КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальные проблемы финансового обеспечения системы социальной поддержки населения
Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов прошлого века создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования. Централизованно-плановая система, действовавшая ранее в России, стандартизировала благополучие людей, причем на уровне его минимума, но обеспечивала устойчивость условий общественной жизнедеятельности. Социалистическое государство, будучи основным работодателем и собственником средств производства, гарантировало экономическую и социальную стабильность и несло ответственность за социальные риски. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились. В тоже время резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное понижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий – эти и другие факторы привели к возникновению целых ареалов бедности и нищеты. Именно поэтому одной из основных целей экономической политики современного государства является полноценное финансовое обеспечение жизнеспособной системы социальной поддержки населения, ориентированной на всестороннее развитие граждан и социальное выравнивание. Эффективное финансовое обеспечение системы социальной поддержки требует разработки научно обоснованной методологии и встроенных в рыночную экономику финансовых механизмов в рамках четко определенных приоритетов социальной политики [7, с. 68]. Учитывая данные изменения, в стране началась реформа системы социальной защиты. Вместо практически единственного института социальной защиты в форме государственного социального обеспечения, в организации которого преобладающей была роль государства, а в финансировании – государственный бюджет, начала формироваться разветвленная система рыночных механизмов и институтов социальной защиты: обязательного социального страхования, личного страхования, корпоративных и муниципальных систем пенсионного, медицинского страхования и социальной помощи. Финансовое обеспечение, при этом, во многом начало приобретать черты целевых страховых взносов, за внесение которых стали ответственны работодатели и работники, региональные и муниципальные структуры. Среди существующего многообразия форм и механизмов социальной защиты на первый план все более уверенно стало выходить обязательное социальное страхование, которое призвано учитывать, оценивать и управлять в рыночных условиях наиболее массовыми и типичными видами социальных рисков: утраты дохода в связи с инвалидностью, старостью, болезнью, а также необходимостью нести дополнительные расходы на медицинское обслуживание. Постепенно в массовое сознание приходит понимание того, что для организации приемлемых условий социальной защиты населения в новых условиях усилий государства или работников недостаточно. Тут требуется объединение возможностей работников, работодателей и государства, причем, на постоянной и долговременной основе, по четко выверенным правилам, что обусловлено возрастающим масштабом проблем и значительными финансовыми ресурсами. Это подтверждает опыт развитых стран, который свидетельствует о том, что роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах ЕС объем финансирования социального страхования составляет величину около 16-25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55% ВНП). Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованным. Так, размер пенсий и других выплат составляет в среднем 65-75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений. В современной России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР, ФСС, ФОМС не превышает 8% ВВП. Оплата труда, обеспечение ее положительной динамики составляют сегодня главный приоритет не только социальной политики в целом, но и создания современной системы социального страхования. Реализация данного приоритета - первая из концептуальных посылок формирования институтов полноценного социального страхования в России. Ближайшим результатом здесь должно стать задействование финансового ресурса самого работника, с чем связана вторая концептуальная посылка развертывания эффективной политики в области социального страхования. Введение страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования государства позволят снизить страховую нагрузку работодателей, и повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере. Типичное распределение страховой нагрузки между работодателями и работниками - две трети и треть. В ряде стран отдельные виды соцстрахования дотируются государством. Пропорции распределения страховой нагрузки в системах социального страхования стран ЕС и России приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Пропорции распределения страховой нагрузки в системах социального страхования стран ЕС и России
В последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Все это вызывает необходимость уточнения путей формирования социального страхования в средне- и долгосрочной перспективе. Следует отметить ряд моментов, которые в последнее время высказывают в этой связи представители Министерства труда и социальной защиты России, государственных внебюджетных социальных фондов, ученые и специалисты. Во-первых, отмечается незавершенность правового регулирования системы обязательного социального страхования. Во-вторых, назрела необходимость и появились экономические возможности повышения уровня пенсионного, медицинского и социального страхования. В-третьих, в системе социального страхования не нашел еще воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы. Построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта: 1) определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты; 2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств. Рыночная модель системы социального страхования базируется на следующих принципиальных положениях: - финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты); - размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят. Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость смешанного финансирования пенсионного страхования с помощью методов льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |