего раздела осуществляют заместители Премьер-министра Республики Беларусь по курируемым направлениям. Ответственность за реализацию данного раздела возлагается на руководителей республиканских органов государственного управления, председателей облисполкомов и Минского горисполкома, являющихся заказчиками Государственной программы. ГЛАВА 3 Предстоит ускорить построение эффективной Национальной инновационной системы (далее – НИС), максимально использовать имеющиеся условия для интеграции науки, образования, производства, формирования рыночных стимулов повышения инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности и рынка инноваций. Основными задачами государственной инновационной политики являются: обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие экономики Республики Беларусь; повышение эффективности инновационной деятельности; обеспечение экономического и социального развития за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; содействие созданию и развитию рынка инновационной продукции; содействие созданию инновационной инфраструктуры; перспективное прогнозирование технологического развития; обеспечение государственных интересов в сфере инновационной деятельности; формирование благоприятной среды для развития научно-технической деятельности и инновационного бизнеса.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |