Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты Сильвер как инструмент арт-терапевтической диагностики и коррекции опыта перенесенного насилия у детей и подростков




Использование рисуночных тестов для диагностики сексуального насилия

Проводя психотерапию взрослых и используя графические методики, Лев-Визель (1999) обратила внимание на значимость таких графических индикаторов перенесенного сексуального насилия, как двойные контуры лица в области подбородка и щек, «пустые», заштрихованные или отсутствующие глаза, заштрихованный или отсутствующий рот. Эти особенности изображений характерны для рисунков тех взрослых, кото­рые перенесли сексуальное насилие в детстве.

В дальнейшем этот автор провела дополнительное исследо­вание, связанное с определением графических индикаторов перенесенного сексуального насилия на основе использова­ния рисуночного теста фигуры человека Маховера. Возраст испытуемых в ее исследовании был от 27 до 43 лет. Первая опыт­ная группа включала 10 мужчин, проходящих лечение от алко­голизма и наркомании и признавшихся в перенесенном ими в детстве сексуальном насилии. Вторая группа включала десять женщин, также перенесших сексуальное насилие и наблюда­ющихся в центре семейной психотерапии. Третья группа яв­лялась контрольной и включала десять мужчин и десять женщин, считавших, что условия их воспитания были вполне удов­летворительными, и отрицавших факты сексуального или фи­зического насилия в детстве. В результате проведенного ис­следования автору удалось выявить достоверные различия между участниками опытных и контрольной групп по четы­рем признакам.

1. Контуры лица: «двойной» подбородок и «двойные» ску­ловые дуги были характерны для рисунков испытуемых, перенесших сексуальное насилие.

2. Глаза: точки; заштрихованные и пустые окружности вместо глаз — были характерны для большинства испы­туемых первой и второй групп.

3. Гениталии: у большинства лиц первой и второй групп в рисунках отмечались изображения некоего барьера, от­деляющего верхнюю и нижнюю части тела, например, в виде ремня.

4. Руки и кисти рук: для большинства рисунков фигуры человека, созданных участниками первой и второй групп, были характерны слишком длинные или слишком корот­кие руки, руки, «оторванные» от тела, либо их полное отсутствие, что было явным контрастом по сравнению с рисунками лиц из контрольной группы.

В то же время этот автор отмечает, что использование рису­ночного теста фигуры человека требует осторожного подхода к интерпретации изображений. Поспешные попытки их тол­кования как указывающих на перенесенное сексуальное на­силие могут приводить к ошибочным заключениям.

Глава 3

Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала не­сколько диагностических, коррекционных и развивающих ме­тодик, в том числе — рисуночный тест Сильвер (Silver R 1996, 2002; Сильвер Р Копытин А. И 2001), тест «Нарисуй историю» (Silver R 2002} и технику стимульного рисования (Silver R 2002). За последние несколько лет две методики тестов — рисуноч­ный тест Сильвер (далее — РТС) и тест «Нарисуй историю» были переведены на русский язык и стали применяться в на­шей стране. Начиная с 1999 года нами была проведена значи­тельная работа по межкультурной адаптации и дальнейшему изучению их диагностических возможностей (Копытин А. И 2001,2005).

РТС и тест «Нарисуй историю» имеют комплексный харак­тер и могут применяться для оценки когнитивной и эмоцио­нальной сфер и образа «я» испытуемых. Как отмечает Р. Силь­вер, РТС «тест позволяет решать четыре задачи: «обходить» язык в оценке способности решать познавательные задачи; обеспечивать большую точность в оценке когнитивных спо­собностей и недостатков, которые могут остаться незамечен­ными в вербальных тестах; облегчить раннюю идентифика­цию подверженных депрессии детей и подростков и обеспечи­вать оценку динамики когнитивного развития и эффективно­сти образовательных и терапевтических программ» (Копытин, 2001, с. 9). В данной главе будет представлен лишь тот аспект применения данных методик, который связан с диагностикой и коррекцией психологических последствий насилия.

В РТС рисунки заменяют язык, являясь основным инстру­ментом восприятия, переработки и передачи разных представ­лений. Стимульные изображения активизируют у испытуе­мых фантазию, отражающуюся затем в их рисунках. Обсуж­дая использование РТС, Р. Сильвер отмечает, что «выполне­ние задания на воображение может обеспечить доступ к фан­тазиям и облегчить раннюю идентификацию детей и подрос­тков с эмоциональными нарушениями» (Сильвер Р 2001, с. 24]. Диагностика эмоциональных и поведенческих наруше­ний с использованием задания на воображение РТС основа­на на предположении, что в рисунках испытуемых, имеющих такие нарушения, будут преобладать темы с отрицательным эмоциональным содержанием, оцениваемым с использовани­ем двух шкал.

В 1980 — 1990-е годы в США неоднократно проверялась валидность тестов РТС и «Нарисуй историю» (Silver R 1988a, 1988b, 1993). Были, в частности, проведены три серии исследований, показавших значительно более частую встречаемость рисун­ков с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемых в 1 балл) среди депрессивных и агрессивных испытуемых. Было также обнаружено, что среди детей и подростков с эмоцио­нальными и поведенческими нарушениями — как с депресси­ей, так и агрессией — имеется значительное количество тех, кто является жертвой сексуального и физического насилия. Некоторые авторы использовали тесты Сильвер для изучения опыта перенесенного насилия в процессе прохождения жерт­вами насилия терапевтических программ (Turner, 1993). Так, Турнер (1993) использовала тест «Нарисуй историю» с подрос­тками, проходящими психиатрическое лечение, с целью изу­чения их опыта перенесенного насилия. Она стремилась оп­ределить частоту и продолжительность эпизодов, связанных с насилием, а также особенности психологических защит и копинг-реакций у испытуемых, их отношение к себе и дру­гим людям. Полученные данные она затем использовала в сво­их рекомендациях психиатрам и психотерапевтам, проводив­шим работу с этими подростками. Наряду с тестом «Нарисуй историю» она также использовала такие графические мето­дики, как свободный рисунок, рисование каракулей, кинетический рисунок семьи и технику рисуночного автопортре­та. Тест «Нарисуй историю» в батарее этих тестов использо­вался последним.

Турнер обнаружила, что многие подростки при выполне­нии теста «Нарисуй историю» проявили большую искрен­ность и свободу самовыражения, что она связывает с преиму­щественно метафорическим характером теста. По ее мнению, это также способствует конденсации сложных чувств и их бо­лее яркому проявлению в тесте «Нарисуй историю» по сравне­нию с другими рисуночными тестами.

Ниже описывается процедура тестирования и оценки ри­сунков в тестах Сильвер. После этого приводятся оригиналь­ные авторские данные, связанные с изучением психологичес­ких последствий насилия путем применения тестов Сильвер.

Процедура тестирования с использованием задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю». Оценка рисунков

РТС включает три субтеста: задания на прогнозирование, рисование с натуры и задания на воображение. Для оценки эмоциональной сферы применяется лишь задание на вообра­жение. Тест же «Нарисуй историю» предназначен в основном для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений.

Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальное тестирование рекомендуется в том случае, если испытуемые — дети или взрослые — недостаточ­но хорошо понимают инструкцию, если ребенку меньше семи лет, либо если исследование проводится в клинических усло­виях. Оба теста могут применяться для оценки состояния де­тей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрос­лых. Время выполнения задания не ограничивается. Большин­ство выполняют его не более чем за 10 минут. Испытуемому дол­жны быть предоставлены изобразительные материалы — бу­мага формата А 4 и простой карандаш и резинка (хотя исполь­зование иных материалов может быть допустимым, в особен­ности, если тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий).

Рис. 1. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант А

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изображен­ными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через некоторое время.

Рис. 1. Продолжение (вариант А) 37

 

Рис. 2. Рисуночный тест Сильвер. Стимульные рисунки, вариант Б

 

Задание на воображение

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами (людьми, животными) или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые новые допол­нительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название или сочините историю. Расскажите, что происходит и что может произойти через неко­торое время.

Рис. 2. Продолжение (вариант Б) 39

 

Рис. 3. Тест «Нарисуй историю». Стимульные рисунки, вариант А

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 3. Продолжение (вариант А) 41

 

Рис. 4. Тест «Нарисуй историю». Стинульные рисунки, вариант Б

 

Выберите из этих картинок две и придумайте, что могло бы произойти между изобра­женными на них персонажами или предметами. Когда вы будете готовы, нарисуйте то, что вы придумали. Изобразите на рисунке то, что происходит. При этом вы можете изменять то, что имеется на картинках, и рисовать любые дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, дайте своему рисунку название и запишите историю на строчках ниже рисунка.

Рис. 4. Продолжение (вариант Б)

Помимо арт-терапевтов, РТС и тест «Нарисуй историю» могут применяться психологами и другими специалистами вобласти психического здоровья. При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из 13 или 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов и придумать, что происходит с изображенными персонажами и предметами. Затем нужно нарисовать то, что придумано. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, рисо­вать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемый должен дать своему рисунку название и написать историю. Если он не умеет рисовать, то специалист записывает историю с его слов.

Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании

 

Оценка эмоционального состояния связана с использованием двух шкал — шкалы эмоционального содержания рисунка и шка­лы оценки образа «Я». При использовании первой шкалы рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изоб­ражения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертель­ной опасности персонажей, изображение деструктивного взаимо­действия между персонажами, связанного с убийством или угро­зой для жизни) оцениваются в 1 балл; с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, не­удовлетворенных или несчастных персонажей, рисунки, отража­ющие напряженные или неприятные отношения между персона­жами) — в 2 балла; с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла; с умеренно положительным содержа­нием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пас­сивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спаса­емые, изображение дружественных или приятных отношений) — в 4 балла; с выраженным положительным содержанием (изобра­жение успешных, счастливых или достигающих своих целей пер­сонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий с соответствующими бал­лами от 1 до 5. Для того чтобы оценить образ «я» испытуемого; необходимо понять, с каким из изображенных на его рисунке персонажей он идентифицируется. Иногда это бывает достаточно очевидно, иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например, «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?». В таблице 1 приведены критерии оценки рисун­ков согласно шкале эмоционального содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно шкале образа «я».

Таблица 1. Критерии оценки рисунков согласно шкале эмоционального содержания

 

1 балл

Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытаю­щихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей;

б) изображение деструктивного взаимодействия между персо­нажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.

2 балла

Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содер­жанием, например:

а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей;

б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами.

3 балла

Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, напри­мер:

а) изображение таких персонажей или отношений, которые имеют как положительные, так и отрицательные характеристи­ки или амбивалентное содержание;

б) изображение персонажей или отношений с противоречивым и неясным смыслом;

в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.