Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция абонента




Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий

Классификация инноваций

 

Инновации имеют различные формы: технические, технологические, организационные, социально-экономические.

Существуют различные классификации групп инноваций которые различаются по:

· сфере приложения – научно-технические, организационно-экономические и социально-культурные;

· характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности и развивающие существующие;

· предмету приложения – инновация - продукт, инновация – процесс, инновация – сервис, инновации – рынки;

· степени радикальности – базисные, системные, улучшающиеся, псевдоинновации;

· глубине изменений – регенерирование первоначальных свойств, количественные изменения, группировка частей системы, адаптивные изменения, новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род;

· причинам возникновения – стратегические и реактивные;

· характеру воздействия на рыночно - технологические возможности фирмы – архитектурные, революционные, нишесоздающие, регулярные;

· масштабам распространения – применяемые в одной отрасли и применяемые во всех или многих отраслях;

· роли в процессе производства – основные и дополняющие;

· характеру связи с научным знанием – восходящие и нисходящие.[3]

Первые две группы инноваций не нуждаются в объяснении. Остальные группы и входящие в них инновации имеют следующее содержание.

Инновация - продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (прежде всего в форме товара) за пределы предприятия. Этот тип инноваций требует значительных инвестиций, так как разработка продуктов предполагает проведение НИОКР, разработку инноваций-процессов.

Инновация-процесс – это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта, Данные инновации мене рискованны, чем продуктовые, а в ряде случаев являются и менее капиталоемкими.[3]

Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (например, программное обеспечение компьютеров).

Инновации – продукты и инновации - процессы тесно связаны друг с другом и могут переходить друг в друга (на примере инноваций-процессов, выраженных в технологическом оборудовании для внутренних нужд и их трансформацией в виде инноваций-продуктов, продающихся за пределы предприятия).

Для следующего среза классификации инноваций:

Базисные инновации – это инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым, ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах (паровая машина, электричество, атомная энергетика, вакуумная трубка, транзистор и т.д.). Они требуют наибольших инвестиций, процесс их разработки является длительным, а их коммерциализация приводит к появлению новых технологических укладов.[4]

Системные инновации представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами. К системным инновациям можно отнести использование вакуумной трубки в радио и телекоммуникационных системах, использование транзисторов в цифровых электронных технологиях. Первоначально они были предусмотрены для других целей: вакуумная трубка для телефонных систем, а транзистор – для замены вакуумной трубки.

Улучшающие инновации – это малые, но важные улучшения продуктов, процессов, сервиса. Улучшающие инновации продолжают техническое улучшение и распространяются на приложения радикальных и системных инноваций. Например, изобретение вакуумной трубки потребовало улучшений по созданию вакуума, прежде чем она стала компонентом телефона. Тысячи инноваций были произведены по улучшению транзистора, на основе которых были созданы интегральные схемы, большие и сверхбольшие ИС.

Псевдоинновации – это внешние изменения продуктов или процессов, не приводящие к изменению их потребительских характеристик.

Следующий срез классификации инноваций – по глубине вносимых изменений, (для прослеживания переходов от инноваций низкого уровня к инновациям более высокого уровня) может быть рассмотрен в рамках следующей внутренней классификации:

Инновации нулевого порядка: - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций.

Инновации первого порядка: - изменение количественных свойств системы.

Инновации второго порядка: - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования.

Инновации третьего порядка: - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу.

Инновации четвертого порядка: - новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются – происходит некоторое улучшение их полезных свойств (например, оснащение существующего электровоза более мощным двигателем).[5 c 82]

Инновации пятого порядка: - новое поколение: меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии А к серии АИ).

Инновации шестого порядка: - новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (например, возникновение бесчелночного ткацкого станка).

Инновации седьмого порядка: - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы или ее части, которое меняет ее функциональный принцип (например, переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического железнодорожного транспорта транспортом на «воздушной подушке»). [4,3]

Внедрение инноваций может сказывать влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности. В связи с этим можно выделить четыре типа инноваций: архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные.

Архитектурные инновации – это инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов, а также рыночно - потребительских связей.

Революционные инновации приводят к устареванию продуктово-технологических возможностей, но не разрушают рыночно продуктовые связи. Данный тип инноваций революционизирует традиционные рынки.

Нишесоздающие инновации сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают существующие рыночно-потребительские связи. Они создают новые рыночные ниши для существующих технологий и продуктов.[5 c 90]

Регулярные инновации консервируют как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи. Данный тип инноваций имеет место тогда, когда происходит совершенствование продуктов и технологий.

Последние четыре типа инноваций можно схематично представить в виде следующей таблицы:

Таблица 1.2 Классификация инноваций

Рыночные связи Продуктово-технологические возможности
Сохранение Регулярные Революционные
Разрушение Нишеобразующие Архитектурные

 

Следующий класс инноваций:

Стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Реактивные инновации – это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. эти инновации фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках.[4 c 10]

По масштабам распространения:

Применяемые в одной отрасли на всех предприятиях, производящих однородный продукт.

Применяемые во всех отраслях народного хозяйства.

По роли в процессе производства:

Основные продуктовые инновации – создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей.

Дополняющие продуктовые инновации – расширяют рынок в соответствующих областях.

Основные технологические инновации составляют базис крупных технологических систем, а дополнительные технологические инновации развивают имеющие базисные технологии.

Восходящие инновации создаются на основе новых научных знаний.

Нисходящие инновации имеют в своей основе имеющуюся базу знаний и их коммерциализацию.[5]

Типизация инноваций позволяет:

· осуществлять «привязку» к типу инноваций того или иного типа стратегии, иными словами – тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций;

· конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций;

определять положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые неодинаковы для различных типов инноваций.[3.4.5.]


 

Важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом [2].

Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

· закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;

· закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;

· законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;

· закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;

· закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы "цикла" [10].

Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д. [11].

При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий [4].

К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.

Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

· использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

· коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

· лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Внутренние факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:

· мотивированное руководство;

· интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;

· высокая производительность;

· эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный процесс;

· непрерывное организационное обучение;

· эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;

· управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием [13].

Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.

Первая группа факторов - это:

· форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;

· организационная структура, обусловливающая мобильность экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;

· "размер организаций", определяющий ее принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;

· отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.

Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.

Вторая группа факторов включает:

· финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовой устойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций, ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализации инновационных проектов;

· научно-технический потенциал, характеризующий возможности организации в области НИОКР;

· производственный потенциал, характеризующий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;

· кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления инноваций.

В качестве средства, формирующего систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризация предприятий.

Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийся в закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов на объекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активный характер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий, инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционной продукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научной литературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальные и вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации [6].

Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.

Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров. Вместе с тем, конкуренция - это и экономическая среда конкретного рынка, на котором взаимодействуют и другие экономические факторы.

Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самая тесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождением конкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.

Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенного фактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, Ю.Симачев отмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровня конкуренции на рынке [12]. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационная активность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренция способствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентной борьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращается совсем.

Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия, связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращением жизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.

К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формы инновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимых предприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.

К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формы инновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятой с производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции; внедрение новой системы послепродажного сервиса.

При горизонтальной конкуренции рост инновационной активности является способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах. При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикам со стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечить соответствующий уровень продвижения товара на рынке.

Под процессными инновациями следует понимать усовершенствование используемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.

Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческой структуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управление персоналом.

Если конкуренция является стимулом для инновационной активности, то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идей в ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации. Трансферт более современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальных связей между предприятиями. Речь идет о простом копировании нового продукта, нового технологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующих на одном и том же рынке, т.е. у компаний-конкурентов.

Следует отметить, что инновационно активное предприятие в России существенно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условиях высококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукции является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятия позволить себе не могут.

Фактором, способным активизировать инновационную активность является международная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннего рынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяет характер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность, ориентируясь одновременно на “пассивный” внутренний рынок и “активный" внешний рынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знать потребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создает условия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичности спроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваются предпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения “выживания” в условиях конкуренции.

Многоотраслевой характер доперестроечной экономики СССР, высокий удельный вес в экспорте страны продукции с высокой степенью переработки, в том числе наукоемкой продукции, диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругу специальностей и поддерживал высокий статус науки, образования и культуры. В результате проведенных экономических реформ структура российской экономики в определенной степени "примитивизировалась", т.к. в ходе реформирования и развившегося экономического кризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения. Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержании высокого статуса образования и культуры.

В этой связи следует обратить внимание на одно из важнейших условий развития конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей - повышение общеобразовательного и профессионального уровня рабочей силы страны. Перед нашей страной стоит опасность утраты этого важного конкурентного преимущества, накопленного за десятилетия продуманной образовательной политики, в том числе и в области подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Отмеченные обстоятельства дополняются также тенденцией занижения стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, сопровождаемой деградацией и дезориентацией отечественного научного потенциала.

Важным фактором развития инновационной активности является качество рабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новые продукты у других фирм.

Компания, использующая принципы обучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированных творческих работников, улучшает отношения с заказчиками и партнерами. Особая роль в этом принадлежит науке. Поэтому она должна быть тесно интегрированной в производство, стать участником инновационного цикла разработки, распространения и использования инноваций.

3. Иновационная деятельность на примере ОАО «АК «Транснефть»

3.1. Характеристика деятельности ОАО «АК «Транснефть»

 

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" была учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 № 810 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.11.1992 № 1403.Цель создания ОАО "АК "Транснефть" в соответствии с Уставом - реализация технических и социально-экономических интересов акционеров при безусловном обеспечении интересов Российской Федерации в области транспорта нефти по магистральным трубопроводам и извлечение прибыли. Основными направлениями деятельности Компании являются:

-организация и осуществление транспортировки по системе магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки;

-эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

-координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, перевалочных нефтебаз, железнодорожных эстакад и других объектов системы магистральных нефтепроводов.

Компания обеспечивает транспортировку более 90% добываемой в России нефти, а так же значительных объемов углеводородного сырья стран СНГ. Компания располагает мощной разветвленной сетью магистральных трубопроводов общей протяженностью примерно 48 тыс. км, оснащенных современным оборудованием, и выполняет все необходимые профилактические, диагностические, регламентные, ремонтно - и аварийно-восстановительные работы, в том числе подводно-технические. Большое внимание ОАО "АК "Транснефть" уделяет комплексному развитию сети магистральных трубопроводов, решению задач научно-технического прогресса, внедрению новой техники и технологий. [7]

3.2. Иновационная деятельность ОАО «АК «Транснефть»

В рамках реализации Программы инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 г. осуществляется научно-технический и инновационный поиск перспективных технологических решений. В статье приводятся принципы осуществляемого поиска и перспективы его развития в форме открытых инноваций. Рассматривается возможность разработки автоматизированной системы продвижения перспективных инициатив.

В настоящее время реализуется Программа инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 г. (ПИР), направленная на качественное повышение надежности, безопасности и эффективности трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Для обеспечения динамики развития отрасли трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в рамках совершенствования производственных и организационных процессов требуется комплексное и непрерывное выявление проблемных ситуаций и обеспечение их решения, прежде всего за счет поиска инноваций – как внутри ОАО «АК «Транснефть», так и за ее пределами – и дальнейшего их внедрения.

Существенный рост результативности комплексных процессов разработки и внедрения инновационных решений в любой компании должен сопровождаться не только активизацией научного и технологического потенциала, наращиванием производственных мощностей, но и качественным развитием бизнес-моделей и соответствующих им бизнес-процессов. В вопросах инновационной деятельности бизнес-составляющие инновационных процессов являются ее неотъемлемыми элементами. В связи с этим в головной научно-исследовательской организации ОАО «АК «Транснефть» – ООО «НИИ ТНН» – в 2011 г. был создан Центр инноваций и координации НИОКР, в задачи которого входит осуществление научно-технического и инновационного поиска, обеспечение внедрения перспективных разработок в систему «Транснефть», а также контроль и мониторинг реализации ПИР. Потенциально ценные новации применительно к ОАО «АК «Транснефть» могут быть сформированы не только в собственных научных и производственных организациях, но и за пределами Компании.

При планировании работ НИОКР для ОАО «АК «Транснефть» привлекаются соисполнители из числа субъектов малого и среднего предпринимательства с целью расширения круга производителей продукции для системы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Модель инновационного поиска перспективных технологий и разработок, включающая привлечение внешних разработчиков к решению внутренних задач организации, в профессиональной среде называется моделью «открытых инноваций» (open innovation). Она состоит из двух взаимосвязанных блоков: бизнес-модель и научно-технологический потенциал. Причиной возникновения такой формы инновационной деятельности послужил тот факт, что в современном динамично развивающемся мире обеспечивать только в закрытом формате эффективное и своевременное внедрение новых продуктов и оборудования становится с каждым годом все сложнее – как с точки зрения генерации «прорывных» идей, так и с точки зрения ведения современных и междисциплинарных исследований, разработок и обеспечения их финансирования.

Именно открытые инновации являются одним из самых популярных и эффективных подходов, зарекомендовавшим себя в последние годы за рубежом в работе с инновациями. Этот тип инноваций является элементом бизнес-модели многих иностранных компаний, предполагая поиск и использование интеллектуальной собственности как самой компании, так и внешних организаций. При адаптации данной модели к деятельности системы «Транснефть» возможен существенный рост результативности и масштабов инновационной корпоративной деятельности. Подобный подход может явиться вспомогательным источником интеллектуальной собственности для выполнения НИОКР ОАО «АК «Транснефть». При этом принцип открытых инноваций не должен являться основным для Транснефти. Не только внешние идеи, разработчики, лаборатории и производства должны выступать источниками высоких технологий. Нельзя отказываться от корпоративных НИОКР-центров, ученых, специалистов и производств; безусловно, следует продолжать их поддержку и развитие в рамках своих внутренних задач (только специалистам из самой системы видны проблемные точки производственного процесса).

Внешние изобретатели и организации в открытых инновациях должны являться вспомогательным элементом корпоративных механизмов инновационного развития. Внешняя интеллектуальная собственность должна гармонично дополнять недостающие фрагменты инновационной стратегии компании или замещать собой существующие в случае необходимости. Накопленный корпоративный научно-технический потенциал должен выступать в роли опытного экспертного и производственного механизма для выработки эффективных решений по целесообразности применения сторонней интеллектуальной собственности с соблюдением соответствующих юридических требований и режима коммерческой безопасности.

Каким образом в ОАО «АК «Транснефть» адаптируется бизнес-модель открытых инноваций и каковы перспективы ее развития?

Для наглядного представления ключевых элементов и механизмов ПИР во взаимосвязи с процессами продвижения перспективных инициатив (поиска и внедрения инноваций) приводится Дорожная карта инновационного развития ОАО «АК «Транснефть». Она разработана в рамках взаимодействия с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), визуализация выполнена совместно с холдингом «Передвижники».

В рамках ПИР Центром инноваций и координации НИОКР ООО «НИИ ТНН» осуществляется всесторонний поиск перспективных новаций среди потенциальных разработчиков и поставщиков: производственных, научных и образовательных учреждений, в сфере среднего и малого предпринимательства. Основной акцент делается на профильные организации нефтегазовой отрасли, но поиск и взаимодействие также осуществляются и в смежных отраслях – современные исследования и разработки часто оказываются наиболее успешными именно в междисциплинарных областях.

Для охвата большего числа разработчиков предложений инновационного характера на сайте ООО «НИИ ТНН» размещена интерактивная форма (http://niitnn.ru/innovation/), где опубликованы основные направления потенциального научно-технического партнерства. В 2011 г. посредством этой формы получено на рассмотрение 18 предложений от предприятий малого и среднего бизнеса.

Собираемые научно-технические предложения формируют «Базу знаний». Наиболее перспективные из них поступают на рассмотрение профильных подразделений ООО «НИИ ТНН». В настоящее время данный механизм находится в стадии формирования.

В рамках поиска и продвижения инициатив всегда необходимо уделять особое внимание молодому поколению ученых и специалистов, ведь именно они зачастую являются первыми и наиболее активными в решении самых современных вопросов науки и техники. Поэтому для ОАО «АК «Транснефть» всесторонние поддержка и развитие молодежи всегда имели и имеют первостепенное значение. Главной формой такой работы является Научно-техническая конференция молодежи ОАО «АК «Транснефть», проводимая ежегодно уже на протяжении 12 лет. Молодые сотрудники организаций системы «Транснефть» выносят на Конференцию наиболее актуальные производственные и научные проблемы и предлагают свои методы их решения.

Конференция проходит в три тура, в каждом из которых комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов организаций системы «Транснефть» и аппарата Компании, определяет лучшие работы по семи секциям, отражающим ключевые научно-технические и производственные сферы магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов. Многие работы получают высокие оценки жюри, а работы-финалисты рекомендуются к дальнейшему развитию и внедрению.

Победители первого тура, проводимого во всех организациях системы «Транснефть» (ОСТ), представляют свои работы на втором туре в ОСТ, ответственных за проведение каждой из семи секций Конференции. Победители второго тура участвуют в финальном третьем туре, который в 2012 г. проходил со 2 по 6 апреля на базе ООО «Балтнефтепровод».

Финалисты третьего тура награждаются ценными подарками и денежными премиями, а также получают возможность пройти стажировку в зарубежных профильных компаниях в области высоких технологий. Необходимо отметить, что по решению руководства ОАО «АК «Транснефть» наиболее перспективные и качественно новые молодежные проекты также рассматриваются на созданной в 2011 г. секции «Новый взгляд». В ней представлены аналитические и теоретические проекты в сфере инновационного развития, технологий, производственных и бизнес-процессов ОАО «АК «Транснефть», что в полной мере соответствует задачам инновационного поиска, отраженным в ПИР. Первое заседание секции прошло в феврале 2012 г. на базе ОАО «Приволжскнефтепровод».

Сформированная и действующая система научнотехнического и инновационного поиска уже обозначила возможные направления ее дальнейшего развития. Из практики продвижения инициатив компаний (предложений инновационного характера и актуальных задач отрасли) известно, что в процессе их сбора, анализа и экспертизы по мере прохождения рассмотрения число инициатив с каждым этапом сокращается. Этот факт часто связан не только с низким уровнем научно-технической проработанности инициатив, но и с организационными сложностями при работе с ними. К примеру, в связи с ограниченным числом регламентированных альтернативных путей и способов обсуждения и продвижения инициатив часть из них не получает должного развития только из-за отсутствия прозрачных и понятных всем механизмов.

В настоящее время центром поиска и анализа инновационных решений трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов является ООО «НИИ ТНН». В связи с тем, что в организациях системы «Транснефть» вопросы отрасли и их возможные пути и методы решения могут рассматриваться в дополняющих аспектах к общему видению Института, представляется перспективной разработка автоматизированной системы продвижения инновационных решений, включающей в себя заинтересованные ОСТ и сторонние организации. Подобная система может стать единой площадкой-интегратором для коллективного продвижения инициатив в системе «Транснефть».

Целью работы системы продвижения перспективных инициатив должно явиться обеспечение существенного роста результативности мониторинга инноваций, ориентированных на качественное повышение надежности, безопасности и эффективности транспорта нефти и нефтепродуктов в рамках ПИР посредством автоматизации следующих процессов, повышающих эффективность и скорость продвижения инициатив до подачи заявок на научно-технические советы ОАО «АК «Транснефть»:

• территориально распределенный сбор и коллегиальная экспертиза предложений инновационного характера и проблемных ситуаций;

• обеспечение формирования первичных коллегиальных научно-технических и управленческих решений экспертов по актуальности расширения работ по инициируемым вопросам для дальнейшей подачи заявок на научно-технические советы (НТС).

Идея подобной системы соотносится с перспективными направлениями автоматизации управления инновационной деятельностью ОАО «АК «Транснефть» на долгосрочную перспективу в рамках ПИР. Кроме того, из открытых источников известна успешная практика реализации схожих систем (IBM, P&G, ОАО «РЖД», Innocentive.com, Openinnovation.ru, «Сбербанк», «Альфа-Банк», а также другие Банки Москвы онлайн).

В автоматизированной системе продвижения инициатив предлагается сформировать два модуля: по работе с проблематикой и по работе с предложениями. Часть проблемных вопросов отрасли в процессе их продвижения может приобретать статус задач. Также возможна первичная постановка задач для их дальнейшего потенциального решения.

Ключевым элементом системы должен выступать механизм объективного отбора инициатив по формализованным критериям экспертной оценки. Среди основных предлагаются следующие:

• новационность;

• важность;

• актуальность;

• реализуемость;

• уровень проработки;

• перспективность развития (доработки, адаптации) инициативы.

Обязательными принципами функционирования предлагаемой системы и обеспечения в перспективе ее саморазвития являются: добровольная и инициативная работа, а также стимулирование сотрудников к такой деятельности. При этом рассматриваются следующие стимулы:

- рейтинг инновационной активности:

- инициирования запросов,

- инициирования предложений;

- дополнительное премирование;

- накопительная возможность компенсации депремирования;

- виртуальная Доска почета наиболее активных участников;

- дипломы за вклад в инновационное развитие системы «Транснефть»;

- возможность участия авторов в реализации собственных инициатив.

В качестве укрупненного подхода для продвижения инициатив, подкрепленного принципами мотивирования и стимулирования работников, предлагается следующий:

1. Активизация к действию (инициативность).

2. Сбор предложений / запросов на решения.

3. Диалог: обсуждение / развитие инициатив.

4. Экспертиза / сопоставление инициатив.

5. Коллегиальное решение о перспективности продолжения работ с инициативами.

Существенной новизной предлагаемой системы является возможность работы с инициативами в двух направлениях:

• «Заказ на инновации»: поиск инновационных решений под актуальные научно-технические задачи;

• «Актуализация новаций»: поиск возможностей внедрения или адаптации потенциально прорывных предложений инновационного характера. Важной составляющей подобного подхода является возможность формирования эффективных портфелей решений – предложений, удовлетворяющих одновременно нескольким запросам, или запросов, удовлетворяемых сразу несколькими предложениями.

Предлагается интегрировать систему с модулем, подключенным к внешней сети Интернет. В результате такой механизм сможет способствовать решению научно-технических вопросов в рамках открытых конкурсов среди профильных предприятий, учебных и научных учреждений. При этом могут устанавливаться сроки решения задач, а также условия взаимодействия и вознаграждения.

Экономический эффект от создания и внедрения предлагаемой системы будет зависеть от экономической, научно-технической и «имиджевой» составляющих ценностей инициатив, принятых к реализации посредством данной системы.

Разработка и внедрение предлагаемой специализированной информационной системы для автоматизации и формализации процессов инновационного поиска является принципиально новым решением для системы «Транснефть», а для международной и отечественной практики – имеющим существенные преимущества проблемно-целевой направленности и операционализации (исходя из открытых источников). [8]


Заключение

 

В результате разработки инновационного проекта очевидно следующее:

В ОАО «АК «Транснефть» предусмотрено выполнение работ по следующим основным направлениям научно-технологического развития во взаимосвязи в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в том числе:

- по направлению базовых и критических военных, специальных и промышленных технологий программой предусмотрена разработка комплекса высокоточных внутритрубных диагностических приборов для обеспечения надежности объектов магистральных трубопроводов;

- по направлению технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений.


Список литературы

 

1. Бабкин А.В. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е издание. - СПб.: СПбГПУ, 2007.

2. Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс, 4-е издание. – СПб.: Питер, 2009.

3. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М.: Высшая Школа, 2008.

4. Глухов В.В. «Менеджмент». – СПб.: Специальная Литература, 2009.

5. Гражданский Кодекс РФ, часть 1, 2, 4

6. Евстфьев Д.С., Молчанов Н.Н. Маркетинг в информационном обществе. – СПб.: СПбГУ, 2009.

7. http://barfin.ru/company/transneft/activities

8. http://www.oilcareer.ru/news/innovacii_v_nauchno_tekhnicheskom_i_innovacionnom_poiske

 


[1] Фархутдинов Р.А. Инновации. – М.:2009.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.