Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укажите и охарактеризуйте основные параметры информации




Анализ различных источников показывает, что в настоящее время наиболее широко для оценки информации используются следующие основные параметры [17]: содержание, охват, время, источник, способ фиксации, язык, стоимость, соответствие потребностям.

1 Содержание определяет проблемную область, охватываемую информацией (тему, идею, теорию, методику).Границы проблемной области зависят от задач, решаемых пользователем.

2. Охват определяет, ограничивает и описывает содержание, уточняет или лимитирует его. В конкретном смысле охват можно рассматривать как часть параметра «содержание». Он как бы суживает и задает определенные рамки содержания. Там, где содержание беспредельно, охват является лимитирующим фактором. Охват, обычно, характеризуют следующими свойствами информации: объемом, полнотой и достаточностью.

3. Время как характеристика информации выступает в нескольких аспектах:

1)фиксирует момент или период, представленный данными (календарный, налоговый, финансовый год, конец соответствующего года и т.п.);

2)задает точку отсчета ввода конкретной информации в обращение (в коммуникационные каналы);

3)является характеристикой, определяющей связь между содержанием информации об объекте и ее соответствием реальному состоянию объекта, к которому она относится, на текущий момент времени.

4.Источник идентифицирует происхождение информации и в определенном смысле выступает как часть параметра охвата, лимитирующая содержание информации. В этом смысле источник выступает как некоторая условная единица объема информации по проблеме (ее части, или некоторое подмножество проблем).

В качестве источника информации может выступать:

· единичная публикация (текущая документация фирмы, энциклопедия, официальные и научные отчеты, технологическая документация, статья, книга, журнальная статья, личное дело и др.),

· собрание документов (архив, библиотека, информационный центр, база данных и др.);

· конкретная персона или организационная единица, обладающая информацией (информа ционными ресурсами) в конкретных проблемных областях или научным инструментарием, позволяющим получать необходимую информацию (создавать информационные ресурсы по конкретным проблемам).

5.Способ фиксации информации. Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее фиксация на тех или иных видах носителей - документирование (закрепление на тех или иных материальных носителях). Т.е. информация становится ресурсом только в том случае, если она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. В противном случае она может использоваться лишь при решении ограниченного круга задач, а эффективность ее использования и качество существенно снижаются во времени.

6.Язык. Существенным фактором, снижающим возможности создания документальных информационных ресурсов и ограничивающим доступ к ним, является и языковой барьер.

7.Стоимость - овеществленный в товаре общественный труд, вещественное выражение общественного труда товаропроизводителей. Информация выступает в виде товара, удовлетворяющего специфические потребности.

Цена на информацию выступает как денежное выражение стоимости. Основой цены на информационные услуги выступает рыночная стоимость, складывающаяся с учетом признанных обществом на рынке затрат труда на их подготовку и потребительских свойств услуг, их полезности.

8.Соответствие потребности. Потребность предполагает нужду в предмете потребления. Информационная потребность - это необходимость получения информации, требуемой для решения конкретных задач, стоящих перед пользователем. Потребность считается удовлетворенной в том случае, если информация позволяет решить конкретные задачи с требуемым уровнем эффективности.

 

17,Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

C.в-ва информации – объективность, достоверность, точность, достаточность, актуальность, понятность, доступность, своевременность, дискретность, непрерывность, новизна, компактность, ценность, полезность, старение, стоимость,язык.

Мера информации Единицы измерения Примеры (для компьютерной области)
Синтаксическая    
а) Шенноновский подход Степень уменьшения неопределенности Вероятность события
б) Компьютерный подход Единицы представления информации Бит, байт, Кбайт и т.д.
Семантическая Тезаурус Пакет прикладных программ, персональный компьютер, компьютерные сети и т.д.
  Экономические показатели Рентабельность, производительность, коэффициент амортизации и т.д.
Прагматическая Ценность использования а) Емкость памяти, производительность компьютера, скорость передачи данных и т.д. б) Денежное выражение в) Время обработки информации и принятия решений

18,Что есть пертинентность и релевантность информации?

1) Пертинентность - соответствие содержания документов потребности пользователя.

2)Релевантность – соответствие документов запросу потребителя, реализованного по принятому критерию смыслового соответствия

Релевантность - это отношение смысловой близости между содержанием найденного документа (информации, требуемой пользователю) и запросом, сформулированным потребителем. Степень релевантности может быть оценена только пользователем, сформулировавшим запрос.

19, Приведите примеры полезной и ценной информации, используемой в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

С другой стороны, получаемая информация может иметь различный уровень соответствия с реальной потребностью лица, принимающего решения. Именно поэтому многочисленные исследования, направленные на определение соответствия информации реальным потребностям пользователя, как правило, сводятся к определению некоторых формализованных показателей, задающих некоторый уровень соответствия между действительными потребностями в

информации и реальным обеспечением информацией.

20,Дайте определение понятию «факт».

(factum - сделанное, совершившееся).

Факт - два основных значения:

1) объективные, реально существующие события, свойства, отношения, связи объектов мира и процессы их изменения;

2) особый класс высказываний, достоверность которых строго установлена.

"Фактом" может быть практически любая информация, содержащаяся в документе

21,Какие существуют различия в понятиях «объективный факт» и «научный факт»?

Объективный факт- некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которое составляет объект человеческого познания.

Научный факт – описание объективного факта посредством языка.

22,Дайте определение понятию «знания».

Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей;

Знания -это хорошо структурированные данные

знания - это специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее.

 

 

Содержание определяет предметную область информации (неразрывно связан с параметром охвата) Охват определяет, описывает содержание: объем (общая полнота информации), полнота(соотношение между имеющейся и доступной инф.), достаточность (возможность достижения цели при наличии доступной информации). Врем, источник (происхождение информации). Соответствие потребностям (Необходимость в получении информации для решения конкретных задач) - пертинентность (Соответствие содержания информации потребности пользователя), релевантность (Отношение смысловой близости между содержанием информации и запросом пользователя), полнота (Отношение релевантной информации ко всей имеющейся), точность (Отношение релевантной информации к общей совокупности релевантной и нерелевантной информации), проверяемость (Доступность источника для подтверждения истинности информации), способ фиксации (закрепление на том или ином носителе) – статистический (фиксация в вещественном виде), динамический (фиксацияпр. По комм. энер. каналам), язык (средство информационного воздействия) – отсутствие языкового барьера(+), налич. язык бар. (-). Стоимость (овеществленный в продукте общ. труд) – бесплатная информация(производ. безвозмездно передает потребителям).

23,Приведите классификацию знаний.

Знания:

Явная (артикулируемая) часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео- и т.д.).

Неявная (неартикулируемая) часть знаний представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие формы человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а «добываются» им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач.

- поверхностные - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области;

- глубинные - абстракции, аналоги, схемы, отображающие структуры и процессы в предметной области.

Процедурные знания описывают последовательность действий, которые могут использоваться при решении задач. Это, например, программы для ЭВМ, словесные записи алгоритмов, инструкции по сборке некоторого изделия.

Декларативные знания - это все знания, не являющиеся процедурными, например, статьи в толковых словарях и энциклопедиях, формулировки законов физики, химии и других наук, собрание исторических фактов и т.п.

Кроме перечисленных типов знаний, говорят также о понятийных знаниях (набор понятий и их взаимосвязи), конструктивных знаниях (знания о структуре и взаимодействии частей различных объектов) и о фактографических знаниях (количественные и качественные характеристики объектов, явлений и их элементов).

Концептуальные знания выражают свойства объектов, процессов и ситуаций через понятия (базовые элементы) соответствующей области. Описание понятия включает описание его компонентов, указания взаимосвязи с другими понятиями, а также операциональную часть, содержащую зависимости между компонентами понятий. Концептуальные знания – более глубинные и жесткие.

Экспертные знания - это знания специалистов предметной области. Они аккумулируют накопленный практический опыт, навыки и приемы в соответствующей области.

Синтаксические знания характеризуют синтаксическую структуру описываемого объекта или процесса, которая не зависит от смысла и содержания используемых при этом понятий.

24,В чем отличия процедурных и декларативных знаний? Процедурные знания описывают последовательность действий, которые могут использоваться при решении задач. (программы для ЭВМ, словесные записи алгоритмов, инструкции по сборке изделия).

Декларативные знания - это все знания, не являющиеся процедурными, (статьи в толковых словарях и энциклопедиях, формулировки законов,. Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках, приближенных к естественному языку и понятных всем

25,Дайте соотношение понятий «знания», «познания» и «сведения»

Декларативные знания - это все знания, не являющиеся процедурными, например, статьи в толковых словарях и энциклопедиях, формулировки законов физики, химии и других наук, собрание исторических фактов и т.п.

Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, т.е. знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному языку и понятных неспециалистам.

1) знания - совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, приобретенных, накопленных в результате учения, опыта, в процессе жизни и т.д. и обычно реализуемых в деятельности;

2) познания - сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях);

3) сведения – общие или очень неглубокие знания, представления о чем-либо.

в состав сведений входят как знания, не соответствующие достигнутому уровню познания (в том числе ложные знания), так и знания, которые отражают объективные свойства и взаимосвязи реального мира, но еще не признанные, либо отвергаемые на современном уровне

сведения - это знания конкретного человека и/или группы людей, не имеющие полного согласования с общепринятой на данном этапе развития практикой.

26,Дайте определение понятию «данные»

Данные - знания, особого рода. \

1) данные -это результат языковой фиксации наблюдения, эксперимента, факта или ситуации. С технической точки зрения, данные включают только ту часть знаний, которые формализованы в такой степени, что над ними могут осуществляться процедуры формализованной обработки с помощью различных технических средств.

Данные - это информация, представленная в пригодном для автоматической обработки при возможном участии человека.

Данные - это информация, записанная (закодированная) на языке машины.

Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления, а также их свойства

 

27?,Что называется циклом жизни данных?

 

Данные могут быть охарактеризованы циклом жизни, в котором основное значение имеют 4 аспекта - зарождение, обработка, хранение и поиск.

При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:

1) данные как результат измерений и наблюдений:

2) данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

3) модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций;

4) данные в компьютере на языке описания данных;

5) базы данных на машинных носителях.

28,Какие модели данных вы знаете?

Модель данных – это совокупность структур данных и операций их обработки.

3 типа: иерархическая, сетевая, реляционная.

Иерархическая организует данные в виде древовидной структуры и является реализацией логических связей: родовидовых отношений или отношений «целое - часть»

Сетевой подход отличается от иерархической тем, что каждый порожденный элемент может иметь более одного порождающего элемента.

Реляционной - такая база данных, в которой все данные представлены для пользователя в виде прямоугольных таблиц значений данных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.