Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СТРУКТУРА сценария Блейка Снайдера 7 страница




Получился фильм, который я с удовольствием пересмотрел бы еще раз.

Вы и ваше «О чем это?»

Все сценаристы – глупцы!

Вот я и сказал это!

Но я имею ввиду, с хорошей точки зрения. Потому что если кто и понимает эту время от времени появляющуюся самоуверенность сценариста, то это я. Быть писателем, это сложная борьба между усиливающейся манией собственной значимости и опасностью быть охваченным этой манией, когда уже понадобится курс лечения, чтобы спокойно сказать вслух, что ты писатель. К сожалению, мне приходится сталкиваться с подобными случаями. Стараясь показать свою значимость, мы начинаем придумывать сюжет картины, мы видим его так ясно, и так часто не обращаем внимания, что это полная чепуха. Не обращая внимания на других, мы упорно продолжаем создавать. И здесь мы должны сказать «стоп». Прежде чем выйти из тени, еще раз хорошо обдумайте свой логлайн, название и афишу.

И попробуйте провести «пробный выпуск».

Попробовать что? Переспросите вы.

Пример «пробного выпуска».

Я просил вас воздержаться от предложения вашего сценария до того, как вы убедитесь в хорошем качестве вашего названия и логлайна. Я понимаю, это тяжело, но это даст свои результаты. Недавно я работал он-лайн с одним сценаристом, у которого не было определенного логлайна. Хотя у него была достаточно неплохая идея сюжета, я сказал ему это страшное слово «переделывать». Он жаловался и ворчал, но переделал.

Отложив свои яркие сцены и лейтмотив истории, он сел за написание логлайна, одной из самых скучных и рутинных работ. Спустя несколько неудачных попыток, он начал понимать, что пытается добавить в свою сюжетную линию все основные ее компоненты, иронию, здравый смысл, хорошее название. И когда он наконец-то перестал привязываться к сложившимся ранее представлениям о фильме, вуаля, у него получился логлайн.

Вскоре он начал получать хорошие отзывы от людей, которым он рассказал сюжетную линию, и вот, вуаля №2, его история начала меняться под сложившийся логлайн, и наконец, вуаля №3, сценарий стал лучше! Стали понятней юмористическая и сюжетная линии. Так и должно было произойти, по другому никак. Определились характеры, и в конце концов, при сложившемся логлайне стало намного проще писать.

Таким образом писать сэкономил кучу времени и денег, и избежал многих проблем. А теперь можете себе представить, как исправить логлайн на этапе выпуска фильма. Слишком поздно. Когда сценарист готов потратить несколько долларов на ручку и бумагу, сесть и продумать все, он помогает не только себе, он помогает и тому парню с газетой в руках однажды субботним вечером, рассказывая захватывающую историю о предстоящем кино. А все потому, что его сценарий отвечает на вопрос «о чем это?».

Еще одним важным этапом тестирования вашего сценария будет его так называемая «подача». Лично я применяю этот метод ко всем и всегда, не важно, друзья это или незнакомцы, я всегда рассказываю, над чем работаю в настоящее время, потому что:

a) Я не боюсь, что кто-то украдет мою задумку (этого боятся только новички).

b) Вы намного больше узнаете о своей идее в разговоре с людьми, чем если дадите им это прочитать.

Это то, что я называю «пробный выпуск».

Когда мне нужно представить свой сценарий студии или я не могу выбрать лучшую из пяти сложившихся у меня задумок, я иду рассказать это в народ. Я рассказываю и смотрю им в глаза, и если они смотрят в сторону или готовы уйти, значит, я проиграл. Так я понимаю, что у моей идеи брешь. Тогда я подхожу к следующему, с уже исправленными недочетами, и могу сказать вам, это довольно забавное занятие.

Типовой сценарий развивается следующим образом:

Кафе в Сансет Плаза. Шумное собрание восходящих звезд и светских снобов, попивающих холодный мокко-ликер. Блейк Снайдер осматривает толпу. Он подходит к человеку, от которого можно меньше всего ожидать пинка.

Блейк Снайдер: Привет, можешь мне помочь?

Незнакомец (с опаской): А в чем дело? Вообще-то у меня через 10 минут занятие фитнесом (Пилатес, фитнес - программа, разработанная в 20 - х годах 20 века немецким экспертом по фитнесу Жозефом Хубертесом Пилатесом).

Блейк Снайдер: Отлично! Это займет не больше пары секунд! Я тут работаю над сценарием фильма. Хотел услышать, что ты думаешь по этому поводу.

Незнакомец (улыбается, смотрит на часы…): Ну, хорошо…

Это отличная уловка, которая всегда работает со всеми социальными группами людей, по всей Южной Калифорнии, а особенно с моей целевой аудиторией.

Плюс не только в том, что это позволяет встречаться с людьми, но и в том, что это единственный способ узнать, что же у тебя получилось. Наиболее подходящий слушатель в этой ситуации, это спешащий по своим делам человек. Если вам удастся захватить его внимание, если он захочет узнать, что происходило далее в вашей истории, то у вас в кармане отличный сценарий для фильма.

Еще одним поводом встать из-за компьютера и поговорить с людьми будет то, что та история, которая произошла с вами однажды в лагере в 1972 году, и на которой основан ваш сценарий, скорее всего будет не интересна никому кроме вас самих. Чтобы завладеть вниманием незнакомца, вам нужно знать, что интересно прежде всего ему. Иначе вы просто теряете время. Как ни посмотри, а основную массу билетов на ваш фильм все-таки купят незнакомые вам люди, нежели друзья, и как бы друзья не хвалили вашу работу, по-настоящему ее оценят посторонние.

Да и как лучше узнать, что у вас получилось, чем не спросить у окружающих?

Гибель «высокой идеи»

Все выше сказанное так или иначе относится к так не любимому в Голливуде термину «высокой идеи». Этот термин впервые стал популярным в период зенита империи Диснея из уст его легендарных руководителей Джефри Катценберга и Майкла Ейснера.

Это значило для них - сделать фильм простым для восприятия, и об этом мы говорили ранее. Все что вам нужно, чтобы понять, о чем же фильм, это взглянуть на афиши: «Безжалостные люди», «Бешеные деньги, или повезет так по-крупному», «Нищий из Беверли Хилз».И, несмотря на то, что много раз прорекали смерть «высокой идее» кино, и я могу так сказать о написанном в этой книге, мне все равно, что говорят, главное, что работает, и что мы называем здравым смыслом.

Мне кажется, что задумываться о «высокой идее», отвечать на вопрос «о чем это», как проявление хороших манер, обычная вежливость к людям, которые между прочим, заплатят неплохие деньги за билет, парковку, няньку для детей, чтобы пойти и посмотреть ваш фильм. Я конечно не обманываю себя, я не Майкл Ейснер и не Джефри Катцеберг, но и они не изобрели «высокую идею», она просто всегда была.

Посмотрите на фильмы Престона Стерджеса (СТЕРДЖЕС (Sturges) Престон (29. 08. 1898 — 06. 08. 1959), американский режиссер и сценарист. Настоящие имя и фамилия — Эдмонд Престон Байден) остающиеся хитами и в 1994 году: «Рождество в июле», «Слава герою победителю», «Леди Ева», «Путешествия Салливана», все высокие идеи, благодаря которым люди идут в кино, основаны на хорошем логлайне и афише.

Вспомните любой из триллеров Альберта Хитчхока: «Окно во двор», «На север через северо-запад», «Головокружение», «Психо».

Одно упоминание названия вызывает у фанатов Хитчхока живое представление о сюжете и афише. Все эти названия без исключения рассказывают нам, о чем фильм, и делают это не в лоб или узко (даже «Психо», казалось бы, выбивается из общего представления и неверно, но оставим его таким, все-таки это Хитчхок).

Я хочу сказать, что если кто-то будет нападать на вас с критикой вашей «высокой идеи», не обращайте внимания. Просто знайте, что главное, как можно лучше ответить на вопрос «о чем это» и не бояться подавать ваши идеи публике любого социального ранга. Я никогда не обращал внимания на тех, кто считает этот способ достойным коммивояжора, а не режиссера. И как будет ясно из следующей главы, мы только стоим в начале пути понимания и анализа интересов заядлого кинолюбителя.

И это то, чем мы все должны заниматься.

Резюме.

И так, вы дали осечку? И развитие стало слишком болезненным? Старо это или ново покажется для вас, но начинать нам нужно с определения «о чем это кино». Работа сценариста заключается и в продумывании функций всей команд, начиная от агента, продюсера, до директора студии, принимающего решения. А все это начинается с ответа на вопрос «о чем этот фильм».

Хорошее кино должно иметь критерий здравого смысла и быть рассчитано на понятный круг аудитории. Тон фильма, его интрига, характеры героев должны быть понятны и неотразимы.

Чтобы лучше ответить на вопрос «о чем этот фильм», нужно выстроить хороший логлайн (рассказать о фильме в двух словах), который должен включать в себя следующие компоненты:

1) Ирония. Сюжет должен быть ироничным и захватывать так, словно это комариный укус, который так и хочется почесать.

2) Привлекательный мысленный образ. Вы должны сразу представлять себе картины сюжета, как только услышите эти «две строчки» о фильме, представить весь фильм и возможно даже временные рамки.

3) Публика и стоимость. Должно быть понятно, на какой круг аудитории рассчитан фильм, чтобы покупателям было проще определиться с выбором.

4) Сногсшибательное название. Говорящее о чем фильм и не глупое. Это должен быть «двойной удар».

Все это относится к термину «высокий смысл», зачастую описывающему понятное кино. В настоящее время значение этого термина даже возросло в связи с тем, что кино стало интернациональным. Если раньше прокрутка фильмов в рамках страны приносила 60% прибыли, то сейчас это 40%. Это говорит о том, что кино должно выходить за пределы США и быть понятым повсюду. И, несмотря на то, что термин «высокой идеи» так непопулярен, это то, к чему стремятся все в Голливуде.

В заключении, хочу еще раз сказать, что ваш сценарий должен быть интригующим. А чтобы это проверить, вставайте из-за компьютера, выходите и рассказывайте свой сюжет окружающим, всем, кто готов слушать. Никогда не знаешь, что нового можно выяснить о своей идее фильма от незнакомца с каменным лицом.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Возьмите газету и расскажите друзьям о предложенных там фильмах. Попробуйте придумать, как улучшить логлайн и афишу.

2. Если вы уже работаете над сценарием, напишите логлайн и попробуйте представить его незнакомцу. Изменится ли в этом случае ваш логлайн? Заставит ли это изменить что-то в вашей истории?

3. Возьмите телегид и прочитайте логлайны некоторых фильмов. Говорят ли они, о чем эти фильмы? Не похожи ли размытые логлайны на сценарий вашего фильма у вас в голове? Может быть это от того, что он не отвечает на вопрос «о чем этот фильм»?

4. Если у вас еще нет идеи сценария к фильму, попробуйте своего рода игры, которые я предложил вам ниже, чтобы начать тренировать навыки сценариста:

a. Игра №1а Забавный ____________

Возьмите драму, триллер или ужастик и сделайте из него комедию. Например, фильм «Кристина», где машина, одержимая своим хозяином-тинейджером, разрушившая его любовь, вдруг превращается в комичного персонажа и начинает давать советы по проведению свиданий.

b. Игра №1б Серьезный ___________

Возьмите комедию и превратите ее в драму. Например, фильм «Зверинец», где удается избежать скандала в одном небольшом университете, вдруг бы заканчивался как фильм «Несколько хороших парней».

c. Игра №2 ФБР из воды

Подойдет как для комедии так и для драмы. Представьте себе 5 мест, в которых еще не приходилось бывать с выполнением заданий полицейским из ФБР. Например «Стой, или я буду стрелять!» о том, как полицейского под прикрытием тайно отправляют в институт пищевой промышленности.

d. Игра №3 Школа

Так же подходит как для комедии так и для драмы. Придумайте 5 необычных названия для школы, курсов или лагеря. Например, «Школа жен». Жены, отправленные сюда своими богатыми мужьями, устраивают бунт.

e. Игра № 4 Против

Драма или комедия. Назовите несколько пар абсолютно непохожих людей. Например, священник влюбляется в проститутку после того, как весь их маленький город разделился на два лагеря.

f. Игра № 5 Мой _________ - серийный убийца!

Драма или комедия. Назовите любого человека, животное или вещь, которое может показаться параноику убийцей. Например, «Мой босс – серийный убийца». Парня продвигают по службе сразу после того, как в компании обнаруживается новый труп. Кто убийца?

И если вам удастся придумать действительно хороший логлайн для жанра семейной комедии, буду рад, если вы пришлете мне его на мой электронный адрес [email protected],... но только если он действительно хороший.

 

 

*комментарии, выделенные курсивом, являются пояснениями переводчика.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ДАЙ МНЕ ТОЖЕ,… ТОЛЬКО ДРУГОЕ!

Ежедневно сценарист сталкивается с задачей, как избежать клише. Можно танцевать вокруг него, приближаться, но в последнюю минуту успеть развернуться в другую сторону.

Как бы ни хотелось, вы должны избегать клише, даже если внутренний голос говорит: «Ну, всего разочек, никто все равно не заметит». Такая борьба постоянно происходит в умах сценаристов по всему миру.

Я хочу процитировать исполнительного продюсера, кажется, это был Сэм Голддуин, сказавшего на одной из рабочих встреч ставшее золотым для меня правило: «Дай мне то же, только другое!»

Да благословить Господь его умную голову.

На любом этапе создания, начиная от формирования характеров героев, до сюжетных сцен, мы всегда вкладываем в каждый аспект сценария частичку нового. Чтобы избежать клише и понимать, какими традиционными путями идти, мы должны знать эти традиции. Прежде всего, необходимо полное понимание существующих жанров кино, и умение отнести сценарий к какому-то из них.

Тем не менее, я с удивлением замечаю, что из многих, приходящих в эту профессию в настоящее время, и мечтающих в ней чего-то добиться, так мало тех людей, которые могут процитировать хотя бы некоторые сценарии.

Поверьте мне, все «большие парни киноиндустрии» могут сделать это без труда.

Послушайте Спилберга или Скорсезе. Они могут процитировать вам сотни фильмов. Я, конечно, не имею в виду под словом «цитировать» его буквальное значение, а тот факт, что режиссеры могут объяснить, как работает каждый фильм. Кинематограф – сложная эмоциональная машина, швейцарские часы с множеством шестеренок и колесиков, заставляющих их ходить. И вы должны быть готовы разобрать этот механизм и снова собрать, в темноте и с закрытыми глазами. Не достаточно знать пару понравившихся фильмов, так же недостаточно знать все фильмы, выпущенные за последние пять лет. Нужно обратиться к истокам, посмотреть с чего все начиналось, как фильмы становились успешными, и как с их помощью развивался жанр.

Переходим к жанру.

Вы в одном шаге от написания удачного сценария и определения категории главной идеи вашего фильма. Но нет! Вы, конечно, считаете, что ваш-то фильм не подходит не под какие категории! Это что-то абсолютно новое!

К сожалению, вы опоздали.

Уверяю, вам не удастся найти такую тему, которая не была бы похожа хотя бы на один из уже существующих фильмов или даже дюжину фильмов. Поверьте, ваш фильм обязательно попадет под категорию, и правила этих категорий необходимо знать. Чтобы избежать клише, чтобы соответствовать правилу «дай мне тоже, только другое», необходимо понимать, к какому жанру отнести сценарий и уметь избегать стандартных элементов. Обладая такими знаниями, у вас есть больше шансов успешно продать сценарий. В Голливуде каждый умеет это делать. Так почему же не узнать то, что знают они?

На что это похоже?

Итак, у вашей задумки есть логлайн. Вы, последовав моему совету, вышли на улицы и протестировали его на нескольких «жертвах», получили их отзывы и в соответствии с ними еще раз отрегулировали до блеска план сценария. Вы чувствуете себя победителем и уже готовы выводить сценарий из тени.

Не верно.

Прежде чем написать, поразмыслите немного над вопросом «Что это за фильм?.. На что он похож?»

Давайте вернемся к субботнему вечеру с друзьями. Вы предлагаете им жанры, они выбирают, но они хотят узнать немного больше о том, за что сейчас выложат десятку долларов. Хорошо, допустим это комедия, но что за комедия?

Так рождается масса плохих подач для голливудских фильмов. Многие из них, признаюсь, я использовал в качестве примеров, мне самому это неприятно, и вам я не советую так поступать. Над подачами такого рода окружающие смеются, и правильно делают. «Люди Х» пересекаются с «Пушечным ядром», действия «Крепкого орешка» происходит в кегельбане. Особенно скучными становятся те, кто пытается совместить два или больше фильмов в один. Можно представить, как будут работать вместе «Смертельное влечение» и сериал M.A.S.H. (также известный, как «Чертова служба в госпитале МЭШ»). Такое бывает. В чем же дело? В испорченных девушках подростках, поступающих на службу в армию или высадившейся на территории средней школы бригаде врачей, спасающей стреляющих друг в друга детей? Причины в попытке объединить два фильма, в надежде, что хоть что-то привлечет внимание.

В фильме «IrLhAcili JNUlrL» (По всей видимости, это название фильма, но при переводе документа в «Ворд», шрифт потерялся) нет надобности показывать бомбы, описывая сумасшедшие опыты профессора. Это не «Иштар» (1987 год жанр: комедия, приключения) вперемешку с «Говард-утка» (как пример плохого подбора технологий). Хотя признаю, что использовал такой прием сам.

В работе сценариста очень важно определить жанр фильма, сценарий к которому он пишет. В отсутствие этого понимания так легко заблудиться на середине пути. Так происходит, когда я пишу сценарий, когда Стивен Спилберг пишет сценарий, мы ссылаемся на другие фильмы, ищем ключи сюжетной основы, определяем поведение героев, все в рамках жанра. Поэтому, прежде чем начать писать, или если история застопорилась и дальше не идет, посмотрите дюжину схожих фильмов, чтобы ответить на вопросы: почему важны некоторые элементы сюжета, почему они работают или не работают, и когда и как вы можете подменить клише на что-то новенькое.

Для начала я предлагаю рассмотреть 10 жанров. Как работают каждый из них, мы коснемся позже. В поисках подходящей масти или пары в этой карточной игре жанров, я, прежде всего, заинтересован в создании категории кино, к которой бы мог в течение года добавить больше фильмов. Так вот, если говорить об этих 10 категориях, к ним можно без труда отнести любое снятое когда-либо кино. Конечно, вы можете придумать свою категорию и добавить в нее просмотренные вами фильмы, но я надеюсь, вам не придется этого делать. Хочу заметить, что в моем списке жанров вы не найдете типичных названий как то «романтическая комедия», «эпическая поэма» или «биография», потому что, по правде говоря, такие названия не раскрывают мне, о чем фильм. А это именно то, что мне необходимо знать.

Вот эти 10 категорий жанров фильмов:

«Монстр в доме», к этому жанру мы отнесем таки фильмы как «Челюсти», «Дрожь земли», «Чужой», «Изгоняющий дьявола», «Роковое влечение», «Комната страха».

«Золотое руно», и примеры фильмов в этом жанре: «Звездные войны», «Волшебник страны Оз», «Змеиный полёт», «Самолетом, поездом, машиной», «Назад в будущее», а так же большинство фильмов со сценами ограбления.

«Джин из бутылки», и фильмы этого жанра: «Лжец, лжец», «Брюс всемогущий», «Любовный эликсир N9», «Чумовая Пятница», «Флаббер» и даже мой собственный детский фильм от компании «Дисней» «Открытый чек».

«У денди проблема», перечень фильмов этого жанра широк по своему эмоциональному аспекту, обстановке и стилю от «Авария» до «Крепкий орешек», «Титаник», и «Список Шиндлера».

«Обряд посвящения», к этому жанру можно отнести любой фильм с историей изменяющейся человеческой судьбы от «10», до «Обыкновенные люди» и «Дни вина и роз».

«Дружище», в этом жанре заключаются не только динамичные фильмы про приятелей, как, например, фильмы про друзей полицейских, примеры: «Тупой и еще тупее», «Человек дождя», но и любой фильм с историей про любовь.

«Зачем это было сделано», нет разницы, кто это сделал, главное, зачем. К этой категории отнесем фильмы: «Китайский квартал», «Китайский синдром», «JFK», «Свой человек».

«Торжество глупца», один из наиболее древних кино-жанров. К нему отнесем «Будучи там», «Форест Гамп», «Дэйв», «Придурок», «Амадей», а так же работы таких великих комиков немого кино, как Чаплин, Китон и Ллойд.

«Превращаем в институт», смысл заключается в самом названии, и к этому жанру можно отнести такие фильмы, как «Зверинец», «M*A*S*H», «Пролетая над гнездом кукушки», а так же семейные саги «Красота по-американски», «Крестный отец».

«Супергерой», это не только такие фильмы как «Супермен» или «Бэтмен», но так же «Дракула», «Франкенштейн», «Гладиатор» и даже «Игры разума». Вы совершенно сбиты с толку? Вы думаете, я не в своем уме, если решил объединить в один жанр такие фильмы как «Крепкий орешек» и «Список Шиндлера»? Вы смеетесь, когда я говорю вам, что истории про приятелей всего лишь замаскированные истории про любовь? Отлично, в таком случае давайте окунемся глубже в этот удивительный мир жанра.

«Монстр в доме»

Что же общего в фильмах «Челюсти», «Изгоняющий дьявола» и «Чужой», которые я привел как примеры жанра «Монстр в доме»? Хочу отметить, что история возникновения этого жанра очень древняя, возможно, это были первые байки, которые когда-то рассказывал Человек. Жанр состоит из двух частей: «Монстр» и «Дом». При добавлении в этот сюжет группы отчаянно борющихся за выживание людей, вы получаете отличный сценарий для фильма, настолько примитивный, что понятен каждому в любой точке земного шара. Его можно толкнуть даже пещерному человеку. И это вовсе не говорит о том, что он тупой, не тупой, а примитивный, где каждый понимает простую истину: «Не ходи туда, а то съедят».

Поэтому фильмы в этом жанре так широко популярны и транслируются во многих странах мира. Иногда даже нет необходимости писать саундтрек, все равно фильм будет в выигрыше. Примером этого жанра служат такие фильмы, как «Парк Юрского периода», «Кошмар на улице вязов», «Пятница 13», все серии «Крик», «Дрожь земли» и все ее сиквелы, а так же любая когда-либо рассказанная история типа «дом с привидениями». Под данную категорию так же попадают и фильмы без каких-либо паранормальных явлений, как, например, «Роковое влечение» с Глен Клоуз в роли «монстра». Даже из названий таких картин как «Боязнь пауков», «Озеро страха», «Глубокое синее море» можно догадаться, что если вы не знакомы с правилами «Монстра в доме», вы проиграли.

А правила просты. «Дом» должен быть каким-либо ограниченным пространством: будь то городской пляж, космический корабль, сказочный Диснейленд с динозаврами или семейная ячейка. В этом пространстве совершается преступление, обычно на почве жадности или скупости (материальной или духовной), что в свою очередь вызывает пробуждение некоего монстра, приходящего в виде ангела мести, чтобы убить совершивших грех и пощадить тех, кто в нем раскаялся. В остальном, все сводиться к сути выражения «беги и прячься». Задача сценариста заключается в поиске свежего решения о том, как будет выглядеть монстр, какими силами обладать и о том, на что мы обычно говорим «бу!» (восклицание при желании напугать, «Бабай!»).

«Боязнь пауков» с Джефом Дениелсом и Джоном Гудменом - неудачный пример фильма этого жанра. Страшным чудищем здесь выступает всего лишь маленький паук. В фильме мы не встречаем чего-то сверхъестественного. Нам совсем не страшно, наступи на паука, и он умирает. Нет «дома», нет замкнутого пространства, бери билет, садись в "Грейхаунд ов Америка" (национальная автобусная компания) и тебя уже нет в городе с монстрами.

Где же напряжение от ситуации?

Создатели «Боязни пауков» проигнорировали правила жанра «Монстр в доме», и у них получилась каша. Что это: комедия или драма? Мы действительно должны быть напуганы до смерти? Я могу целую книгу написать, рассказывая о правилах этого жанра, но вам не нужно, чтобы я устраивал у вас дома целый кинофестиваль, когда вы сами можете определить для себя все эти нюансы. И если вы решили писать сценарий в этом жанре, то я настоятельно рекомендую вам эти нюансы определить.

Я хочу, чтобы вы поняли, что из всех категорий, о которых здесь упоминается, этот жанр неисчерпаем, повторюсь, неисчерпаем. Всегда есть, что придумать, но нужно не забывать, что необходим свежий взгляд. Чтобы достичь успеха, нужно избежать клише. Вы должны дать нам «что-то подобное, … но другое». Прежде чем сказать, что в этом жанре нет места для моего фильма, вспомните историю Минотавра. Отличный монстр: получеловек полубык. Отличный пример «дома»: лабиринт, куда ссылаются приговоренные на смерть. Но старый грек, придумавший эту историю и решивший, что на этом жанр исчерпан, просто не мог себе представить Глен Клоус с сумасшедшей завивкой на голове и вареного кролика.

«Золотое руно»

С незапамятных времен мифы о странствиях были самыми популярными рассказами у пионерского костра. И если вы задумали писать сценарий к фильму на тему путешествий, то вам необходимо познакомиться с правилами жанра, который я называю «Золотое руно». Из названия понятно, что жанр основан на легенде о Ясоне и Аргонавтах. Герой отправляется на поиски чего-либо, и в итоге находит то, чего не искал – себя. «Звездные войны», «Волшебник страны Оз», «Самолетом, поездом, машиной», «Дорожные приключения», «Назад в будущее», по большому счету, это один и тот же фильм.

Напуганы?

Как поворотами на любой дороге, пунктами этого жанра служат его герои и случаи, которые с ними происходят на пути. Несмотря на то, что истории эпизодичны, они должны складываться в единый сюжет, определять внутренний рост, выраженный в том, как влияют те или иные приключения и происшествия на героя. Ведь, в конечном счете, нам важно не расстояние пути героя, а то, как формируется он сам в процессе переживания и борьбы с встречающимися на его пути трудностями. Ваша задача, заставить эти случаи и приключения оказывать воздействие на вашего героя.

Мне приходилось работать в этом жанре с моим потрясающим коллегой, успешным и талантливым Шелдоном Баллом. Мы много говорили на тему фильмов этой категории. В процессе работы над сценарием к комедии, как пример, мы рассматривали фильм «Самолетом, поездом, машиной», а для определения глубины характера героев даже такие фильмы как «Человек дождя» и «Дорожные приключения», в попытке понять, как должен вести себя персонаж, а именно, ребенок, которого несправедливо исключили из военной академии, и который, по возвращению домой, понимает, что его родители переехали в другой город и ничего ему не сообщили. Похоже на «Один дома» в пути. (Прошу прощения, это плохая привычка!) Основной упор мы делали не на приключения, которые, как мне кажется, тем не менее, получились довольно забавными, а на то, какое влияние эти приключения оказывали на нашего героя-мальчишку. Можно сказать, что не всегда эти приключения уместны, но какую бы юмористическую нагрузку они не несли, это не должно выходить на первый план, в отличие от тех моментов, которые помогают нашему герою достигнуть основной цели. Возвращаясь к трюизму «Одиссеи» и «Путешествия Гулливера», да и любого другого удачного примера истории о путешествии, еще раз хочу отметить, что основное значение несут не те приключения, которые происходят с героем во время его пути, а то, чему герой учиться, проходя все уготованные ему испытания, заставляющие историю жить.

В этом жанре находятся и картины про всяческого рода ограбления. Любой фильм о поиске, миссии, «скрытых в замке сокровищ» попадает в эту категорию и работает по тем же правилам. Зачастую, сама миссия отходит на второй план и уступает место поворотам сюжета и открытиям личностного характера. Интрига содержания становится не так важна, как смысл, заложенный в ограблении, что доказывают такие фильмы, как «11 друзей Оушена», «Грязная дюжина», «Великолепная семерка».

«Джин из бутылки»

«Хотел бы я иметь свои собственные деньги!», - говорит Престон Ватерс, герой нашего с Колби Карр мини-хита детского фильма «Открытый чек», который мы продали «Диснею». Вскоре Престон действительно получает кучу денег, 1 миллион долларов, если быть конкретным, и сходит сума от счастья. Эта часть человеческой души, мечтающая об исполнении желаний, так нам всем знакома. Со времен Адама самая частая молитва: «Я бы хотел, чтобы у меня было…». Те истории, которые рассказывают нам, что же именно «он хотел», и воплощают мечты о желаемом в реальность, примитивны и от того понятны даже пещерному человеку. Поэтому таких историй множество, и они так популярны.

Примером этого жанра является хитовая комедия «Брюс всемогущий». Другой, ставший классикой, фильм с Джимом Керри в главной роли, «Маска», так же можно отнести к этому жанру. В данном случае, не обязательно выступать в роли Бога, как в фильме «Брюс всемогущий», это может быть вещь, например маска в фильме «Маска», или автомобиль Фольксваген в диснеевском фильме «Мой любимый жук», или формула волшебного эликсира, которую вы изобретаете с целью влюбить в себя противоположный пол, как в фильме «Любовный эликсир N9» с Сандрой Баллок в главной роли, или волшебное существо, способное спасти вашу карьеру учителя, как в фильме с Робином Вильямсом, «Флаббер».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.