КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности рисунков детей с диссоциативным расстройством, являющихся свидетелями или жертвами домашнего насилия
Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888). Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает создание отдельного рисунка. При выполнении первого задания — свободного рисунка — испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, используя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисование дерева») испытуемого просят нарисовать дерево, а при выполнении третьего задания испытуемому предлагается: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же набор материалов: три листа ватмана (размером 18 х 24 дюйма) — по одному листу на каждое задание; набор художественной пастели, включающий 12 цветов. Некоторые арт-терапевты начали использовать ДРС в работе с детьми, перенесшими разные формы семейного насилия, а также являющимися свидетелями насилия над матерями (Woodward, 1998). При этом некоторые из них обращают особое внимание на характерные для перенесших насилие детей диссоциативные тенденции, связанные с использованием в психотравмирующей ситуации защитного механизма диссоциации. Проводя исследования с помощью ДРС, эти авторы используют задания теста для подтверждения и более глубокого изучения диссоциативных тенденций ребенка, а также определенных особенностей его поведенческой, эмоциональной и познавательной сфер, являющихся следствием психической травмы. Так, проводя индивидуальную арт-терапию с детьми, свидетелями домашнего насилия, Woodward (1998) использовала ДРС наряду с другими арт-терапевтическими методиками. В своей публикации она приводит пример работы с мальчиком по имени Мэтью, рисунки которого указывают на диссоциативные тенденции. Она пишет, что «наиболее характерными проявлениями в изобразительной продукции, созданной на основе ДРС, являются в изобилии представленные магические и фантастические персонажи и сцены. Эскапизм и психическая диссоциация в качестве основных защитных механизмов Мэтью отчетливо проявляются во время использования ДРС» (р. 28).
Согласно данным Кокс и Собол (Сох & Sobol, 1994), рисунки детей с диссоциативным расстройством, являющихся свидетелями или жертвами домашнего насилия, при выполнении ими ДРС характеризуются следующими особенностями: 1.Наличием в изображений объектов, летающих в пространстве и не расположенных на базовой линии. 2. Неадекватным использованием цвета. Данные признаки, по мнению Кокс и Собол (1994), указывают на аномалии развития познавательной сферы ребенка, связанные с перенесенным насилием. Кроме того, рисунки таких детей характеризуются: 1. Сильным нажимом, часто сочетающимся со слабым нажимом. 2. Прерывистыми, состоящими из точек линиями. 3. «Блуждающими», неуверенными линиями. 4. Размазыванием мелка по поверхности бумаги, нередко приводящим к созданию грязной поверхности. Данные особенности, по мнению Кокс и Собол, указывают на попытки ребенка модулировать, то есть изменить, в том числе смягчить отрицательные переживания. На характерную Для таких детей неспособность удерживать аффект, по мнению этих авторов, указывают следующие признаки изображения: 1. Выход за границы листа бумаги. 2. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги. Кроме того, для таких детей характерна слабая организация изображения, в том числе: 1. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.
2. Низкая интегрированность изображения, характеризующаяся слабой связью между его элементами. 3. Наличие многократно повторяющихся образов. 4. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слишком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержательно не связанных с образами. 5. Помещение образов в контур. 6. «Наслоение» образов друг на друга. 7. Наличие разделенных, сегментированных образов. При выполнении второго задания для рисунков таких детей также характерно следующее: 1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны. 2. Изображение распадающегося дерева. 3. Дерево вовсе не различимо. 4. Низкая интегрированность образа дерева. В то же время Кокс и Собол (1994) указывают, что выявленные ими маркеры диссоциативного расстройства не являются достаточно надежными и должны использоваться главным образом в качестве вспомогательных признаков при проведении клинического обследования. Таким образом, ДРС может использоваться для определения диссоциативных тенденций (то есть указывать на использование ребенком в психотравмирующих ситуациях определенных защитно-приспособительных реакций в форме диссоциации), но не для постановки диагноза.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |