КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основания и порядок прекращения полномочий Президента
Акты Президента Кыргызской Республики. 1. Виды и характер нормативных правовых актов Президента. Полномочия Президента Кыргызской Республики реализуются через принятие им нормативных правовых актов. Согласно статьи 65 Конституции, Президент Кыргызской Республики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение, и относятся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц: решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных структур системы исполнительной власти, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий и классных чинов, рангов, почетных званий Кыргызской Республики, о помиловании, о гражданстве. Анализ указов и распоряжений Президента показывает, что в форме указов оформляются решения Президента по значительно большему кругу проблем политического и общественного (социально-экономического) характера, исходя из их значимости. В форме распоряжений, как правило, принимаются решения Президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы аппарата Президента. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики. Все государственные органы, должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента правилам поведения.
Необходимо отметить, что акты Президента не подлежат утверждению каким-либо органом государственной власти, за исключением, трех случаев: в соответствии с подпунктом 9.2 ст. 64 при наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу; Согласно п.п. 9.3 статьи 64 Конституции объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Кыргызской Республике и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша; Согласно п.п.9.4 ст. 64 объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша. В этих случаях указы Президента должны быть подтверждены решением Жогорку Кенеша. При отсутствии подтверждения, акты Президента отменяются. Кроме того Президент согласно подпункту 2 пункта 6 ст. 64 ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные За исключением этих редких случаев, нужно признать, акты Президента могут быть отменены и изменены только им самим. По своему содержанию многие указы и некоторые распоряжения Президента (особенно в социально-экономической сфере) имеют комплексный характер и включают, во-первых, директивные установки, во-вторых, предписания, влекущие возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений; в-третьих, оперативно-распорядительные и индивидуальные предписания. Неоднозначные взгляды вызывает вопрос о нормативности актов Президента, о их юридической силе. Выяснение данного вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение для иерархии нормативно-правовых актов, для систематизации законодательства.
Многие трактуют нормативные указы Президента как традиционную разновидность подзаконных актов, обращая внимание на верховенство Конституции и законов на всей территории Кыргызской Республики. Такая точка зрения взяла верх и в Законе о нормативных правовых актах Кыргызской Республики.
2. Порядок подготовки нормативных правовых актов Президента. Как мы выяснили выше, в правовой системе Кыргызской Республики нормативно-правовые акты Президента имеют важное значение. Поэтому одним из основных направлений деятельности аппарата Президента Кыргызской Республики является подготовка обоснованных и юридически безукоризненных проектов нормативных правовых актов Президента. Подготовка указов и распоряжений Президента включает в себя ряд последовательных стадий и согласованных процедур правотворчества, что требует совместных усилий государственных органов, структурных подразделений аппарата Президента, научных учреждений, консультантов и экспертов. Важное значение в подготовке нормативных правовых актов Президента придается их правовому обоснованию и проработке. Поэтому проекты указов и распоряжений в обязательном порядке проходят юридическую экспертизу и редактирование в юридическом отделе аппарата Президента. В необходимых случаях к этой работе могут быть подключены другие структурные подразделения аппарата Президента, юридический отдел Аппарата Премьер-министра, другие государственные органы. Действующая система организации работы с документами в Аппарате Президента предусматривает активное участие министерств и ведомств, особенно это касается вопросов, затрагивающих компетенцию Правительства. Процесс подготовки нормативных правовых актов Президента включает в качестве обязательного элемента согласование и визирование руководителями ведомств и структурных подразделений Аппарата Президента, которые несут персональную ответственность за подготовку актов. Многоступенчатый контроль, осуществляемый при подготовке проектов указов и распоряжений Президента в Аппарате Президента, направлен на исключение случайностей, принятия скороспелых, политически и экономически не просчитанных и юридически не отработанных решений по различным вопросам государственной и общественной жизни.
При подготовке проектов указов, распоряжений Президента инициатору проекта необходимо соблюдать следующие требования: - проекты готовятся и представляются на подпись, в обязательном порядке, одновременно на кыргызском и русском языках; - к проекту в обязательном порядке прилагается справка с обоснованием целесообразности принятия документа; - проект в обязательном порядке согласовывается инициатором со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, местными государственными администрациями и другими структурами, визируется Руководителем аппарата Президента, заведующим или другим работником юридического отдела, заведующим общим отделом аппарата Президента. Подписанные Президентом указы и распоряжения вносятся в журнал регистрации актов с указанием даты принятия (подписания) и порядкового номера. Нумерация в журнале ведется в секторе протокола и перевода общего отдела Аппарата Президента. Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию и изданию. Не подлежат опубликованию указы и распоряжения Президента или отдельные их пункты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты. Нормативные правовые акты Президента подлежат обязательному доведению до сведения государственных органов, учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц, а также граждан, на которых распространяются их действия. Указы и распоряжения Президента публикуются в "Сборнике актов Президента Кыргызской Республики", а также могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в средствах массовой информации. Нормативные правовые акты Президента, имеющие нормативный характер и касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, вступают в силу на всей территории Кыргызской Республики одновременно по истечении 10 дней с момента их опубликования в газетах "Эркин-Тоо", "Кыргыз туусу", если не предусмотрен иной срок введения их в действие.
"Сборник актов Президента Кыргызской Республики" издается ежеквартально на кыргызском и русском языках и состоит из двух разделов. В первом разделе публикуются акты Президента имеющие нормативный характер. Во втором разделе публикуются акты Президента, не имеющие нормативного характера. Сроки вступления в силу актов Президента, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и не подлежащие опубликованию, определяются при их подписании.
Конституция Кыргызской Республики устанавливает несколько оснований прекращения полномочий Президента. Обычным порядком полномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран. Момент окончания этого срока определяется днем принесения присяги вновь избранным главой государства (пункт 2 статьи 63 Конституции). Конституционное регулирование статуса Президента предусматривает основания досрочного прекращения его полномочий. Этих оснований четыре: в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном настоящей Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти (п.1 ст. 66). Под отставкой Президента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Конституция Кыргызской Республики не конкретизирует условия и формулу отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты процедуры отставки. Решение же этих вопросов крайне важно для практического применения института отставки. Вот почему необходимо их детальное правовое регулирование в законодательном порядке. Не менее важные вопросы возникают при использовании такого основания прекращения президентских функций, как невозможность осуществления полномочий по болезни. Пункт 2 ст. 66 Конституции устанавливает, что при невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой ими государственной медицинской комиссии принимают решение о досрочном освобождении Президента Кыргызской Республики от должности не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов ЖК КР. В нормах закона необходимо дать ответы на вопросы: кто и каким образом устанавливает сам факт невозможности осуществления Президентом Кыргызской Республики своих обязанностей по болезни; порядок создания государственной медицинской комиссии и ее работы; каковы критерии невозможности осуществления полномочий по болезни; каков порядок принятия решения: на совместном заседании или раздельных заседаниях Жогорку Кенеша; решение, кто его обнародует и т. д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие возможные злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы. В отличие от двух названных оснований прекращения полномочий Президента, порядок отрешения его от должности в Конституции Кыргызской Республики закреплен более детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы государственно-правовой ответственности главы государства. Основанием для такого решения парламента, согласно Конституции, является наличие в действиях Президента признаков преступления. Конституция не указывает, о каком именно преступлении идет речь.В предыдущей редакции Конституции указывалось при совершении Президентом государственной измены или иного особо тяжкого преступления (пункт 1 статьи 51). Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин Кыргызской Республики за подобные действия, для Президента наступает и государственно-правовая ответственность в виде освобождения от занимаемой должности. В Конституции Кыргызской Республики урегулирована процедура отрешения Президента от должности. Эта процедура достаточно сложна. Ее сложность определяется особой ролью Президента в государственном механизме, необходимостью создания системы гарантий от необоснованного применения. Пункт 2 ст. 67 действующей Конституции указывает, что Президент может быть отрешен от должности только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным (п.3, 4 ст. 67). При отрицательном заключении Генеральной прокуратуры обвинение считается отклоненным. В Конституции Кыргызской Республики также отрегулирован вопрос о замещении должности Президента Кыргызской Республики в случае досрочного прекращения его полномочий (смерти). Пункт 1 ст. 68 Конституции устанавливает, что в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в настоящей Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр. В таком случае досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента (п.1 ст. 68). Конституция Кыргызской Республики для случаев временного замещения должности главы государства предусматривает некоторые ограничения в осуществлении президентских полномочий. Это сделано для исключения возможных попыток злоупотребления властью в этот переходный период. Должностные лица, исполняющие полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку (п. 2 ст. 68). Выводы: 1. В Кыргызской Республике институт Президента был учрежден 24 октября 1990 г. Верховным Советом Киргизской ССР двенадцатого созыва. Порядок избрания, компетенция, основания прекращения полномочий Президента Кыргызской Республики регулируются главой третьей «Президент Кыргызской Республики» Конституции Кыргызской Республики 1993 года. Учреждение поста Президента в Кыргызстане определялось рядом объективных и субъективных факторов, было связано с задачей усиления исполнительной власти, повышения ее мобильности и оперативности в принятии управленческих решений, совершенствования механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. 2. В Конституции Кыргызской Республики закреплена следующая процедура вступления в должность Президента: результаты выборов Президента Кыргызской Республики должны быть подтверждены Конституционным судом Кыргызской Республики не позднее 7 дней после их окончания; после оглашения Председателем Конституционного суда Кыргызской Республики результатов голосования в течение 30 дней Президент приносит присягу в присутствии депутатов Жогорку Кенеша. Обязательным атрибутом вступления кандидата, победившего на выборах, на пост Президента Кыргызской Республики является присяга Президента.Течение президентского мандата начинается с момента принятия присяги; при этом полномочия предыдущего Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента. 3. Компетенция Президентапредставляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Полномочия Президента Кыргызской Республики могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было проанализировать их. 4. Полномочия Президента Кыргызской Республики реализуются через принятие им нормативных правовых актов. Президент Кыргызской Республики издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные указы и распоряжения содержат общие правила поведения, рассчитанные на постоянное или многократное применение, и относятся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государственной власти и управления. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц: решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных структур системы исполнительной власти, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий и классных чинов, рангов, почетных званий Кыргызской Республики, о помиловании, о гражданстве. 5. Конституция Кыргызской Республики устанавливает несколько оснований прекращения полномочий Президента. Обычным порядкомполномочия главы государства прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран. Оснований досрочного прекращения полномочий: отставка Президента, отрешение Президента от должности, невозможность осуществления полномочий по болезни, смерть Президента. Под отставкойПрезидента, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста.
Вопросы к обсуждению: 1. К какой ветви власти относится Президент? 2. Каков статус Президента Кыргызской Республике в отличие от президентов стран Германии, Франции и Российской Федерации. 3. Какие взаимоотношения Президента с Парламентом и Правительством? 4. Какие акты издает Президент, и какой юридической силой они обладают?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |