Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок прекращения полномочий Президента




Акты Президента Кыргызской Республики.

1. Виды и характер нормативных правовых актов Пре­зидента. Полномочия Президента Кыргызской Республики реа­лизуются через принятие им нормативных правовых актов. Со­гласно статьи 65 Конституции, Президент Кыргызской Респуб­лики издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные.

Нормативные указы и распоряжения содержат общие пра­вила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение, и относятся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления.

Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц: решения о на­значении и освобождении от должности руководителей цен­тральных структур системы исполнительной власти, награжде­нии государственными наградами, присвоении специальных зва­ний и классных чинов, рангов, почетных званий Кыргызской Республики, о помиловании, о гражданстве.

Анализ указов и распоряжений Президента показывает, что в форме указов оформляются решения Президента по значитель­но большему кругу проблем политического и общественного (социально-экономического) характера, исходя из их значимости.

В форме распоряжений, как правило, принимаются решения Президента по оперативным, организационным и кадровым во­просам, а также по вопросам работы аппарата Президен­та.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики. Все государствен­ные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения.

Необходимо отметить, что акты Президента не подлежат утверждению каким-либо органом государственной власти, за исключением, трех случаев: в соответствии с подпунктом 9.2 ст. 64 при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;

Согласно п.п. 9.3 статьи 64 Конституции объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

Согласно п.п.9.4 ст. 64 объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.

В этих случаях указы Президента должны быть подтвер­ждены решением Жогорку Кенеша. При от­сутствии подтверждения, акты Президента отменяются.

Кроме того Президент согласно подпункту 2 пункта 6 ст. 64 ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные

За исключением этих редких случаев, нужно признать, акты Президента могут быть отменены и изменены только им самим.

По своему содержанию многие указы и некоторые распоря­жения Президента (особенно в социально-экономической сфере) имеют комплексный характер и включают, во-первых, директив­ные установки, во-вторых, предписания, влекущие возникнове­ние, изменение и прекращение конкретных правоотношений; в-третьих, оперативно-распорядительные и индивидуальные пред­писания.

Неоднозначные взгляды вызывает вопрос о нормативности актов Президента, о их юридической силе. Выяснение данного вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое зна­чение для иерархии нормативно-правовых актов, для системати­зации законодательства.

Многие трактуют нормативные указы Президента как тра­диционную разновидность подзаконных актов, обращая внима­ние на верховенство Конституции и законов на всей территории Кыргызской Республики. Такая точка зрения взяла верх и в Зако­не о нормативных правовых актах Кыргызской Республики.

 

2. Порядок подготовки нормативных правовых актов Президента. Как мы выяснили выше, в правовой системе Кыр­гызской Республики нормативно-правовые акты Президента имеют важное значение. Поэтому одним из основных направле­ний деятельности аппарата Президента Кыргызской Рес­публики является подготовка обоснованных и юридически без­укоризненных проектов нормативных правовых актов Президента.

Подготовка указов и распоряжений Президента включает в себя ряд последовательных стадий и согласованных процедур правотворчества, что требует совместных усилий государствен­ных органов, структурных подразделений аппарата Пре­зидента, научных учреждений, консультантов и экспертов.

Важное значение в подготовке нормативных правовых актов Президента придается их правовому обоснованию и прора­ботке. Поэтому проекты указов и распоряжений в обязательном порядке проходят юридическую экспертизу и редактирование в юридическом отделе аппарата Президента. В необходи­мых случаях к этой работе могут быть подключены другие структурные подразделения аппарата Президента, юриди­ческий отдел Аппарата Премьер-министра, другие государствен­ные органы.

Действующая система организации работы с документами в Аппарате Президента предусматривает активное участие министерств и ведомств, особенно это касается вопросов, затра­гивающих компетенцию Правительства. Процесс подготовки нормативных правовых актов Прези­дента включает в качестве обязательного элемента согласование и визирование руководителями ведомств и структурных подраз­делений Аппарата Президента, которые несут персональ­ную ответственность за подготовку актов.

Многоступенчатый контроль, осуществляемый при подго­товке проектов указов и распоряжений Президента в Аппарате Президента, направлен на исключение случайностей, при­нятия скороспелых, политически и экономически не просчитан­ных и юридически не отработанных решений по различным во­просам государственной и общественной жизни.

При подготовке проектов указов, распоряжений Президента инициатору проекта необходимо соблюдать следующие требования:

- проекты готовятся и представляются на подпись, в обяза­тельном порядке, одновременно на кыргызском и русском язы­ках;

- к проекту в обязательном порядке прилагается справка с обоснованием целесообразности принятия документа;

- проект в обязательном порядке согласовывается инициа­тором со всеми заинтересованными министерствами, ведомства­ми, местными государственными администрациями и другими структурами, визируется Руководителем аппарата Президента, заведующим или другим работником юридического отдела, заве­дующим общим отделом аппарата Президента.

Подписанные Президентом указы и распоряжения вносятся в журнал регистрации актов с указанием даты принятия (подписания) и порядкового номера. Нумерация в журнале ве­дется в секторе протокола и перевода общего отдела Аппарата Президента.

Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию и изданию. Не подлежат опублико­ванию указы и распоряжения Президента или отдельные их пунк­ты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты.

Нормативные правовые акты Президента подлежат обяза­тельному доведению до сведения государственных органов, уч­реждений, организаций, предприятий, должностных лиц, а также граждан, на которых распространяются их действия.

Указы и распоряжения Президента публикуются в "Сборнике актов Президен­та Кыргызской Республики", а также могут быть переданы в ус­тановленном порядке для опубликования в средствах массовой информации.

Нормативные правовые акты Президента, имеющие норма­тивный характер и касающиеся прав, свобод и обязанностей че­ловека и гражданина, вступают в силу на всей территории Кыр­гызской Республики одновременно по истечении 10 дней с мо­мента их опубликования в газетах "Эркин-Тоо", "Кыргыз туусу", если не предусмотрен иной срок введения их в действие.

"Сборник актов Президента Кыргызской Республики" изда­ется ежеквартально на кыргызском и русском языках и состоит из двух разделов.

В первом разделе публикуются акты Президента имеющие нормативный характер.

Во втором разделе публикуются акты Президента, не имеющие нормативного характера.

Сроки вступления в силу актов Президента, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и не подле­жащие опубликованию, определяются при их подписании.

 

Конституция Кыргызской Республики устанавливает не­сколько оснований прекращения полномочий Президента.

Обычным порядком полномочия главы государства пре­кращаются в связи с истечением срока, на который он был из­бран. Момент окончания этого срока определяется днем прине­сения присяги вновь избранным главой государства (пункт 2 статьи 63 Конституции).

Конституционное регулирование статуса Президента преду­сматривает основания досрочного прекращения его полномо­чий. Этих оснований четыре: в случае отставки по его заявлению,

отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке,

а также при невозможности осуществления полномочий по болезни

или в случае его смерти (п.1 ст. 66).

Под отставкой Президента, согласно общепринятой госу­дарственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция Кыргызской Республики не конкретизирует условия и формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отстав­ке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. Вот почему необходимо их де­тальное правовое регулирование в законодательном порядке.

Не менее важные вопросы возникают при использовании такого основания прекращения президентских функций, как не­возможность осуществления полномочий по болезни. Пункт 2 ст. 66 Конституции устанавливает, что при невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обя­занностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой ими государственной медицинской ко­миссии принимают решение о досрочном освобождении Прези­дента Кыргызской Республики от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов ЖК КР.

В нормах закона необходимо дать ответы на вопросы: кто и каким образом устанавливает сам факт невозможности осущест­вления Президентом Кыргызской Республики своих обязанно­стей по болезни; порядок создания государственной медицин­ской комиссии и ее работы; каковы критерии невозможности осуществления полномочий по болезни; каков порядок принятия решения: на совместном заседании или раздельных заседаниях Жогорку Кенеша; решение, кто его обнародует и т. д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, преду­преждающие возможные злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.

В отличие от двух названных оснований прекращения пол­номочий Президента, порядок отрешения его от должности в Конституции Кыргызской Республики закреплен более детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве фор­мы государственно-правовой ответственности главы государ­ства. Основанием для такого решения парламента, согласно Кон­ституции, является наличие в действиях Президента признаков преступления. Конституция не указывает, о каком именно преступлении идет речь.В предыдущей редакции Конституции указывалось при совершении Президентом государственной измены или иного особо тяжкого преступления (пункт 1 статьи 51).

Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каж­дый гражданин Кыргызской Республики за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответст­венность в виде освобождения от занимаемой должности.

В Конституции Кыргызской Республики урегулирована процедура отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме, необходимостью соз­дания системы гарантий от необоснованного применения.

Пункт 2 ст. 67 действующей Конституции указывает, что Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления.

Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем.

Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным (п.3, 4 ст. 67).

При отрицательном заключении Генеральной прокуратуры обвинение считается отклоненным.

В Конституции Кыргызской Республики также отрегулиро­ван вопрос о замещении должности Президента Кыргызской Республики в случае досрочного прекращения его полномочий (смерти).

Пункт 1 ст. 68 Конституции устанавливает, что в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр.

В таком случае досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента (п.1 ст. 68).

Конституция Кыргызской Республики для случаев времен­ного замещения должности главы государства предусматривает некоторые ограничения в осуществлении президентских полно­мочий. Это сделано для исключения возможных попыток зло­употребления властью в этот переходный период.

Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку (п. 2 ст. 68).

Выводы:

1. В Кыргызской Республике институт Президента был учрежден 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР двенадцатого созыва. Порядок избрания, компетенция, основа­ния прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики регулируются главой третьей «Президент Кыргызской Республики» Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Учреждение поста Президента в Кыргызстане определялось рядом объективных и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мо­бильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка.

2. В Конституции Кыргызской Республики закреплена следующая процедура вступления в должность Президента: результаты выборов Президента Кыргызской Республики должны быть подтверждены Конституционным судом Кыргыз­ской Республики не позднее 7 дней после их окончания; после оглашения Председателем Конституционного суда Кыргызской Республики результатов голосования в течение 30 дней Президент приносит присягу в присутствии депутатов Жогорку Кенеша. Обязательным атрибутом вступления кандидата, победив­шего на выборах, на пост Президента Кыргызской Республики является присяга Президента.Течение президентского мандата начинается с момента принятия присяги; при этом полномочия предыдущего Прези­дента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента.

3. Компетенция Президентапредставляет собой совокуп­ность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Кыргыз­ской Республики. Полномочия Президента Кыргызской Республики могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было про­анализировать их.

4. Полномочия Президента Кыргызской Республики реа­лизуются через принятие им нормативных правовых актов. Президент Кыргызской Респуб­лики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат общие пра­вила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение, и относятся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц: решения о на­значении и освобождении от должности руководителей цен­тральных структур системы исполнительной власти, награжде­нии государственными наградами, присвоении специальных зва­ний и классных чинов, рангов, почетных званий Кыргызской Республики, о помиловании, о гражданстве.

5. Конституция Кыргызской Республики устанавливает не­сколько оснований прекращения полномочий Президента. Обычным порядкомполномочия главы государства пре­кращаются в связи с истечением срока, на который он был из­бран. Оснований досрочного прекращения полномочий: отставка Президента, отрешение Президента от должности, невозможность осуществления полномочий по болезни, смерть Президента. Под отставкойПрезидента, согласно общепринятой госу­дарственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

 

Вопросы к обсуждению:

1. К какой ветви власти относится Президент?

2. Каков статус Президента Кыргызской Республике в отличие от президентов стран Германии, Франции и Российской Федерации.

3. Какие взаимоотношения Президента с Парламентом и Правительством?

4. Какие акты издает Президент, и какой юридической силой они обладают?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.