КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и виды финансового контроля
Цель, задачи и принципы финансового контроля ТЕОРИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль является важнейшей частью государственного контроля в финансовой сфере. Его сущность можно определить как создание научно обоснованной финансовой политики и эффективного механизма финансирования государственного бюджета. Государство с помощью финансового контроля следит за правильностью, своевременностью и полнотой поступления всех запланированных финансовых средств в государственный фонды, за целесообразностью и точностью осуществления расходов. Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность мер государственного регулирования в финансовой сфере, направленных на обеспечение экономической безопасности России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности. Главной целью финансового контроля является выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на микро- и макроуроовнях, финансовых правонарушений и принятия своевременных мер по их устранению. Сфера финансового контроля охватывает процесс образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов, а также деятельность органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой политики. Основными задачами финансового контроля являются: - обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов организаций; - создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего законодательства; - контроль за выполнением субъектами экономических отношений финансовых обязательств; - повышение ответственности органов власти и хозяйствующих субъектов за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов; - оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов. Финансовый контроль носит системный характер, в деятельности системы финансового контроля соблюдаются принципы, определенные Лимской декларацией. В ней подчеркивается, что финансовый контроль – неотъемлемая часть системы регулирования, осуществляемая государством в финансовой сфере. К основным принципам осуществления финансового контроля относят законность, независимость, объективность, гласность. Принцип законности предполагает, что деятельность органов финансового контроля должна соответствовать законам и нормативно-правовым актам государства. При этом органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной и материальной независимостью от подконтрольных лиц. Принцип независимости финансового контроля выражена в праве контролирующего органа самостоятельно определять: - предмет контрольной деятельности; - методы контроля; - содержание и формы отчетов. Принцип объективности соблюдается при проведении оценки операций субъектов хозяйствования и органов власти, исходя из стандартов учета и контроля, а также требований нормативно-правовых актов. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа государственного финансового контроля. Результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность обеспечивается представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы, а также публикацией результатов контроля в открытой печати. По своей сути финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовые правоотношения контрольного характера включают обязательные составляющие, в том числе объект и субъект. Контролирующий субъект – орган, наделенный соответствующими компетенциями в пределах законов и нормативно-правовых актов. Контролируемый субъект – органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица. Объект контроля – финансовая и связанная с ней хозяйственная деятельность контролируемых субъектов. Субъектами финансового и муниципального контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Состав субъектов финансового контроля, границы их ответственности и полномочия определяются нормативными актами, такими как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами. Так, Бюджетный кодекс РФ (статья 265-266) предусматривает, что осуществление государственного и муниципального финансового контроля осуществляют законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления [1].
Успешное и эффективное выполнение задач в различных сферах экономики и финансов зависит от соответствующей организации и видов финансового контроля, форм и методов его проведения. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст.265) законодательно установлено, когда используются данные формы финансового контроля законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления: - предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете -финансовым вопросам, т.е. осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов; - текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, осуществляется в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.); - последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчётов об исполнении бюджетов. осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.) В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению [1]. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов и т. д. Он способствует предотвращению нерационального расходования материальных и финансовых ресурсов. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств. На стадии составления финансовых планов, смет доходов и расходов при проведении предварительного финансового контроля могут быть выявлены дополнительные ресурсы, сокращены предусматриваемые необоснованные расходы. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушения законов и нормативных актов. Проведение предварительного финансового контроля устанавливается законодательными и нормативными актами. Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Так, согласно ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации на федеральное казначейство возложен предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами бюджетополучателей, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Текущей контроль ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности [1]. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ финансовой деятельности проверяемого объекта в целях рационального и эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с поставленными задачами. Велико значение текущего финансового контроля в изыскании резервов и экономии финансовых ресурсов. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т. д. Последующий финансовый контроль проводится после завершения (окончанию) отчётного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность и законность расходования государственных денежных средств по исполнению показателей бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, выполнению финансовых планов экономических субъектов, смет расходов организаций и учреждений. Оценка проведённых контрольных операций осуществляется в результате анализа расходования финансовых ресурсов на основе проверки данных бухгалтерского учёта и отчётности и конечных финансовых результатов. Данный вид финансового контроля позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля. Результаты последующего финансового контроля со стороны государства и муниципальных образований могут служить в соответствующих случаях основанием для применения к нарушителям финансовой дисциплины мер финансово-правовой, а также административной и даже уголовной ответственности. Классификация финансового контроля по видам условно может быть осуществлена по определенным признакам. Выбранные критерии могут быть различными. По характеру взаимоотношений между субъектом и объектом контроля он делится на: - внутренний; - внешний. Внешний контроль осуществляется уполномоченными государственными и муниципальными контрольными органами. Внутренний контроль осуществляется специально созданными подразделениями министерств и ведомств. Применительно к бюджетным учреждениям внутренний контроль организуется и проводится специально созданными комиссиями и (или) специально назначенными должностными лицами. Классификационным признаком может выступать характер, производимых контрольных мероприятий. С этой стороны финансовый контроль подразделяется на: - плановый финансовый контроль; - внеплановый финансовый контроль. Наиболее распространённой формой является плановый контроль, производимый контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля. Внезапный (внеплановый) контроль производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с существенной необходимостью в его проведении, а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта. В этом случае, план контрольно-ревизионной работы неизвестен объекту контроля. В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, выделим, исходя из целей данной работы, следующие виды финансового контроля: - государственный; - муниципальный; - ведомственный; - внутрихозяйственный; - общественный; - независимый или аудит. Государственный финансовый контроль - это контроль, осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Данный вид контроля обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Он предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Муниципальный финансовый контроль - это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований. Ведомственный (внутренний) финансовый контроль - это финансовый контроль, проводимый в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов, направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Объектом контроля в данном случае выступает деятельность экономического субъекта. Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности. Независимый финансовый контроль - это контроль,
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |