Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы арт-терапевтической помощи жертвам насилия




ВВЕДЕНИЕ

Копытин А.И. и др.

Москва

ББК 88.5 УДК 159.9 К 65

К 65 АРТ-ТЕРАПИЯ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ /Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте­рапия, 2009. - 144 с: ил.

Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который использу­ется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.

В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррек­ции опыта перенесенного насилия у детей и подростков автор использовал рисуночный тест Сильвер, тест «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования. На конкретных клинических примерах показано использо­вание различных методик арт-терапии: рисование пальцами, рисование на зеркале, на кукле, создание коллажей, фотографий и др.

Книга будет полезна студентам-психологам, психологам-консультан­там и психотерапевтам, работающим с последствиями насилия у детей и взрослых и с синдромом посттравматического стрессового расстройства.

ISBN 978-5-903182-52-7

© Копытин А. И 2008

© Издательство «Психотерапия», 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................4

ГЛАВА 1. Методы арт-терапевтической помощи

жертвам насилия (Копытин А.)..........................8

ГЛАВА 2. Отражение опыта перенесенного насилия в организованной и спонтанной изобразительной деятельности. Графические признаки перенесенного насилия у детей и взрослых (Копытин А.)................19

ГЛАВА 3. Тесты Сильвер как инструмент

арт-терапевтической диагностики и коррекции: опыта перенесенного насилия у детей и подростков (Копытин А Свистовская Е.)...........................33

ГЛАВА 4. Использование фотографии в работе

с жертвами насилия (Копытин А.).......................60

ГЛАВА 5. Отражение и преодоление опыта насилия в процессе индивидуальной арт-терапии, проводимой в доме ребенка: описание случая (Сучкова Н.)...........................80

ГЛАВА 6. Случай лечения нервной анорексии у перенесшего насилие подростка средствами арт-терапии (Свистовская Е.)...............л,95

ГЛАВА 7. Лечебно-коррекционные механизмы и факторы проработки травматичного опыта в процессе арт-терапевтической работы с жертвами насилия (Копытин А.)......................109

ГЛАВА 8. Насилие в современном искусстве и арт-терапевтической экспрессии: некоторые параллели (Копытин А.)....................125

ЛИТЕРАТУРА...........................................137

Развитие арт-терапии в нашей стране и за рубежом в послед­ние годы сопровождается исследованием ее терапевтического потенциала применительно к разным патологическим состоя­ниям и категориям клиентов. Значительный интерес у специ­алистов вызывают возможности применения арт-терапии в качестве ведущего или вспомогательного метода лечебно-коррекционных воздействий в отношении лиц, пострадавших от насилия. Данная категория лиц может включать как взрослых, так и детей, перенесших однократную или многократную пси­хическую травму, связанную с насилием. Хотя в настоящем издании основное внимание уделяется применению арт-тера­пии к детям, пострадавшими от сексуального, физического или морального насилия, в нем также обсуждаются возможности оказания арт-терапевтической помощи перенесшим насилие взрослым.

Психологические последствия насилия стали предметом особого интереса специалистов в области психического здо­ровья сравнительно недавно. Благодаря проведенным иссле­дованиям стали очевидны масштабы деструктивного воздей­ствия насилия на психическое здоровье населения. Более при­стальному изучению подверглись психические нарушения, развивающиеся вследствие перенесенного насилия (входящие в группу различных нозологических форм под общим назва­нием «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», включая и посттравматическое стрессовое расстройство) и вызванные им защитно-приспособительные реакции (психо­логические защиты и копинг-поведение).

Насилие может проявляться в межличностных отношени­ях, в отношениях субъекта с разными социальными институ­тами, а также в отношениях между разными сообществами. Оно может проявляться в семье, и при этом его жертвами час­то становятся женщины и дети. Такие проявления именуются домашним насилием, связанным, в том числе, с физическими актами агрессии мужчины против женщины, с которой он состоит в интимных отношениях. Подобные проявления так­же могут включать различные формы жестокого обращения с ребенком — сексуальное, физическое и эмоциональное наси­лие, а также отсутствие родительской заботы.

Насилие над ребенком может приводить как к кратковре­менным, так и хроническим нарушениям в эмоциональной, познавательной и поведенческой сферах. У подвергавшихся насилию детей часто формируется низкая самооценка, ухуд­шается эмоциональная и поведенческая саморегуляция, отме­чаются нарушения пищевого поведения и школьной адапта­ции, симптомы посттравматического стрессового расстройства или депрессии. Вызванные насилием нарушения развития могут в дальнейшем вызвать также сексуальные проблемы и расстройства личности, приводить к криминальному и анти­социальному поведению. Во многих случаях эти нарушения сохраняются на протяжении длительного времени, вызывая состояния психосоциальной дезадаптации у взрослых. Неред­ко одним из последствий насилия в детстве выступают диссо­циативное расстройство и так называемое расстройство мно­жественной личности.

В последние годы предметом особого внимания также ста­ли психологические последствия организованного насилия, заключающегося в целенаправленном и систематическом при­менении террора и жестокости для контроля над отдельными индивидами, группами или сообществами. Организованное насилие может осуществляться как государственными, так и негосударственными структурами или группами населения. Оно может проявляться в причинении боли или травмы, убий­стве, унижении, устрашении, а в некоторых случаях и в унич­тожении целой группы людей, этнического сообщества или представителей политической оппозиции. Так, разные прави­тельства могут для осуществления насилия использовать воо­руженные силы, полицию и политические организации. Оп­позиционные группы и террористические организации, что­бы получить власть или достичь иных целей, также могут про­являть насилие, устрашать гражданское население, вызывать социальные беспорядки.

В настоящее время активно развиваются методы психоло­гической помощи жертвам насилия. Некоторые из этих мето­дов характеризуются системной, междисциплинарной направ­ленностью и учитывают сложную, комплексную природу на­силия и его представленность на разных уровнях социальной организации общества. С учетом этого, помимо клинических и психологических данных, при разработке и реализации не­которых из этих методов принимается во внимание широкий набор различных социальных и культурных факторов пато- и саногенеза и привлекаются социальные и культурологические теории. Работающие в рамках такого подхода специалисты, помимо решения диагностических и лечебно-коррекционных задач, нередко создают условия для повышения уровня обще­ственного сознания граждан и роста их социальной и куль­турной активности.

Очевидно, что проблема насилия может рассматриваться на разных уровнях, включая:

• личностный, связанный с выявлением и коррекцией эмоциональных, познавательных и поведенческих нару­шений, вызванных перенесенной травмой;

• межличностный, связанный с диагностикой и коррек­цией нарушенных отношений личности или нескольких людей, например, членов семьи или коллектива;

• общинный, связанный с развитием местных сообществ и гармонизацией отношений между их представителями;

• социокультурный и социополитический, связанный с развитием социальных институтов и общественного соз­нания представителей разных социальных групп.

Вклю­чаясь в разные виды организованной совместной дея­тельности, представители этих групп могут работать над изменением системы общественных отношений таким образом, чтобы минимизировать проявления тех или иных форм насилия и защитить от него себя и других граждан.

Имеющиеся в литературе данные указывают на значитель­ный потенциал арт-терапии в оказании помощи пострадавшим от насилия детям, подросткам и взрослым. При этом нередко подчеркиваются те особенности арт-терапии, которые делают ее избранным методом применительно к данной категории клиентов. Предполагая невербальный характер выражения травматичного материала, арт-терапия делает ситуацию рабо­ты с ним более безопасной для клиента. Большое значение имеет и то, что художественная экспрессия доступна как взрос­лым, так и детям; способна затрагивать опыт, связанный с раз­ными стадиями психического развития, в том числе весьма ранними. Это может обеспечивать выражение травматичных переживаний, связанных с довербальным опытом клиента или при отсутствии развитых речевых навыков.

Поскольку сексуальное насилие является сложным предме­том для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств преступления нередко вынуждены молчать, арт-терапевтический подход является для них более приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психо-травмирующих обстоятельств, пострадавшие от насилия мо­гут благодаря работе с изобразительными материалами полу­чать разнообразные положительные эффекты.

В последние годы возрастает также интерес специалистов к определению графических индикаторов перенесенного наси­лия, что может иметь большое значение как для диагностики вызванных им нарушений психической деятельности, так и в экспертной работе, связанной с проведением расследований случаев насилия.

Авторы книги делятся опытом применения арт-терапии с пострадавшими от насилия детьми, подростками и взрослы­ми. Данный опыт на сегодняшний день пока весьма ограничен и нуждается в дальнейших практических исследованиях, ко­торые могли бы показать терапевтическую эффективность метода, а также надежность и валидность тестов, основанных на использовании графических индикаторов насилия.

Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.