14. Будда мудра (мудра сострадания) Развивает в человеке любовь ко всему живому и действенное сострадание. Помощь другим, основанная на эмоциональной жалости, может даже навредить, а помощь, проистекающая из просветленного сострадания и мудрости, дарует реальное освобождение от страданий и вызвавших их кармических причин. Когда приходит осознание, оно становится чистым состраданием, чистой любовью, чистой жизнью, оно превращается в Божественное намерение. Когда сострадают люди, ангелы сорадуются. Выполняется вместе с мантрой: «Ом намо нарайанайа».
15. Калешвара мудра (мудра щедрости) Эта мудра владыки времени. Она помогает управлять временем. Оказывает такую же помощь, как любящая мать своему ребенку. Защищает от неблагоприятных психических влияний и от людей, которые похищают ваше время. Божественность щедро делится своей энергией с нами – временем, чтобы научить и нас быть щедрыми. Щедрость – настоящее богатство. И чтобы быть щедрым, вам не нужно много вещей, вам надо просто делиться тем, что у вас есть. Вы можете быть нищим, но вы можете быть щедры. Вы можете улыбнуться незнакомцу, вы можете спеть, когда кто-то грустит, вы можете поделиться своим вдохновляющим словом. Делитесь вашим временем и бытием, если у вас ничего нет. Делитесь, но не позволяйте похищать. Выполняется вместе с мантрой: «Ом хум шри калешварайа намах».
16. Кубера мудра (мудра богатства) Кубера мудра используется для обретения внутреннего и внешнего богатства и достижения цели. Она приносит понимание, что стремление к внешнему богатству без стяжания внутреннего часто приносит только разочарования и печали. Иисус говорил: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мудрые ищут не золото, но свет, поскольку знают, что когда будут обладать светом, то это начало сконденсируется внутри них и превратится в золото, в способность привлекать любые энергии. Золото, которым они обладают внутри себя, – это свет, невидимый для непосвященных. Делайте эту мудру вместе с мантрой: «Ом куберайя намах».
17. Дхену мудра (мудра изобилия) Эта мудра также называется сурабхи или камадхену. Соедините мизинец одной руки с безымянным пальцем другой – и наоборот. Указательный палец одной руки соедините таким же образом со средним пальцем другой – и наоборот. Рекомендуется в комплексном лечении и профилактике следующих заболеваний: острые и хронические стрессы, астено-невротические состояния различной этиологии, синдром хронической усталости. Эта мудра помогает в осуществлении желаний, усиливает намерение, приносит успех в начинаниях. «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – [как] древо жизни», – говорил Соломон. Выполняется вместе с мантрой: «Ом хрим Клим шрим намах».
18. Анджали мудра (мудра благодарности) Это мудра, дарующая благо всем существам. Устраняет дисбаланс на эмоциональном и ментальном планах. Способность уметь благодарить и радоваться, даже когда, казалось бы, нет никакой причины для радости, даст вам возможность преодолеть все трудности. В благодарности содержится особый алхимический элемент, который п роизводит мощное воздействие на тело и разум человека, на его судьбу. Выполняется вместе с мантрой: «Локка самаста сукхино бхаванту» («Да будут все существа счастливы»).
19. Падма мудра (мудра счастья) Эта мудра символизирует состояние счастья и дарует понимание, что лотос счастья может расцвести только внутри вас. Счастье не достигается во вне. Ведь счастье – это ощущение, что вы принимаете существование и существование принимает вас. Эта мудра улучшает интуицию, дарует позитивность, способствует устранению негативных программ подсознания, защищает от неблагоприятных психических влияний. Ее рекомендуется делать на восходе или закате Солнца в течение 10–15 минут. Произносите при этом мантру: «Ом падме падме махападме падмаватийе сваха».
20. Шанкха мудра (мудра красоты) Шанкха на санскрите означает «раковина». Когда вы делаете эту мудру и движетесь в сердце, вы становитесь немного более молчаливыми, немного более спокойными и умиротворенными, более расслабленными, более отдохнувшими в своем существе. Внезапно вы начинаете осознавать красоту деревьев, красоту облаков, красоту людей, всего, что есть. В Аюрведе зта мудра рекомендуется в комплексном лечении и профилактике следующих заболеваний: экстрасистолии, пароксизмальные тахикардии и мерцательная аритмия; дегенеративнодистрофические изменения суставов и позвоночника; кариес, повышенное выпадение волос и ломкость ногтей. Благоприятна она при аллергиях, хронической усталости, фарингите и ларингите. Совершайте мудру вместе с мантрой: «Ом шри маха лакшмийаи намах».
23. Ушас мудра (мудра озарения) Ушас – ведическое божество, олицетворенная заря. Ушас мудра способствует пробуждению мощной творческой энергии через сублимацию низших энергий. В человеке как будто восходит солнце нового видения. Его душа становится красивой как рассвет. А утро наполняется восхитительными пастельными цветами. Когда вы погружаетесь в пространство сердца, у вас появляется ясность, нисходит озарение. Вспышки озарения сливаются в светосознание. Мантра служит катализатором для осуществления новых проектов. Повышает внутреннюю гибкость, спонтанность, интуитивность. Улучшает адаптивность гормональной системы. При выполнении мудры можно использовать следующие мантры: Мантра Христа «Я свет миру». Мантра Ушас, божества зари: «Ом ушра сварупайя намах».
24. Гаруда мудра (мудра вдохновения) Вдохновение сердца – это откровение Бытия, это новый вдох Бога в нашу душу. Вдохновение – это поток, поток удивления и изумления. И гаруда мудра раскрывает талант открываться этому потоку, способствует развитию духовной интуиции и духовного видения. Он также стимулирует обмен веществ, нормализует давление, гармонизирует работу правого и левого полушария, включает альфа-ритм, позволяет подняться над суетой, рутиной, серостью повседневности, привносит позитивность, воодушевление, креативность. Выполняется вместе с мантрой: «Ом хрим храум хрим хрим бхирундавайи намах».
25. Ганеша мудра (мудра творчества) Вы творчество, живая энергия созидания. Через вас постоянно созидается мир. Есть величайшая радость в мире, и это – создавать что-то. Все что угодно: поэму, песню, музыку, предприятие. Но до тех пор пока вы чего-то не создадите, вы не сможете почувствовать радости. Ганеша мудра, способствующая активизации творческой энергии и реализации творческих планов, устраняет препятствия на пути достижения высоких намерений. Выполняется вместе с мантр ой: «Ом гам ганапатайе намах».
26. Дхармачакра мудра (мудра понимания) Мудра Дхармачакра (санскр. Dharmacakra – «управление законом») олицетворяет наивысший момент в жизни Будды, когда после достижения просветления он читал свою первую проповедь в Сарнатхе. Обычно только Гаутама Будда изображается с этой мудрой, обозначая Майтрейю как хранителя Закона. Эта мудра символизирует поворот колеса Закона. Мудра строится следующим образом: правая рука на уровне груди, ладонь развернута вертикально наружу, пальцы согнуты, большой и указательный пальцы касаются друг друга. Левая рука с таким же расположением пальцев горизонтально развернута к груди. Эта мудра также известна как Витарка (санскр. Vitarka – «доказательство, увещевание»), Карана и Вьяхьяна мудра. Выполняется вместе с мантрой: «Ом хим гьяна шактйяи намах».
27. Гьяна-мудра (мудра знания)< > Способствует успокоению ума, развитию когнитивных способностей, позволяет видеть реальность такой, как она есть, улучшает память, концентрацию. Гармонизирует ментальные процессы, избавляет от уныния, депрессии, останавливает надоедливый внутренний диалог ума. Ум расщепляет реальность, делая постоянно ее снимки и обозначая их словами и знаками. Они хранятся в памяти и становятся объектом интеллектуальных операций. Но продукт ума не реальность, а только ее урезанное отражение. Вы не избавитесь от голода, съев фотографию ресторана. Знание в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний самое нужное – знание того, как жить добродетельно, божественно, осознанно. Выполняется с мантрами: «Ом» либо «Ом тат сат».
28. Бхуди мудра (мудра упорядоченности) Мудра закона, порядка, иерархичности. Помогает осознавать причинно-следственные связи. Благоприятна для понимания законов судьбы и своего предназначения. Вносит упорядоченность в отношения между людьми. Дарует понимание, что в природе нет места хаосу. Хаос существует только в уме человека. Ум не может охватить целое – его фокус очень узок. Он видит только фрагменты и не может увидеть всю картину целиком. Выполняется вместе с мантрой: «Ом шри дхарма-рупайя сваха».
29. Брихаспати мудра (мудра ясности) Брихаспати считается учителем полубогов. Мудра улучшает ясность видения и понимания приоритетов жизни. Приносит спокойствие, проницательность, развивает интуицию. Дает способность быстро адаптироваться в любой ситуации. Видение сердца характеризуется такими понятиями, как ясность, чистота, прозрачность, неомраченность. Око сердца можно развить тол ько чистотой. Вот почему придается такое большое значение чистоте: жить чистой жизнью, питаться чистыми элементами, дышать чистым воздухом, сохранять чистыми мысли и чувства, насыщать свое сознание солнечными вибрациями, потому что Солнце – образ чистоты. Великие тайны сокрыты в словах Иисуса: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло». Выполняется с биджа-мантрой: «Брим».
30. Витарка мудра (мудра мудрости) Дарует понимание законов жизни, проницательность, глубокое понимание бессознательных процессов, невовлеченность и стойкость. Мудрость – это способность заново увидеть вещи, что делает восприятие каждого факта жизни неповторимо насыщенным, но совершенно не отягчающим сознание. Такая подвижность восприятия есть своеобразная вершина, с которой только и могут открыться непостижимые пространства изобильной реальности. Правая рука полусогну та. Обе руки подняты, кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука вытянута вперед со смотрящей наружу ладонью. Эта мудра – универсальный жест, воспринимаемый даже вне своего буддийского контекста. Она часто присутствует в христианской иконографии. Главным образом используется при изображениях Великих Будд. Она символизирует одну из стадий учения Будды – обсуждения дхармы или обучения ей. Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством; он указывает на просветленную мудрость Будды. Это мистический жест Тар и Бодхисаттв. Выполняется вместе с гаятри-мантрой: «Ом бхур бхувах сваха тат савитур варенйам Бхарго девасйя дхимахи Дхийо йо нах прачодайат».
Приложение 2 Энергетические цен тры (чакры)
Рассмотрим семь чакр человеческого организма. Первая чакра (Муладхара) расположена в нижней части позвоночника между детородными органами (копчиковое сплетение) и анальным отверстием. Именно отсюда начинается подъем энергии. На физическом плане чакра связана с задним проходом и носовыми отверстиями, на руке – с указательным пальцем. На других уровнях она связана с обонянием и инерцией. Этой чакре соответствует стихия земли (материя). Ее еще называют красным лотосом с четырьми лепестками. В брюшной полости и в центре половых органов расположена вторая чакра, Свадхистана (вдоль позвоночника). В физическом плане с этой чакрой соотносятся кровь и другие жидкости организма, а также вкусовые ощущения, которые испытывает человек (на руке ей соответствует мизинец). Этот центр управляет нижними уровнями, его также называют алым лотосом с шестью лепестками. Третья чакра (Манипура) расположена в области поясницы при близительно на уровне пупка. Она связана со стихией огня, а значит, с солнцем. В физическом плане она затрагивает тепло, форму, цвет и связана со зрением (на руке ей соответствует большом палец). Эта чакра управляется волей. В переводе с санскрита она означает «город драгоценных камней», также ее называют голубым лотосом с десятью лепестками. Следующая – четвертая – чакра (Анахата) находится в области сердца. Она связана со стихией воздуха, а на физическом плане – с осязанием. На уровне тела ей соответствует кожа (на руке – указательный палец). Эта чакра связана с эмоциями человека. Ее называют лотосом с двенадцатью золотыми лепестками (в переводе с санскрита – «звук, не извлекаемый, но слышимый»). В области горла расположена пятая чакра (Вишудха), связанная со стихией эфир. На физическом уровне с ней соотносятся слух, звуки (на руке – средний палец). Пятая чакра соотносится с творящим духом. Также ее называют чакрой очищения, лотосом с шестн адцатью пурпурными лепестками. В области между глазами находится шестая чакра (Аджна). Это так называемый третий глаз. Эта чакра считается сосредоточием внутреннего видения, прозрения, вместилищем познавательных способностей. Ее название переводится с санскрита как руководство. Ее еще называют белым лотосом с двумя лепестками. Именно с этой чакры начинается выход за пределы первоэлементов, к Высшему.
Наконец, седьмая чакра (Сахасрара) находится в самой верхней части головы, на темени. К физическому плану эта чакра уже не имеет никакого отношения. Благодаря ей возможен выход к Абсолюту, высшей духовной сфере. Ее также называют лотосом с тысячью лепестками. С каждой чакрой связаны определенные мудры. Расскажем о них коротко: Первая чакра. Пальцы должны быть сжаты в кулак. Большой палец – спрятан под остальными. Вторая чакра. Правую руку нужно прижать ладонью к нижней части жи вота, к области между пупком и лобковой костью. Все пальцы, за исключением большого, должны быть соединены вместе. Большой палец нужно отвести в сторону. Ладонь при этом открыта, а левая рука находится выше правой. Третья чакра. Кисть правой руки должна быть закрыта. Средний, безымянный палец, а также мизинец прижаты к ладони в согнутом виде. Большой палец при этом касается ногтя среднего пальца, а указательный выпрямлен вперед. Четвертая чакра. Мудра выполняет двумя руками, кисти при этом раскрыты и располагаются на уровне сердца. Пальцы соединены и слегка согнуты. Большой палец прижат к кисти руки. Пятая чакра. Кисть правой руки нужно поместить в область шеи. При этом ладонь обращена наружу и раскрыта. Средний, безымянный палец и мизинец нужно согнуть, а указательный – выпрямить вверх. Большой палец должен быть прижат к указательному. Шестая чакра. При выполнении этой мудры ладонь следует поместит ь в области переносицы. Все пальцы должны быть соединены, выпрямлены, а кисть – раскрыта. Седьмая чакра. Все пальцы руки нужно соединить и прижать ладони друг к другу. Эта мудра молящегося человека. Ею завершают весь цикл упражнений.
Приложение 3 Индуистские божества
В этом разделе божества индуистского пантеона расположены в алфавитном порядке, а не по своему значению в иерархии древней индийской религии. Бхайрава Бхайрава – это гневный, тантрический аспект Шивы. Он изображается обнаженным, черным или синим, с длинными спутанными волосами. В одной руке он держит меч, а в другой – нанизанные на шест три черепа или петлю. Вокруг его шеи часто красуется ожерелье из черепов. Бхайрава стоит на лежащей фигуре. Иногда его изображают в объятиях со своей супругой Кали (Бхайрава Шакти). Брахма Брахма – Бог Творения и мудрости. У него четыре лика, представляющие четыре качеств Земли, которые обращены в четыре разные стороны. В своих руках он держит Веды (древние книги высшей мудрости и учения), жемчужные четки для счета времени, жертвенную ложку, символ духовности. Четвертая рука обычно поднята в благословении. Кроме того, он несет воду в камандалу (сосуде), указывая на то, что Вселенная произошла от воды. Вишну Вишну – хранитель и защитник, один из членов индуистской троицы. Иногда ему поклоняются вместе с его супругой Лакшми (богиней богатства). Обычно Вишну изображают стоящим. У него четыре руки, одна держит колесо (чакру), другая булаву или палицу (гату), третья – раковину (шанкху), а четвертая – цветок лотоса (падму). На его голове диадема (кирит), он стоит на лотосе. Известные воплощения Вишну – Кришна, Рама, Будда Шакьямуни. Ганеша Ганеша – слоноголовый бог мудрости и успеха. Это защитник и устранитель препятствий, один из самых популярных божеств индуизма. Почтение Ганеше обычно выказывают перед поклонением другим богам. Он один из сыновей Шивы и известен как Сиддхи Дата («Дарующий успех в работе»). Слоновья голова – символ мудрости. Ганеша изображается рядом с мышью Мушикой, символизирующей проницательность.
Дурга Дурга – гневная форма Парвати (супруги Шивы). Она изображается многорукой, в каждой руке она держит оружие. Дурга обычно сидит верхом на льве, размахивая мечом. Она держит палицу и цветок лотоса; ее вид ужасен. Однако ее лицо всегда остается спокойным и нежным. Кали Кали – гневная форма Парвати (супруги Шивы). Это богиня мистического; обычно изображается черной или темно-синей. Ее лик воистину страшен. Кали изображается обнаженной, на ней надето лишь ожерелье из отрубленных голов, изо рта высовывается язык. Кришна Кришна счита ется воплощением Вишну. Он символизирует множество достоинств: любовь, преданность, радость. Обычно Кришна изображается играющим на флейте или как младенец (синего цвета). Его любовь к своей вечной супруге Радхе – аллегория союза личностной души с Богом. Лакшми Лакшми – богиня богатства, супруга Вишну. У нее четыре руки: первые две совершают варада– и абхайя-мудры. Две другие держат зеркало и ярко-красный горшок. Ее часто сопровождают два карлика. Махавира Махавира обычно считается основателем джайнизма, но фактически он был 24-м Тиртханкарой. Однако именно это божество ассоциируется с основанием современного джайнизма, религии, требующей полного отказа от насилия (ахимса). Махавира был современником Будды; буддизм и джайнизм имеют много общего. Махавира прославился своими серьезными аскетическими подвигами и полным отказом от материального мира: как утверждают, он ходил обнаженным и не нуждался в п ище, воде, сне, а также не мылся. Натарадж Натарадж – аспект Шивы как бога танца. Танец Шивы – это созидающая сила Вселенной, связанная с пятью мистическими актами: творением, сохранением, разрушением, воплощением и освобождением (людских душ от иллюзии; это освобождение можно обрести в языках пламени, пляшущих на кремационной земле; они окружают танцора). Шива изображается танцующим: одна нога стоит на карлике – демоне невежества, другая занесена для следующего танцевального движения. Его волосы разлетаются в стороны, он держит барабан в форме песочным часов, представляющий пять ритмов проявления, а также сыплет пепел, которым уничтожает Вселенную. Сарасвати Сарасвати – богиня учения, музыки и поэзии. Считается, что поклоняющимся она дарует мудрость и способность к постижению наук. Сарасвати почитают и индуисты, и буддисты. Она супруга Брахмы и обычно изображается с виной (струнным музыкальным инст рументом). Ее цвет белый, она восседает на павлине. Шива Шива – Бог разрушения и возрождения в индуистском пантеоне. Он имеет много форм, включая Шиву-отшельника, Натараджа (бога танца), Бхайраву (Шиву в его гневном аспекте), Ардханари (полумужчину-полуженщину). У различных форм Шивы различные формы его супруги: Парвати, Ума, Дурга, Кали. Шива изображается обычно с трезубцем и маленьким барабаном. Он ездит на божественном быке Нанди. Шива – отец Ганеши.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление