Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Макроэкономическое равновесие




План:

1. Общее и частичное макроэкономическое равновесие.

2. Совокупный спрос.

3. Совокупное предложение.

4. Равновесие в экономической модели “ AD-AS”.

5. Потребление и сбережение.

 

I. Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропор­циональность экономических процессов: производства и потребления, предло­жения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-веще­ственных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который уст­раивает всех в обществе.

Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное (теоретически желаемое)равновесие достигается в экономичес­ком поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интере­сов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих усло­вий воспроизводства:

- все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

- все предприниматели должны найти на рынке факторы производства;

- весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок совершенной конкуренции и отсутствия экстерналий — побочных эффектов.

Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Экономисты различают частичное и общее равновесие.

Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, ус­луг, факторов производства.

Общее равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом, или макроэкономическое равновесие. Несовпадение реального равновесия с идеальным, или теоретически желае­мым, не умаляет важности теоретического анализа закономерностей общественного воспроизводства и выработки абстрактных схем и моделей макроэкономическо­го равновесия. Эти модели помогают понять экономический механизм, выявить факторы отклонения реальных процессов от идеальных, сформировать оптимальную экономическую политику.

Сбалансированный рост и эффективный рост — не тождественные понятия, хотя они предполагают друг друга.

Сбалансированность, или равновесие, характеризует состояние экономической системы как единого целостного организма.

Полное экономическое равновесие - структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого «оптимума», идеала пропорциональности.

 

II. Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, которые называ­ются агрегатами; она исследует не отдельные цены, а совокуп­ную цену, которая называется уровнем цен; целью ее анализа является нахождение условий, при которых наступает общее экономическое равновесие системы.

Для раскрытия макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предло­жения.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (АНГЛ. - AGGREGATE DEMAND, AD) –это реальный объём национального производства, который потребители, предприятия и государства готовы купить при различных уровнях цен.

ADпредставляетсобой сумму всех спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке:

AD = с + i + gp + х,

 

где с - совокупный спрос домохозяйств; i-спрос на капитальное оборудование; gp -спрос на товары и услуги со стороны государства; x - чистый экспорт, разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Поэтому факторы, определяющие AD, условно делят на четыре указанные выше группы и анализируют влияние на AD каждой из них.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом нацио­нального производства, на который предъявлен спрос, является об­ратной, или отрицательной.

Аналогичная зависимость существует и в спросе на отдельный товар.

Однако если отклонение кривой спроса вниз и вправо на отдель­ный товар объясняется эффектами дохода и замещения, то схожее поведение кривой совокупного спроса вызвано иными факторами.

К ним относятся следующие:

1. Повышение уровня процентной ставки, т.е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку, поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки».

2. «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». При повышении цен стоимость таких элементов богатства, как акции, облигации, срочные активы (кассовые остатки), падает и население, владеющее ими, беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.

3.«Эффект импортных товаров». При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные — растет.

Все эти эффекты, связанные с изменением уровня цен, гра­фически изображаются движением по кривой совокупного спроса.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ смещают саму кривую AD совокупно­го спросалибо вправо (A1D1) когда спрос увеличивается, либо влево(A2D2), когда он уменьшается (рис. 1).

A1
A
A22
Уровень цен


Реальный объем производства Рис. 1

К неценовым факторам влияющим на совокупный спрос относятся:

- изменения в потребительских расходах, связанные с изменением уровня благосостояния потребителя;

- изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства;

- изменения в государственных расходах и другие;

- изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Рассмотренные факторы дают возможность прогнозировать изменения

в объеме национального производства в связи с изменени­ем совокупного спроса.

 

III. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (АНГЛ. AGGREGATE SUPPLY, AS) –это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.

AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):

 

AS = ВНП или AS = НД.

 

Среди ценовых факторов, влияющих на AS, выделяют те, кото­рые вызывают изменение предложения на рынке отдельного товара (микроуровень ): технология производства, издержки и т.п.

На способность экономики произвести тот или иной объем то­варов и услуг (макроуровень) влияют также количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала).Уве­личение количества или повышение качества факторов производст­ва приводит к росту производственных мощностей, а значит, и к росту AS.

График совокупного предложения условно состоит из трех частей:

-горизонтальной, когда производство растет при неизменяемом уровне цен;

-восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и цены растут незначительно;

-вертикальной, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей (рис. 2).

Таким образом, совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют произ­водство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение то­варов.

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы.

Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокуп­ного предложения (AS), то неценовые смещают кривую вправо (A1S1) при уменьшении издержек и влево (A2S2) — при их увеличении.(рис 3)

 

 
Уровень цен
Рисунок 2

 

Q2
P1
Вертикальный (классический)
P2
Горизонтальный (Кейнсианский) Кейнсианский
 
Восходящий (промежуточный)
 
Q1

 

 


Реальный объем производства.

 

Рисунок 3.

Уровень цен

Реальный объем производства. Рис.3

 

К неценовым факторам влияющим на совокупное предложение относятся те, которые могут изменить издержки:

- цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому пони­жает совокупное предложение. Кривая смещается влево. Сни­жение цен вызывает обратную ситуацию;

- рост производительности труда увеличивает объем производст­ва и, тем самым, совокупное предложение. Кривая AS сместит­ся вправо;

- правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги выра­стут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево и наоборот.

 

IV. Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Но в реальной жизни оно нарушается.

Рассмотрим варианты отклонения.

1.Допустим, что совокупный спрос превышает совокупное предло­жение: AD>AS.

Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

-не изменяя объема производства, повысить цены;

-расширить выпуск продукции.

Если фирмы пойдут по второму пути, то повысится выпуск продукции, что приведет к росту совокупных издержек производст­ва. Поэтому новая точка равновесия будет

соответствовать более высоким значениям объема производства.

Следовательно, национальный доход будет расти.

2. Допустим, что совокупный спрос меньше совокупного предложения: AD < AS.

Чтобы выйти на равновесие, возможны два варианта:

-сократить производство;

-оставить выпуск без изменения, но понизить цены.

Первая реакция предпринимателей: сократить объемы производства и попытаться продать товары со складов по выгодным це­нам. Если цель этим не достигается, то необходимо снизить цены. Это будет происходить до тех пор, пока не начнется увольнение ра­бочих.

Следовательно,национальный доход будет падать.

3. Допустим, что возросло совокупное предложение — AS.

Это означает, что фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате, уровень цен упадет, а объем продаж и выпуск товаров

вырастет. Новая точка равновесия будет соответствовать более высокому выпуску и меньшему уровню цен.

Следовательно, как это повлияет на национальный доход — неизвест­но, т.к. изменения количества продукции (Q) и цен (Р) происходят в разных направлениях.

4. Допустим, что совокупный спрос (AD) упал. В этом случае уменьшится и выпуск продукции, и цены. Умень­шение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнутся увольнения рабочих.

Следовательно, это приведет к снижению национального дохода.

 

V. Важнейшим агрегированным показателем, наряду с совокупным спросом и совокупным предложением, является совокупное потреб­ление (англ. consume - с).

Потребление – главная составляющая совокупных расходов.

Источником потребления (С) является располагаемый доход (DI).

Оставшаяся часть дохода идет на сбережения (англ. saves).

Сбережения – это та часть дохода, которая не потребляется.

Таким образом, и потребление и сбережения находятся в непо­средственной зависимости от уровня дохода и испыты­вают на себе влияние одних и тех же факторов, или

Доход = Сбережения + Потребление

Потребление = Доход — Сбережения

Сбережения = Доход — Потребление.

Считается, что сбережения в основном делают семьи, у которых доход превышает средний уровень. Чем беднее семья, тем меньше она сберегает; самые бедные имеют нулевое сбережение, живущие в долг — отрицательное сбережение.

В отличие от сбережения, потребление существует во всех семь­ях. Но его нижний уровень не должен упасть ниже прожиточного.

Потребление удовлетворяет текущие нужды, сбережение — бу­дущие.

Различают среднюю склонность к потреблению (APC) и сред­нюю склонность к сбережению (APS).

Средняя склонность к потреблению (APC) это отношение по­требления к доходу, выраженное в процентах:

АРС= Потребление/ Доход x 100%

Средняя склонность к сбережению (APS) — это отношение сбережений к доходу, выраженное в процентах:

APS = Сбережение /Доход x 100%

Связь между располагаемым доходом и потреблением называ­ется функцией потребления.

Зависимость сбережений от располагаемого дохода называется функцией сбережения.

Доход людей может изменяться (расти или падать). Поэтому важно знать, какую долю из этой части дохода люди потребляют и какую накапливают.

Доля, или часть прироста (сокращения), дохода, которая потребляется, называется предельной склонностью к потреблению (MPC).

Другими словами, МРС — это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению потребления:

MPC= Изменение в потреблении /Изменение о доходе

Доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению (MPS).

Другими словами, MPS — это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

MPS= Изменение в сбережениях /Изменение в доходе

 

Сумма MPS и МРС для любого изменения в доходе после упла­ты налогов должна всегда быть равной единице, т.е. приростдохода может идти либо на потребление, либо на сбережения. Поэтому потребленная доля (МРС) и сбереженная доля (MPS) должны поглотить весь прирост дохода: MPC+MPS=1

Влияние дохода на склонность людей к потреблению и сбережению является предметом дискуссий. Долгие годы утверждалось, что по мере роста дохода потребляется уменьшающаяся доля его прироста, а сберегается –возрастающая. Оппоненты этой точки зрения утверждали обратное. Теперь же многие экономисты полагают, что для экономики в целом MPC и MPS относительно постоянны (см. К.Р. Макконнелл, С.Л.Брю. «Экономикс»,т.1,с.208)

До сих пор рассматривалась зависимость потребления и сбережения от дохода. Но на них влияют и другие факторы:

1.Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимое имущество + ценные бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.

2.Уровень цен. Возрастание уровня цен уменьшает потребление, снижение уровня цен его увеличивает.

3.Ожидание. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то потребление растет, а сбережения падают, т.к люди «покупают впрок» во избежание более высоких будущих цен и пустых полок.

4.Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов снизит как потребление, так и сбережения. Снижение налогов их поднимет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.