Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к государственному экзамену




Бакалавр

По прохождению Государственной Итоговой Аттестации

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по направлению

50.03.03 «История искусств»

Квалификация выпускника –

Санкт-Петербург

УДК 378 Учебно-методическое пособие по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры

ББК 74.58

Составитель: Ю.И. Арутюнян, кандидат искусствоведения, доцент

 

Научный редактор:Г.Н. Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент

 

 

Утверждено на заседании кафедры искусствоведения

Протокол № 1 от 30 августа 2016 года

 

Методические материалы для студентов факультета мировой культуры

 

 

СПб.: СПбГИК 2017. – 33 с.

© Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2017.

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа государственной итоговой аттестации по направлению 50.03.03 «История искусств» (далее – ГИА) включает программы государственных экзаменов и требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, а также критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и выпускных квалификационных работ. ГИА проводится в целях определения соответствия уровня подготовленности выпускника к решению профессиональных задач требованиям ФГОС ВО.

Формы государственной итоговой аттестации Санкт-Петербургского государственного института культуры: государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен проводится по дисциплине «История искусств», результаты освоения которой имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников. Экзамен проводиться устно. Выпускная квалификационная работа выполняется в виде текста научно-исследовательского характера, посвященного изучению, описанию и анализу конкретного явления из области истории искусств, и является формой комплексной оценки уровня подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

В процессе государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы выпускник должен показать свои способности, опираясь на полученные знания, умения, навыки и опыт деятельности, личностные качества и компетенции, решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, четко и лаконично излагать специальную информацию, защищать свою точку зрения, подтвердить способность применять полученные знания в профессиональной деятельности.

Программа ГИА предназначена студентам всех форм обучения. Настоящая программа разработана на основании: Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее вместе – образовательные программы); приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.12.2013 N 1363); приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 50.03.03 «История искусств»; локальных нормативных актов Университета (Положение о выпускной квалификационной работе; Положение о государственной итоговой аттестации).


Государственный экзамен по дисциплине «История искусств»

Государственный экзамен по дисциплине «История искусств» проводиться устно по билетам. Экзаменационный билет включает два вопроса (один – по истории отечественного, другой по истории зарубежного искусства) и практическое задание в форме формально-стилистического анализа произведения искусства. Положительная оценка по результатам прохождения экзамена предполагает полный и всесторонний ответ на все вопросы и задания экзаменационного билета. Оценка по итогам экзамена выставляется в день проведения экзамена после прохождения его всеми выпускниками на основе коллегиального мнения членов ГЭК после совещания по его результатам; оценка оглашается председателем ГЭК или его заместителем всем участникам экзамена.

 

программа и основное содержание государственного экзамена

Раздел 1. Введение в историю искусства

Введение в изучение искусства: предмет, проблемы, цели. Архитектура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Живопись: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Графика: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Декоративно-прикладное искусство: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Изобразительные возможности двухмерных и трехмерных искусств. Условность и правдоподобие в искусстве, проблема сходства. Выразительность и выразительные средства: форма и содержание в произведении искусства. Стиль и проблемы искусствоведческой типологии. Жанр как обобщающая категория в искусстве.

Раздел 2. Описание и анализ памятников

Описание и анализ произведения в искусствоведческой практике. Специфика описания и анализа произведений скульптуры. Специфика описания и анализа произведений живописи. Специфика описания и анализа произведений графики. Специфика описания и анализа произведений декоративно-прикладного искусства. Специфика описания и анализа произведений архитектуры. Проблема интерпретации содержания произведения изобразительного искусства. Проблема интерпретации общего и индивидуального в произведении искусства.

Раздел 3. Всеобщая история искусства. Основы искусства Древнего Востока

Архитектура и изобразительное искусство Египта додинастического периода и раннего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Древнего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Среднего царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Нового царства. Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья V – IV тысячелетий до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья III тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья II тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Двуречья I тысячелетия до н.э.

Раздел 4. Всеобщая история искусства. Основы искусства Древней Греции

Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира IV – III тысячелетия до н.э. – эпохи неолита, халколита и ранней бронзы. Архитектура и изобразительное искусство Эгейского мира II тысячелетия до н.э. Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи архаики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи ранней и высокой классики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи поздней классики. Архитектура и изобразительное искусство Греции эпохи эллинизма.

Раздел 5. Всеобщая история искусства. Основы искусства Древнего Рима

Архитектура и изобразительное искусство этрусков: общая характеристика, основные этапы и особенности развития. Архитектура и изобразительное искусство республиканского Рима: основные особенности, этапы развития, типы, материалы, организация труда. Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Октавиана Августа. Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Траяна Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Траяна. Римская архитектура и изобразительное искусство эпохи правления Адриана. Римская архитектура и изобразительное искусство второй половины III – IV вв. до н.э. Архитектура и изобразительное искусство римских провинций: Западная и Восточная Европа. Архитектура и изобразительное искусство римских провинций: Восточное Средиземноморье и Северная Африка.

Раздел 6. Всеобщая история искусства. Основы Раннехристианского искусства и искусства Византии

Раннехристианское искусство II – III вв. Раннехристианское искусство IV – VI вв. Архитектура Византии V – IX вв. Изобразительное искусство Византии V – IX вв. Искусство Византии периода иконоборчества Архитектура и искусство Византии эпохи Македонской династии. Архитектура и искусство Византии эпохи Комнинов. Палеологовский ренессанс в архитектуре и искусстве Византии. Византийские влияния в искусстве Италии. Искусство Восточной Европы XII – XV вв. Искусство Восточных провинций V – XV вв.>

Раздел 7. Всеобщая история искусства. Основы Западноевропейского искусства Средних веков

Искусство Европы V–VIII вв.: остготы, лангобарды, вестготы, Меровингская Франция, искусство Англии, Ирландии, Скандинавии. Искусство империи Каролингов: архитектура, скульптура, живопись, ДПИ. Архитектура и искусство Европы X – XI вв. и проблемы «дороманского» периода в искусстве. Романский стиль в архитектуре и искусстве Франции, Германии, Италии, Испании, Англии, стран Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Готика в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Англии, Нидерландов, стран Скандинавии, Центральной и Восточной Европы.

Раздел 8. Всеобщая история искусства. Основы искусства Индии, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, стран Ислама

Искусство Индии в раннее средневековье. Искусство в индо-мусульманских государствах (XII – XIX вв.). Искусство Китая в эпохи империи Тан (618 – 907) и Сун (960 – 1279). Искусство Китая XIII–XIX вв.Искусство Японии VI – XI вв. Искусство Японии XII – XIX вв. Становление искусства в Исламе. Искусство эпохи Омейадов (661 – 750). Династия Аббасидов (750-1250). Исламское искусство в Северной Африке и Испании. Архитектура Средней Азии и Ирана. Искусство Османской империи.

Раздел 10. Всеобщая история искусства. Основы искусства эпохи Возрождения

Проторенессанс в архитектуре и искусстве Италии. Архитектура и искусство Италии эпохи Кватроченто. Высокое Возрождение в Италии. Позднее Возрождение в архитектуре и искусстве Италии. Северное Возрождение в Нидерландах. Северное Возрождение в Германии. Ренессанс в Испании, Англии, Франции.

Раздел 11. Всеобщая история искусства. Основы искусства эпохи барокко и классицизма

Искусство Италии XVII в. Искусство Испании XVII в. Искусство Фландрии XVII в. Искусство Голландии XVII в. Искусство Франции XVII в. Искусство Италии XVIII в. Искусство Франции XVIII в. Искусство Англии XVIII в. Искусство Германии XVIII в.

Раздел 12. Всеобщая история искусства. Основы зарубежного искусства XIX века

Основные стилистические и жанровые тенденции европейского искусства конца XVIII – начала XIX вв. Романтизм в европейской живописи и скульптуре первой трети XIX в. Реформа пейзажного жанра в европейской живописи XIX в. Французское искусство середины XIX в. Основные тенденции европейского искусства второй половины XIX в. Французское искусство 1860-х – 1880-х гг. Постимпрессионизм и развитие европейской живописи на рубеже XIX – XX вв.

Раздел 13. Всеобщая история искусства. Основы искусства XX века

Первая волна европейского авангарда 1905 – 1916 гг. Абстракция и конструктивизм. Дадаизм и сюрреализм. Эстетика новой вещественности и искусство высокого модернизма 1920 – 1940-х гг. Неоавангард 1960 – 1970-х гг. Постмодернизм. Искусство в мировой культуре и истории ХХ столетия.

Раздел 14. История отечественного искусства. Основы Древнерусского искусства

Особенности древнерусского искусства. Искусство Киевской Руси. Конец X – середина XI в. Искусство русских земель второй половины XI – XII вв. Русское искусство XIII в. Искусство и архитектура Новгорода и Пскова XIV – XV вв. Искусство возвышающейся Москвы. XIV век. Живопись и архитектура Москвы конца XV – XVI вв. Живопись XVI в. стремление государства к регламентации всех областей культуры. Русская художественная культура XVII в. Архитектура Москвы и местных центров. Живопись XVII в.

Раздел 15. История отечественного искусства. Основы искусства XVIII века

Русское искусство первой четверти XVIII века. Русское искусство первой половины XVIII века. 1730-е гг. «Аннинское» и «Елизаветинское» барокко. Русское искусство середины – второй половины XVIII века. Русское искусство второй половины – конца XVIII века. Основные итоги развития русского искусства в XVIII веке

Раздел 16. История отечественного искусства. Основы искусства XIX – начала XX века

Живопись и графика первой половины XIX века. Русское искусство второй половины XIX века. Особенности развития отечественной художественной школы во второй половине XIX в. Русское искусство конца XIX – начала XX века. Русское искусство накануне авангардистского эксперимента

Раздел 17. История отечественного искусства. Основы отечественного искусства XX века

История возникновения и развития русского художественного авангарда 1910 – 1915 гг. Основные представители художественного авангарда: Филонов, Малевич, Татлин. Искусство и революция. Русский авангард 1920-х гг. Искусство социалистического реализма. Период «оттепели». Русское искусство 1950-1960-х гг. Неофициальное искусство Москвы и Ленинграда 1970-1980-хх гг. Основные течения современного актуального искусства России

 

1. Стилистическая эволюция египетской скульптуры эпохи Нового Царства.

2. Творчество Фидия в контексте эволюции греческой школы скульптуры V в. до н.э.

3. Архитектурный ансамбль Акрополя в контексте эволюции древнегреческого зодчества в V в.

4. Региональные школы в романской архитектуре и искусстве Франции.

5. Готический витраж в европейском искусстве: особенности технологии и стилистическая эволюция.

6. Творчество Хокусая и японская гравюра школы «укиё-э».

7. Творчество Джотто и итальянская живопись эпохи Проторенессанса.

8. Творчество Л.Б. Альберти и итальянская архитектура эпохи Кватроченто.

9. Творчество Донателло и итальянская школа скульптуры эпохи Кватроченто.

10. Творчество Рафаэля Санти и римская школа живописи первой половины XVI века.

11. Творчество Караваджо в контексте итальянского искусства первой половины XVII в.

12. Л. Бернини и итальянская школа скульптуры XVII в.

13. Творчество П.П. Рубенса и фламандская школа живописи XVII в.

14. Творчество Рембрандта в контексте голландского искусства первой половины XVII в.

15. Творчество Веласкеса и испанская школа живописи XVII в.

16. Н. Пуссен и сложение европейского классицизма.

17. А. Ватто и французская школа живописи XVIII в.

18. У. Хогарт и английская школа живописи в XVIII в.

19. Ж.-Л. Давид и его школа: классицизм во французской живописи конца XVIII – первой четверти XIX вв.

20. Э. Делакруа и французская школа живописи первой половины – середины XIX в.

21. Ф. Гойя и сложение романтических тенденций в европейском искусстве.

22. У. Тернер и английская живопись XIX в.

23. Пейзаж в живописи импрессионистов.

24. О. Роден и французская скульптура второй половины XIX в.

25. А. Бурдель и французская скульптура начала ХХ в.

26. Творчество П. Пикассо: проблема эволюции художественного языка.

27. Экспрессионизм в европейском искусстве ХХ в.: характерные черты и ведущие мастера.

28. С. Дали и сюрреализм в изобразительном искусстве ХХ в.

29. Дж. Полок, абстрактный экспрессионизм и феномен «живописи действия».

30. Э. Уорхол и поп-арт как художественное течение.

31. Феофан Грек и монументальная живопись Новгорода XIV в.

32. Творчество Андрея Рублёва и русская школа живописи в XV в.

33. Живопись Дионисия и расцвет русского искусства рубежа XV – XVI вв.

34. И.Н. Никитин и русский портрет первой половины XVIII в.

35. Дж. Кваренги и русское зодчество последней трети XVIII - начала XIX вв.

36. Ф.И. Шубин и русская школа скульптуры XVIII в.

37. А.П. Лосенко и историческая живопись периода классицизма второй половины XVIII – начала XIX века.

38. Портрет в русском искусстве середины – второй половины XVIII в.: основные тенденции развития и ведущие мастера.

39. Проблема стилистической эволюции русского фарфора второй половины XVIII в.

40. О.А. Кипренский и портрет в русском искусстве первой половины XIX в.

41. Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в.

42. Творчество А.А. Иванова и русская историческая живопись первой половины XIX в.

43. А.Г. Венецианов и место бытового жанра в русской живописи первой половины – середины XIX в.

44. П.А. Федотов и проблема стилистической эволюции русской жанровой живописи 1840-х – 1860-х гг.

45. Бытовой жанр в творчестве русских художников-передвижников.

46. И.Н. Крамской и портрет в творчестве передвижников.

47. Творческий путь И.Е. Репина в контексте развития русской живописи.

48. Н.Н. Ге и исторический жанр в русской живописи 1860-х – 1870-х гг.

49. В.И. Суриков и исторический жанр в русской живописи конца XIX – начала ХХ в.

50. А.К. Саврасов и пейзаж в русском искусстве второй половины XIX в.

51. Портрет в русском искусстве начала ХХ в.

52. Творчество В.А. Серова в контексте эволюции русского искусства 1880-х – 1910-х гг.

53. Творчество М.А. Врубеля и тенденции модерна в русской живописи начала ХХ в.

54. Художественное объединение «Мир искусства»: эстетическая программа и творческая деятельность участников.

55. В.Э. Борисов-Мусатов и тенденции символизма в русском искусстве начала ХХ в.

56. «Бубновый валет» и другие художественные объединения в русском искусстве 1910-х гг.

57. К.А. Петров-Водкин и русская живопись 1910-х – 1930-х гг.

58. Творчество В.В. Кандинского и К.С. Малевича в контексте искусства русского авангарда 1910-х – 1920-х гг.

59. А.Т. Матвеев и отечественная скульптура 1910-х – 1920-х гг.

60. Творческие поиски П.Н. Филонова в контексте отечественной художественной традиции.

 

Экзаменационные задания

1. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Андрей Рублев. Троица. Около 1411 г. Москва, ГТГ.

2. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

3. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Д.Г. Левицкий. Портрет Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

4. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

5. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857 гг. Москва, ГТГ.

6. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: П.А. Федотов. Сватовство майора. 1848 г. Москва, ГТГ.

7. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.Г. Венецианов. Гумно. 1821–1822 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

8. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

9. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887 г. Москва, ГТГ.

10. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. 1870–1873 гг. Санкт-Петербург, ГРМ.

11. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.И. Куинджи. Ночь на Днепре. 1882 г. Москва, ГТГ.

12. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Москва. ГТГ.

13. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г. Москва, ГТГ.

14. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887 г. Москва, ГТГ.

15. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Москва, ГТГ.

16. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942 г. Санкт-Петербург, ГРМ.

17. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А.А. Пластов. Фашист пролетел. 1942 г. Москва, ГТГ.

18. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») в Санкт-Петербурге. 1765–1782 гг.

19. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. Дрезден. Галерея старых мастеров. 1512–1513 гг.

20. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. (Джоконда). Париж. Лувр. 1503–1506 гг.

21. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Джорджоне. Юдифь. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1504 г.

22. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1595–1596 гг.

23. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Н. Пуссен Танкред и Эрминия. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Конец 1620-х – начало 1640-х гг.

24. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.

25. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Д. да С. Веласкес. Менины. Мадрид. Прадо. 1656 г.

26. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Ж.Б.С. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1766 г.

27. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Т. Жерико. Плот Медузы. Париж. Лувр. 1819 г.

28. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. Париж. Лувр. 1784 г.

29. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: П. Гоген. Женщина, держащая плод (Eu haere ia oe). Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1893 г.

30. Проведите описание и формально-стилистический анализ произведения искусства: А. Матисс. Танец. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1909–1910 гг.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.