Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По освоению дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Организация самостоятельной работы студента

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме тестирования, выполнения письменных аудиторных и домашних творческих заданий по отдельным разделам (модулям) учебной дисциплины «Теория государства и права».

В настоящее время актуальными являются требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов.

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

– развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

– информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

– ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

– воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

– исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, развитие творческой направленности, целевого планирования, компетентностного подхода.

Самостоятельная работа студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. Сочетание самостоятельной работы с иными видами учебной деятельности позволяет реализовать три основные компонента академического образования:

1) познавательный, который заключается в усвоении студентами необходимой суммы знаний по избранной специальности, а также способности самостоятельно их пополнять;

2) развивающий, то есть выработка навыков аналитического и логического мышления, способности профессионально оценить ситуацию и найти правильное решение;

3) воспитательный – формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной ими специальностью, но и с общим уровнем развития личности.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать справочную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы должны решать следующие задачи:

1. Изучить рекомендуемые литературные источники.

2. Изучить основные понятия.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Решить предложенные задачи и ситуации.

Самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

- индивидуальное занятие (домашние занятия) – важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;

- конспектирование первоисточников;

- получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

- подготовка ответов на вопросы тестов;

- подготовка к зачету;

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм - обучения (круглые столы, деловые игры);

- выполнение контрольных работ,

- анализ деловых ситуаций и др.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть.

Для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками;

-использование аудио- и видеозаписи;

- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet.

Для закрепления и систематизации знаний:

-работа с конспектом лекции (обработка текста);

-повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-, видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

- выполнение тестовых заданий;

- ответы на контрольные вопросы;

- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

-написание эссе, творческих заданий;

- составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;

- работа с компьютерными программами;

- подготовка к сдаче экзамена;

- подготовка курсовой работы.

Для формирования умений:

- выполнение упражнений по образцу;

- выполнение вариативных упражнений;

- создание презентаций.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, привить навыки повышения профессионального уровня.

Планирование самостоятельной работы студента

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Студент должен знать:

- какая форма самостоятельной работы предполагается (чтение рекомендованной литературы, ее письменное реферирование, выполнение контрольных работ и заданий, письменные ответы на предлагаемые вопросы, тесты, подготовка к выступлениям на практических занятиях, подготовка презентаций и т.д.);

- какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

- сборники основной образовательной программы специальности;

- методические указания к практическим занятиям;

- часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);

- методические указания по выполнению контрольных работ;

- списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Рекомендации по планированию и организации времени, определенного на освоение дисциплины.

Обучение по дисциплине (модулю) «Теория государства и права» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические занятия) и самостоятельной работы студентов. Практические занятия дисциплины (модуля) «Теория государства и права» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.5.1. Формы освоения учебного материала по дисциплине «Теория государства и права» достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.

Работа на лекции. В овладении учебной дисциплиной особое значение имеют лекции. Каждая лекция, решая конкретные задачи, раскрывает идеологию проблемы, важнейшие события и факты, их значение и последствия, указывают, в каком направлении студентам следует работать дальше над изучением темы и почему это так важно. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции, – это кратко изложить ее содержание на бумаге. Записи того или иного студента – дело индивидуальное, оно не может носить шаблонный характер, как и организация всей самостоятельной работы обучающегося.

Конспектирование лекции может принести максимальную пользу лишь в том случае, если студент внимательно слушает преподавателя и проявляет сознательную самодисциплину. Запись лекции следует делать кратко и фиксировать только самое существенное. Не надо стремиться записывать дословно все, что рассказывает лектор. Иногда студенты, намереваясь это делать, теряют нить излагаемых вопросов, путаются и искажают саму суть услышанного. Необходимо иметь ввиду, что преподаватель, как правило, стремится облегчить слушание и конспектирование лекции. В той или иной форме он подчеркивает или повторяет наиболее важные мысли, делает паузы и т. д. Следует стремиться полностью и точно записывать обобщающие положения и выводы по каждому освещаемому вопросу.

При записи лекций очень помогает система сокращения слов, фраз и пр. Как правило, студенты сами выбирают или изобретают такую систему и часто пользуются ею на занятиях. Для удобства работы в тетради обязательно надо оставлять поля, чтобы потом делать на них пометки, вносить дополнения из учебной и научной литературы.

После лекции необходимо доработать свои записи, отредактировать текст, уточнить отдельные положения и факты. Закрепление содержания лекции, доработка ее записи способствуют более прочному запоминанию, систематизации знаний. Опыт работы на лекции приобретается сравнительно быстро, если студент прилагает необходимые усилия и старание.

Наиболее сложным и трудоемким видом самостоятельной работы является изучение и конспектирование источников и литературы. Приступая к изучению того или иного документа или книги, необходимо отчетливо представлять себе историческую обстановку в период их появления, уяснить, почему возникла необходимость в их создании, какая цель при этом преследовалась. Изучая источники и литературу, следует обязательно вести записи.

Бывает, что при первом чтении не все становиться ясным. Иногда приходится перечитывать снова и снова. В процессе чтения полезно обращаться к справочной литературе: уточнить толкование того или иного термина в энциклопедии, словаре. Не следует оставлять без выяснения ни единого непонятного слова. Читать источник рекомендуется весь целиком или останавливаться на отдельных главах, разделах, чтобы непременно оставалось законченное представление о прочитанном и до конца была прослежена каждая самостоятельная мысль авторов.

Завершением самостоятельной работы над источником является запись прочитанного. Иногда это делается в виде развернутого плана, отдельных выписок или тезисов, в которых содержатся основные положения. Однако чаще всего студенты прибегают к конспектированию. При конспектировании надо выработать в себе умение отбирать материал, находить такие формулировки, которые при максимальной краткости достаточно полно и точно передавали бы суть источника. Очень важно, чтобы записи последовательно охватывали основные вопросы изучаемого источника. Названия глав или разделов, важнейшие положения и выводы следует выделять — писать крупнее или подчеркивать. Цитаты надо непременно заключить в кавычки и сопроводить ссылкой на источник. При этом нельзя допускать бессистемное конспектирование, неумение выделять в прочитанном главное, основное, определяющее. Не следует также делать конспект слишком подробным, почти дословным. Громоздкая запись дает мало пользы. В ней нередко с трудом способен разобраться сам студент. Неправильным будет делать и слишком краткую запись. Такой подход неизбежно приведет к тому, что в конспекте упускается важное, подчас — главное. Непростительна в конспектирование и неряшливость: неграмотные формулировки, неточные цитаты, небрежное оформление. С течением времени такой конспект становится для автора малопонятным.

Конспектирование должно осуществляться студентом только лишь самостоятельно. Заимствование чужих конспектов никакой пользы не дает. Просмотр собственных конспектов позволяет студентам быстро восстанавливать в памяти содержание источника. Конспекты надо хранить. Они понадобятся не только при подготовке к семинарам, экзаменам, но и на старших курсах, а также в дальнейшей практической работе.

Важное место в самостоятельной работе занимает подготовка к семинарским занятиям. Семинары посвящаются самым главным, ключевым темам курса. Цель занятий состоит в том, чтобы уточнить, углубить и обобщить полученные знания, научиться творчески подходить к изучению теоретических проблем. Одновременно семинары являются и формой контроля за самостоятельной работой студентов.

Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Очень важно теоретические проблемы рассматривать в связи с конкретными событиями и фактами изучаемого исторического периода, а также в связи с современностью, с сегодняшними задачами Российского государства.

Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 10-12 минут. На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.

На семинаре следует избегать выступления по написанному тексту. Важно самостоятельно формулировать мысли, свободно оперировать данными. Выступление по конспекту, плану, а то и без них прививает не только умение излагать материал своими словами, но и вырабатывает навыки публичного выступления. Активно мыслить на семинаре должны не только выступающие, и все его участники. Главное в работе семинара — это активное обсуждение вопросов, которые выносятся на занятия. Каждый студент должен позаботиться о том, чтобы это качество было присуще ему с первых дней учебы в Академии.

Одной из важных форм помощи студентам в овладении дисциплины являются консультации. Их следует активно использовать во время индивидуальных занятий. Консультация помогает студенту организовать свою работу, дает возможность более глубоко изучить те или иные источники, разобраться во всех неясных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет контроль, проверяет качество конспектов.

Заключительным этапом изучения дисциплины является подготовка к экзамену. К экзамену, нужно готовиться с первых дней изучения дисциплины. В период экзаменационной сессии, когда приходится трудиться особенно напряженно, важно правильно организовать самостоятельную работу. Но этого времени может быть достаточно лишь при условии нормальной, планомерной работы в течение семестра. Собранность, напряжение всех сил, бережное отношение к каждой минуте рабочего времени — вот что должно отличать работу студентов в период сессии. Очень помогают студентам в закреплении знаний, уточнении неясных моментов консультации. Поэтому рекомендуется на них не только присутствовать, но и активно использовать возможности такой формы работы.

Ответы на экзамене должны быть конкретными, содержательными и исчерпывающими. Следует избегать общих рассуждений, подхода «издалека». Четкость и ясность изложения являются показателями прочных знаний, глубокого понимания проблем и умения выразить свои мысли.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.