Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Правотворчество: понятие, принципы, виды




План лекции

Для заметок

Учебная программа

Теория государства и права

ФИО

Учебное издание

Редактор:

Подписано в печать Формат 60х84/16.

Бумага офсет. Объем п.л. Уч.- изд. 4,0

Тираж 500 экз. Заказ №

 

Издательство Северо-Кавказской академии

государственной службы. 344002, г. Ростов-на-Дону,

ул. Пушкинская, 70.

 

Ризограф СКАГС. 344002, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70

 

Вопрос 1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Вопрос 2. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Вопрос 3. Пределы действия нормативных правовых актов.

 

Правотворчество – это особая форма государственной деятельности по принятию, изменению и отмене правовых норм.

Правотворчество представляет собой:

· управленческую деятельность, направленную на упорядочение и стабилизацию общественных процессов;

· государственно-властную деятельность, составляющую монополию государства, так как все нормы права создаются государством или санкционируются им;

· созидательно-интеллектуальную деятельность, так как связана с познанием, изучением, анализом явлений, выявлением потребности в правовом урегулировании общественных отношений;

· процессуальную деятельность, так как имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах.

Принципы правотворчества – это основополагающие начала и руководящие идеи, отражающие сущность и характерные черты правотворчества. Соблюдение принципов правотворчества позволит достичь оптимального результата в правотворческой деятельности.

Принципы правотворчества: демократизм, законность, гуманизм, научность, гласность, профессионализм, оперативность, планирование, связь правотворчества с практикой, системность, строгая дифференциация правотворческих полномочий, исполнимость и другие.

Виды правотворчества:

А) По значимости:

1. Законотворчество – ведущий вид правотворчества. Им занимаются представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы - законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не должны противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2. Делегированное правотворчество– нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего, Правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).

3. Подзаконное правотворчество реализуется органами исполнительной власти и предназначено для детализации законов, решения оперативных вопросов. Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции. Договорное правотворчество также относится к подзаконному виду.

Б) По субъектам:

1. Непосредственное правотворчество (референдум) принято относить к самостоятельному виду правотворчества, так как референдум является высшей формой прямого выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Особенности непосредственного правотворчества:

а) решения референдума обладают высшей юридической силой;

б) эти решения не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

в) референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия;

г) организация и проведение референдума осуществляются государством.

2. Правотворчество государственных органов(Государственной Думы РФ, Правительства РФ).

3. Правотворчество должностных лиц ( Президента РФ, министра).

4. Правотворчество государственных органов и общественных объединений.

5. Правотворчество органов местного самоуправления (называют также делегированным правотворчеством). Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Государство делегирует (наделяет) их правом принимать собственные нормативные правовые акты по местным вопросам. Эти акты обязательны для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории муниципального образования, но могут быть обжалованы в суд.

6. Локальное правотворчество – реализация правомочий на издание нормативных правовых актов отдельными учреждениями, организациями. Этим актами регулируются конкретные производственные и иные управленческие решения. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие (уставы, положения, правила, приказы и т.д.). Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.

Вопрос 2. Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательная деятельность – сложный процесс, требующий объективного, научного подхода, определения перспектив развития конкретных сфер общественной жизни и предвидения последствий реализации тех или иных законодательных решений. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти.

Законодательный процесс выступает частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: законодательную инициативу; обсуждение законопроекта; принятие закона; опубликование (обнародование) закона.

1. Стадия законодательной инициативы представляет собой официальное внесение в органы представительной власти уполномоченным субъектом законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что представительный орган обязан рассмотреть внесенный законопроект и принять его для дальнейшей работы над ним или мотивировать свой отказ работать над данным законопроектом. В РФ субъекты, обладающие правом законодательной инициативы, указаны в ст. 104 Конституции РФ.

2. Стадия обсуждения законопроекта включает в себя работу над законопроектом как на пленарных заседаниях, так и в специальных комитетах и комиссиях. Обсуждение законопроекта проводится, как правило, в трех чтениях.

На первом чтении решается вопрос о целесообразности представленного законопроекта, заслушивается доклад инициатора проекта, делаются замечания и предложения депутатами по усовершенствованию текста законопроекта. Если законопроект считается принятым в первом чтении, то он передается для дальнейшим работы над ним в комитеты или комиссии.

Во время второго чтения законопроект обсуждается в целом. Обсуждаются предложения депутатов и их групп по принципиальным вопросам. Если законопроект отклонен, прекращается всякая работа над ним, если не отклонен, то обсуждаются и голосуются заранее внесенные поправки. Принятый во втором чтении законопроект предается в комитет для редакционной доработки.

В третьем чтении законопроект обсуждается со всеми поправками. На этой стадии законопроект может быть отклонен, если за него не проголосовало большинство депутатов.

Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты и законодательный процесс переходит на следующую стадию.

3. Стадия принятия законов проходит в форме голосования. В двухпалатных парламентах законопроект подлежит одобрению верхней палатой.

В РФ федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются на одобрение Совету Федерации. Закон считается принятым, если в Совете Федерации за него проголосовало большинство членов палаты от общего числа членов (ст. 105 Конституции РФ).

Совет Федерации в течение 14 дней должен хотя бы начать рассмотрение принятого Государственной Думой закона и переданного для одобрения Советом Федерации. В ст. 106 Конституции указаны вопросы, законы по которым подлежат обязательному одобрению Советом Федерации.

Если Совет Федерации не одобрил принятый Государственной Думой закон, то палаты для урегулирования возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. После этого закон подлежит повторному рассмотрению и голосованию с учетом поправок, сделанных данной комиссией. Но Государственная Дума может преодолеть неодобрение Советом Федерации закона, набрав при повторном голосовании две трети голосов от общего числа депутатов.

При принятии федерального конституционного закона требуется, чтобы за него в Государственной Думе проголосовали две трети депутатов, а в Совете Федерации – три четвертых, при этом Президент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).

4. Стадия обнародования предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она включает подписание закона главой государства в установленные сроки и опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ. В течение 14 дней Президент РФ подписывает закон и обнародует его.

Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования. Источники официального опубликования законов – «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».

«Закон не обязывает, если он не обнародован» (латинская пословица)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.