Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы самоуправления

В основе организации и деятельности населения и формируемых им органов по самостоятельному управлению местными делами лежат общие начала и идеи (принципы) обязательные для органов государственной власти Федерации и её субъектов, а также органов муниципальных образований.

Принципы местного самоуправления, определяющие сферу компетенции муниципального образования, закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г., которая служит правовой базой для муниципального законодательства нашей страны.

Принципы местного самоуправления - это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные при­родой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежа­щие в основе организации и деятельности населения; формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местны­ми делами и обязательные для федеральных органов государст­венной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

У становление общих принципов организации местного самоуправления относится к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые действуют на основе своих конституций или уставов. Закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в ст. 5 определил полномочия субъектов Федерации и тем самым ограничил влияние органов государства на их деятельность в сфере местного самоуправления.

Законодатель не дает конкретного перечня общих принципов организации местного самоуправления: эта задача по сути невыполнимая, ибо любой законодательно установленный перечень был бы неполным, не отражал бы с исчерпывающей полнотой содержа­ние общих принципов местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления составляют "правовой каркас" демократической концепции местного самоуправления, ос­нованной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление независимо от того, на территории какого субъ­екта РФ они проживают.

Для принципов местного самоуправления характерны следующие черты:

- устанавливают единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории российского государства;

- являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность, отличительные черты и признаки местного самоуправления;

- позволяют объективно оценить действующую систему местного самоуправления с позиций развития народовластия на местах;

- способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;

- выступают в качестве своеобразных гарантий реализации прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

К общим принципам местного самоуправления можно отнести следующие:

1) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

2) Организационная обособленность местного самоуправления, его органов в системе государственного управления и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

3) Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан.

4) Соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

5) Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

6) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

7) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

8) Законность в организации и осуществлении местного самоуправления.

9) Гласность местного самоуправления.

10) Государственная гарантированность местного самоуправления.

Он проявляется в создании системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления (его органов и граждан), законодательной базы, обеспечении судебной формы защиты прав муниципальных образований и др.

Значение общих принципов организации местного самоуправления в том, что они:

- предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации;

- являясь теоретической основой муниципального строительства, помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличитель­ные черты и признаки;

- выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, вы­раженным в принципах;

- отражая сущностные признаки и черты местного самоуправле­ния, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;

- служат обеспечению прав населения на самостоятельное ре­шение вопросов местного значения, выступая в качестве своеобраз­ной системы федеральных (и международных, учитывая Европей­скую хартию местного самоуправления) гарантий местного само­управления.

Особенности принципов организации местного самоуправления следую­щие:

♦ закреплены законодательно;

♦ устанавливают единые основы функционирования местной вла­сти на всей территории РФ;

♦ раскрывают существенные характеристики системы местного самоуправления в РФ;

♦ могут быть использованы в качестве критерия оценки действую­щей системы местного самоуправления, ее соответствия мировым стандартам и общеправовым принципам правового государства;

♦ способствуют преемственности в развитии институтов местно­го самоуправления;

♦ выступают в качестве важного элемента системы гарантий прав граждан на местное самоуправление.

Местное самоуправление — это один из устоев современной де­мократической системы управления, выражение власти народа в свое­образной форме и на соответствующем уровне. Оно обеспечивает воз­можность на основе закона самостоятельно, т.е. опираясь прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной тер­ритории. Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправ­ления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., местное само­управление означает право и действенную способность местных ор­ганов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью обще­ственных дел. Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
П…стух и пов…риха | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.