Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рисунков детей с диссоциативным расстройством, являющихся свидетелями или жертвами домашнего насилия




Тест «Диагностическая рисуночная серия» был разработан американскими арт-терапевтами Барбарой Лесовиц, Шийрой Сингер, Анной Райнер и Бэрри Коэном в 1982 году (Lesovitz, Singer, Rayner, Cohen) в качестве системного инструмента арт-терапевтических исследований (Cohen, Hammer, Singer, 1888). Тест состоит из трех заданий. Каждое из них предполагает соз­дание отдельного рисунка.

При выполнении первого задания — свободного рисунка — испытуемому дается инструкция: «Нарисуй что-нибудь, исполь­зуя эти материалы». При выполнении второго задания («Рисо­вание дерева») испытуемого просят нарисовать дерево, а при выполнении третьего задания испытуемому предлагается: «Изобрази, как ты себя чувствуешь, используя линии, формы и цвета». При выполнении теста используется один и тот же на­бор материалов: три листа ватмана (размером 18 х 24 дюйма) — по одному листу на каждое задание; набор художественной пастели, включающий 12 цветов.

Некоторые арт-терапевты начали использовать ДРС в рабо­те с детьми, перенесшими разные формы семейного насилия, а также являющимися свидетелями насилия над матерями (Woodward, 1998). При этом некоторые из них обращают осо­бое внимание на характерные для перенесших насилие детей диссоциативные тенденции, связанные с использованием в психотравмирующей ситуации защитного механизма диссо­циации. Проводя исследования с помощью ДРС, эти авторы используют задания теста для подтверждения и более глубо­кого изучения диссоциативных тенденций ребенка, а также определенных особенностей его поведенческой, эмоциональ­ной и познавательной сфер, являющихся следствием психи­ческой травмы. Так, проводя индивидуальную арт-терапию с детьми, свидетелями домашнего насилия, Woodward (1998) ис­пользовала ДРС наряду с другими арт-терапевтическими ме­тодиками. В своей публикации она приводит пример работы с мальчиком по имени Мэтью, рисунки которого указывают на диссоциативные тенденции. Она пишет, что «наиболее харак­терными проявлениями в изобразительной продукции, создан­ной на основе ДРС, являются в изобилии представленные ма­гические и фантастические персонажи и сцены. Эскапизм и психическая диссоциация в качестве основных защитных ме­ханизмов Мэтью отчетливо проявляются во время использо­вания ДРС» (р. 28).

Согласно данным Кокс и Собол (Сох & Sobol, 1994), рисун­ки детей с диссоциативным расстройством, являющихся сви­детелями или жертвами домашнего насилия, при выполнении ими ДРС характеризуются следующими особенностями:

1.Наличием в изображений объектов, летающих в про­странстве и не расположенных на базовой линии.

2. Неадекватным использованием цвета.

Данные признаки, по мнению Кокс и Собол (1994), указы­вают на аномалии развития познавательной сферы ребенка, связанные с перенесенным насилием. Кроме того, рисунки та­ких детей характеризуются:

1. Сильным нажимом, часто сочетающимся со слабым на­жимом.

2. Прерывистыми, состоящими из точек линиями.

3. «Блуждающими», неуверенными линиями.

4. Размазыванием мелка по поверхности бумаги, нередко приводящим к созданию грязной поверхности.

Данные особенности, по мнению Кокс и Собол, указывают на попытки ребенка модулировать, то есть изменить, в том числе смягчить отрицательные переживания. На характерную Для таких детей неспособность удерживать аффект, по мне­нию этих авторов, указывают следующие признаки изобра­жения:

1. Выход за границы листа бумаги.

2. Создание каракулей. Удары мелком по поверхности бумаги.

Кроме того, для таких детей характерна слабая организа­ция изображения, в том числе:

1. Необычное расположение основного образа на листе бумаги.

2. Низкая интегрированность изображения, характеризу­ющаяся слабой связью между его элементами.

3. Наличие многократно повторяющихся образов.

4. «Перенасыщенность» изображения, наличие в нем слиш­ком сложных в структурном отношении образов, в том числе за счет добавления к рисунку надписей, содержа­тельно не связанных с образами.

5. Помещение образов в контур.

6. «Наслоение» образов друг на друга.

7. Наличие разделенных, сегментированных образов.

При выполнении второго задания для рисунков таких де­тей также характерно следующее:

1. Хаотичное изображение ствола, корней или кроны.

2. Изображение распадающегося дерева.

3. Дерево вовсе не различимо.

4. Низкая интегрированность образа дерева.

В то же время Кокс и Собол (1994) указывают, что выявлен­ные ими маркеры диссоциативного расстройства не являются достаточно надежными и должны использоваться главным об­разом в качестве вспомогательных признаков при проведении клинического обследования. Таким образом, ДРС может исполь­зоваться для определения диссоциативных тенденций (то есть указывать на использование ребенком в психотравмирующих ситуациях определенных защитно-приспособительных реак­ций в форме диссоциации), но не для постановки диагноза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.