Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для нашей страны




 

Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для нашей страны. Раньше (до перехода к рынку) в специальной литературе и документах применялись понятия «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достижений науки и техники в производство» и пр. В рыночных условиях, когда организации осуществляют самостоятельную деятельность, эти понятия теряют смысл. С другой стороны от того, насколько быстро и своевременно организация будет использовать достижения современной науки и техники, зависит ее уровень конкурентоспособности, а подчас и само существование. Только при развитии рынка и рыночных механизмов управления экономикой возникают совершенно новые общественно-экономические реалии, такие как рынок ценных бумаг, рынки капитала и инноваций, рынок рабочей силы и пр. В таких условиях от инновационной активности фирмы зависит не только конкурентоспособность, но и само ее существование.

Следует понимать, что в СССР, также как и в странах социалистического лагеря, новые технологии, а также новые товары, услуги и прочие плоды научно-технического прогресса, приходилось внедрять в плановом порядке. Сам механизм экономики, ориентированный на жесткий планово-командный стиль управления, не был приспособлен к иному виду освоения новых технологий. В рыночной экономике, где все организации имеют юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении «сверху» речи быть не может. Поэтому инновационный менеджмент, также как и другие виды менеджмента, являются для нашей страны совершенно новым понятием. Рыночные условия диктуют то, что в стратегии многих фирм наблюдается определенная переориентация к применению инновационной стратегии, т.е. конкуренции на основе эффективного использования современных технологических разработок («стратегия технологического прорыва»), поискам и освоению нового рыночного сегмента – «ниши», соответствующему технологическому и производственному потенциалу фирмы.

Если говорить определённее, то в начале XXI века в обществе складывается совершенно новая ситуация, которая очевидно и будет определять дальнейшее развитие человечества. Академик Макаров В.Л., директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН на общем собрании Академии наук РФ сделал соответствующий доклад. Там, в частности, говорится: «Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа учёных и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний». [1, стр. 26].

Но экономика, основанная на знаниях, предполагает несколько иную ориентацию в использовании ресурсов, в частности трудовых. Здесь требуются люди совершенно иной квалификации. Ведь современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. И для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры, которые должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом иметь соответствующие знания и работать в различных организационных структурах — в исследовательских организациях, конструкторских бюро, вузах и пр.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации.

Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Пособие разбито на несколько основных тем, которые соответствуют рабочей программе курса и построены таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть суть такого сложного понятия, которые является инновации в современном обществе. Первая часть пособия освящает общие вопросы. Здесь рассматриваются общие понятия: определения инноваций и связанных с ней (инновационный процесс, инновационная инфраструктура, организация инновационной деятельности и т.п.). Во второй части изложены вопросы, касающиеся инновационной деятельности в организации. Это разработка стратегии инновационного процесса, инновационное проектирование.

ЗНАЧКИ
& – Дополнительный и справочный материал, примеры
? – Обратить внимание
G – Определения

Для более полного понимания и усвоения учебного материала в пособии имеются вопросы для самопроверки и тесты. Текст снабжён специальными значками, которые помогают учащемуся лучше ориентироваться в излагаемом материале.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.