Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение как способ воздействия




Теории.

1. Теория конгетивного диссонанса Леона Фестингера.

Чтобы уменьшить дискомфорт, мы находим оправдание своим поступкам, т.е. наши установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между установками и поведением.

Когда мы действуем без должного на то основания, когда наши поступки противоречат нашим установкам возникает диссонанс (напряжение). Мы чувствуем напряжение, когда две мысли, два убеждения (когниции) психики несовместимы. Чтобы ослабить диссонанс, мы находим тысячу доводов, чтобы убедить себя в том, что принятый выбор наиболее выгоден для нас – рационализация – психологический механизм защиты нашего эго.

Эффект недостаточного оправдания.

Суть в том, что уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения происходит в том случае, когда внешнее оправдание не существенно (т.е. если мне заплатили 1 доллар). Мы берем ответственность за свое поведение, если выбрали его без видимого давления и принуждения. Вывод: авторитарное управление будет эффективным только в том случае, если присутствует авторитет, т.к. люди не склонны к интерполяции, т.е. вынужденность поведения не становится внутренней потребностью, внутренним убеждением.

Диссонанс после принятия решения. Решение становится убеждением, т.е. мы принимаем решение, то оно становится убеждением.

Теория самовосприятия Дарила Бем.

Наши поступки – это саморазоблачение, когда мы не уверены, мы сами обращаем внимание на свое поведение, т.е. смотрим на себя глазами других. Мы делаем заключение на основании отслеживания собственного поведения. Когда наши установки слабы, мы находимся в положении человека, который наблюдает за нами со стороны, слушая свою речь, мы получаем информацию о своих установках. Наблюдая за своими действиями, мы понимаем, что лежит в основе наших установок и насколько они сильны, т.е. мы познаем себя.

Выделяют 2 способа убеждений: прямой и косвенный. Люди склонные к анализу и обдумыванию сообщений лучше поддаются прямому способу убеждения, поскольку там есть система аргументации, и они систематизируют мысли. В тех случаях, когда люди не обращаются к разуму, эффективней использовать косвенный метод убеждения, который использует намеки, убеждения, осуществленные прямым способом, более устойчивы и с большей вероятностью влияет на поведение. Выделяют 4 слагаемых поведения:

1 коммуникатор (-кто)

2 сообщение (-что)

3 канал передачи (способ)

4 аудитория (кому)

1) Коммутатор

Кредитность коммутатора, т. е. насколько он компетентен и надежен. Кредитность коммутатора сохраняется в течение месяца. Если сообщение кредитного лица убеждает, его внимание ослабевает с истиранием источника из памяти. Влияние не кредитуемого лица со временем может возрастать. Такой эффект с отражением действия возможен, когда люди забывают источник сообщения. Это эффект спящего.

2) Сообщение

Возможно, не только кто говорит, но и что говорит. Люди с аналитическим умом высоко образованные больше восприимчивы к разным аргументам. Если аргументы не достаточно сильны, то необходимо привести аудиторию в хорошее настроение. Здесь срабатывает эффект хорошего настроения, т.е. сообщение состоится более убедительным, выделится эффект первичности и эффект вторичности.

Эффект первичности – впечатление на дольше запомнится и дольше действует. Человека скорей убедит информация поступившая первой.

Эффект края (вторичности) – сказанное последним быстрее запоминается.

3) канал передачи

Сообщение может выиграть от повторения. Наибольшее влияние на нас оказывает не опосредованное воздействие, т.е. через кого-то, а непосредственный контакт лицом к лицу. Труд сообщения более убедителен в печатном виде, а легче в виде записи.

4) Аудитория

С помощью личностных черт человека можно сказать, как он воспринимает данное сообщение. Люди с низкой самооценкой плохо воспринимают сообщение и плохо поддаются убеждению. Люди с высокой самооценкой плохо поддаются внушению. Также влияет 1) возраст и способность к размышлению: с возрастом установки становятся все более консервативные; 2) смена поколений, т.е. установки пожилых людей которые были усвоены в юности, практически не изменяются.

Если сообщение вызовет подходящие для нас мысли, то оно нас убеждает. Если же у нас возникнет контраргумент, то мы останемся при своем мнении.

В.Мясищев в качестве внутреннего поведенческого регулятора рассматривал отношения человека как состояние, предшествующее его поступкам не только в простейших естественных, но и в социальных ситуациях. Это своего рода социальные установки. На Западе для обозначения социальных установок используется понятие «аттитюды». Понятие «аттитюды» широко и весьма разнообразно трактуется на Западе, в обобщенном систематизированном виде аттитюд представляет собой определенное состояние сознания и нервной системы, организованное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Наряду с социальными установками, отношениями, аттитюдами в работах отечественных психологов предложено в качестве внутренних поведенческих регуляторов рассматривать такое формирование личности, как направленность. Л.Божович предлагает рассматривать под направленностью ведущие мотивы-интересы, убеждения, мировоззрения личности, определяющие внутреннюю позицию личности по отношению к объектам социальной среды и целям жизнедеятельности.

 

 

20. Понятие социализации. Факторы социализации личности.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

 

Факторы

 

Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

Социализация — процесс и результат взаимодействия социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем — от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению.

На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации.

Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

Третичная социализация — это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.

Одна из существенных проблем социализации — совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами — системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми.

Согласно психологам, некоторые черты - модели — характера, закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности, возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.

На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов. Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п. Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация. В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения — наказания.

Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.

В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) — приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги).

Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.

Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.

 

21. Механизмы и средства социализации

 


Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации),
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение.
Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.
С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств.
Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.