Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пар. 36 гл. Неканоническая молитва Манассии




Манассия – нечестивый царь Иудеи. Царствовал в Иерусалиме после Езекии 50 лет. Был приверженцем идолопоклонства, "гадал, ворожил и чародействовал". Поклонялся "всему воинству небесному". Господь наказал его пленением. Ассирийцы "заковали Манассию в кандалы и отвели в плен в Вавилон". "И в тесноте своей" он смирился, каялся в грехах и призывал Бога. Господь услышал его покаянную молитву, простил "и возвратил его на царство в Иерусалим", где Манассия восстановил жертвенник Господень и до смерти уже не согрешал пред Богом (2 Пар. 33).

Сама покаянная молитва Манассии была написана позже неизвестным автором на основе предания. В еврейском тексте её нет, а в греческой Библии она помещена в конце 2 кн. Паралипоменон.

Молитва царя Манассии вошла в церковное богослужение (Последование Великого Повечерия) как образец покаяния. Этот покаянный гимн употребляется в Церкви с древнейших времен.

Содержание покаянной молитвы царя Манассии

1. Манассия исповедует свою веру в Бога, Отца святых

праотцев "Авраама, Исаака и Иакова и семени их праведного..."

2. Манассия называет Бога Вседержителем неба и земли, перед величием славы Которого трепещут все твари, а наипаче грешники.

3. Но Господь не только грозный Судия, но и любящий Отец, милость Которого безмерна.

4. Милость Божия распространяется только на кающихся, а потому Манассия далее перечисляет свои многие беззакония, особенно идолопоклонство, которым он вводил людей в соблазн и просит Господа излить на него Свою милость и простить все согрешения.

5. Обещает прославлять Бога во все дни своей жизни.

РАСПАД ИЗРАИЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ (3 ЦАР 12–14; 2 ПАР 10–12)*

 

Период управления трех великих царей израильского народа был временем его наивысшего расцвета как в политическом, так и духовном отношении. После этого благословенного времени в истории Израиля наступает печальный и бесславный период политического разделения и духовного упадка. Этот мрачный период в истории Израиля начался с 930 г., сразу же после смерти Соломона, при его сыне Ровоаме.

Царский род Давида пользовался в Иудее огромным авторитетом, и сын Соломона, Ровоам, беспрепятственно занял Иерусалимский престол. Однако молодому царю пришлось отправиться в Сихем, чтобы получить согласие северных колен на свое царствование. Казалось, что для Ровоама и там обойдется все благополучно. Север был готов и в дальнейшем подчиняться иудейской династии, но при этом требовал отмены непосильных налогов, установленных Соломоном. В Сихем для избрания царя собрались представители всех колен. Во главе старейшин десяти северных племен стоял Иеровоам, который во время правления Соломона поднял мятеж, но затем, после поражения вынужден был бежать в Египет. Представители северных колен обратились к царю со следующей просьбой: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас». Ровоам, пренебрегши советом старцев, сказал по совету молодых людей: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами» (3 Цар. 12, 4, 14), т. е. плетками, унизанными металлическими иголками.

Возмущенные таким дерзким ответом Ровоама, израильтяне отказались признать нового царя. В среде народа послышались возгласы: «Какая нам честь в Давиде? нет нам доли в сыне Иесеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» И разошелся Израиль по шатрам своим (3 Цар. 12, 16). Так печально закончилось собрание представителей всех племен в Сихеме.

Результат неразумной политики Ровоама сказался немедленно. Десять северных колен откололись от Иудеи и провозгласили своим царем Иеровоама. К Иудее примкнуло только Вениаминово колено. Так, держава Давида и Соломона распалась на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль и Иудею. Сын Соломона ни за что не хотел примириться с таким положением в своей стране. Он собрал огромную армию и намеревался двинуть ее на север для подавления мятежников. Но братоубийственную войну предотвратил пророк Семей. Он по повелению Божию заставил царя отказаться от безумной затеи. И хотя царь отказался от прямого вторжения в Израиль, все же с этого времени вражда между двумя царствами никогда не прекращалась, а наоборот, временами переходила в настоящую войну.

После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На территории Иудеи находился Иерусалим – центр политической и религиозной жизни еврейского народа. Поэтому неудивительно, что многие израильтяне, особенно левиты, недовольные политикой Иеровоама, переселялись в Иудею, чтобы быть ближе к святыне Израиля – Иерусалимскому храму.

Цари Иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иоарам, Охозия, царица Афалия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Аммон, Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония и Седекия.

Из царей Израильских: Иеровоам – правил 22 года, Ахав – правил 22 года, 874-753 годы, при нем выступает как пророк Илия Фесвитянин; Иорам правил 12 лет, его упоминают в связи с тем, что при нем проповедовал пророк Елисей; Ииуй – правил 28 лет, Осия – последний из царей израильских, правил 9 лет, окончание его царства приходится на 722 год.

Царство Иудейское (Южное) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица – Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата – 586 год – взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет.

Царство Израильское (Северное), входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Также 19 царей, но 9 династий. Как только приходил новый царь, какое-то время династия была, но был заговор и потом всех из предыдущей династии уничтожали. Если говорить о царях, то там только плохие цари. Окончание Северного Израильского царства в 722 году – падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался.

В этих книгах мы различаем три периода существования этих царств.

Первый – распри между Иудеей и Израилем, гражданские войны, которые они вели с 931 по 874 годы. Этот период, когда Иудея пыталась захватить то, что у нее якобы отобрали – власть над 10-ю коленами. Те защищались в свою очередь, не давали Иудее проявиться; в Израиле это от Иеровоама до Амврия и от Ровоама до Асы в Иудее.

Второй период книг – это союз между Иудеей и Израилем, приблизительно 874 до 798 года. Союз произошел благодаря браку между обоими царствующими домами. Иорам, сын Иосафата, царь Иудейский женился на Афалии, дочери Ахава, царя Израильского и Иезавели. После смерти Охозии Афалия захватила власть и в течении нескольких лет правила Иудеей. В этот период был мир, т.к. ей было все подчинено.

Следующий период – распри между Иудеей и Израилем, это от 798 года до падения Израильского царства, 722 года. Союз был расторгнут Ииуем, который уничтожил весь дом Ахава. Последний период вражды продолжался до времени увода Израиля в Ассирию во время отправления царя Иоаса до Асии в Израиле и от Амассии до Ахаза в Иудее. В этот период выступали пророки царства Израильского: пророк Иддо, Аия, и просто сказано «человек Божий», пророк Ииуй, великий пророк Илия, при нем же был пророк Миха, после Илии был пророк Елисей, который дерзновенно просил благодати больше, чем можно и получил. После Елисея – пророк Иона, затем Осия, Амос.

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога – Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам – первый царь израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12, 28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14, 10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Резиденцией Иеровоама был Сихем, но потом он покинул его и поселился в Гирце. Основная трудность заключалась в выборе столицы. Нужно было решить вопрос религиозного единства Израиля. Ковчег Завета, который находился в Иерусалиме, являлся главной святыней для всех израильтян и храм был связующим звеном всех колен Израильских. В Иерусалим на богослужение стекались люди со всей Палестины. Иеровоам понимал, что это угрожает его независимости, его престижу и решил ослабить привлекательность иудейской столицы сооружением собственного святилища; выбор его пал на город Вефиль. Здесь было древнее ханаанское святилище.

Знаком присутствия божества здесь были уже не херувимы, а священный бык. Таким образом, царь шел навстречу хананеям с их символами. Для простого народа он так и говорил: «Это Бог наш, который вывел нас из земли Египетской». Уступив верованиям языческой толпы, Иеровоам низвел религию Израиля на уровень примитивного языческого культа. Он не отрицал, что Бог вывел Израиль из Египта, но он именно такой и людям незачем ходить в Иерусалимский храм. Хроме языческого святилища Иеровоам учредил дани на северной окраине подвластных ему земель. Там также Иеровоам приказал поставить изображение быка, такого же, как в Вефиле. Для новых храмов был устроен штат жрецов и установлены праздники, чтобы отвлечь паломников от Иерусалима. Народ приводил во дворы храмов жертвенных животных и после совершения обрядов начинался веселый пир перед лицом Яхве.

К сожалению, очень мало известно о реакции ревнителей религии в ту эпоху. Есть только свидетельство, что был протест. Уже во время первого праздника в честь Ваала, когда Иеровоам готовился принести жертву, некий «человек Божий» из Иудеи явился на торжество и в присутствии царя проклял нечестивый царский алтарь. Кто это был – непонятно. Пророк Ахия, который поддержал его, говорит священнописатель, после этого события отвернулся от царя. Он видит его падение и его идолопоклонство. Династия уже пресеклась на сыне Иеровоама Надаве, который был убит заговорщиками. Это было началом династических и дворцовых смут, которые не прекращались до самой гибели Северного царства в 722 году.

После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На территории Иудеи находился Иерусалим – центр политической и религиозной жизни еврейского народа. Поэтому неудивительно, что многие израильтяне, особенно левиты, недовольные политикой Иеровоама, переселялись в Иудею, чтобы быть ближе к святыне Израиля – Иерусалимскому храму.

Первый иудейский царь Ровоам после неудавшейся попытки силой подчинить себе северные племена стал заботиться об укреплении границ своего государства. Но Ровоам недолго «стоял в законе Господнем». На четвертом году правления, под влиянием своей матери, аммонитянки Наамы, он стал идолопоклонником и увлек за собой в идолопоклонство своих подданных. По всей стране, на холмах и под священными деревьями иудеи начали поклоняться чужим богам. За отступление от истинной религии и нравственное разложение Господь вскоре наказал Иудейское царство. Фараон Сусаким, убедившись, что оба еврейские царства ослаблены постоянными конфликтами, напал на Палестину и опустошил Иудею и часть Израиля. Он ушел лишь тогда, когда Ровоам заплатил громадный выкуп, отдав ему величайшие сокровища Иерусалимского храма и царского дворца. Великолепие и блеск Соломоновых сооружений померкли уже двадцать лет спустя после их созидания: там, где сверкало золото, остались голые стены.

После Ровоама воцарился его сын Авия, который царствовал всего три года. В религиозных делах он пошел по стопам своего отца и не боролся с идолопоклонством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.