Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привнесение ролей




Смена ролей

Осознание ролей и коммуникация

Роли всегда определяются тем полем, в котором они проявляются. Однако, существуют некоторые категории ролей, которые, как правило, возникают в социальных полях.

· Структурные роли: идентичны конкретным функциям, выполняемым в каком-либо поле, например, в школьном мире это учитель, директор, школьный психолог.

· Социальные роли: роли, котрые мы исполняем в различных социальных группах, например, учителя, ученики, родители, мать, отец, дети, взрослые.

· Роли, зависящие от содержания: формируются спонтанно по отношению к какой-либо конкретной теме, но они также всегда присутствуют в социальных группах, как например, оптимисты и пессимисты из нашего примера, которых можно также встретить в политике, науке, и средствах массовой информации.

· Функциональные роли: это роли, берущие на себя конкретную динамическую функцию внутри групп или полей, такие как лидер, бунтарь или учащийся.

 

 

Важно развить в себе осознанность того, какие роли присутствуют в поле, и кто от имени какой роли говорит в каждый данный момент. К такой осознанности можно прийти, задавая себе во время обсуждения следующие вопросы: Какие роли присутствуют? Кто какую роль исполняет? На чьей я сейчас стороне? В той ли я роли, в которой хочу быть?

 

В первых трех главах мы заложили хороший фундамент для работы на уровне ролей. Поскольку теперь вы точно знаете, как вы определяете свою социальную роль учителя, вы сможете быстрее замечать, когда кто-нибудь вышибает вас из вашей роли или запихивает в ту роль, которая не соответствует положению учителя. Например, если вы замечаете, что кто-либо начинает откровенничать с вами и просит вас о помощи в личных делах, значит, вас просят войти – или вталкивают – в роль терапевта. Если вы осознаете, что происходит именно это, то можете вежливо отказаться: «Я заметил, что начинаю играть какую-то странную роль… Я учитель вашей дочери, и в этой роли должен сказать вам…»

 

Можно использовать технику смены ролей. Смена ролей может быть очень полезной в попытках сдвинуть с мертвой точки неразрешенные конфликтные ситуации. Стороны обычно застреваю в конфликтах, когда роль и человек слишком переплетаются друг с другом. Стороны обычно застревают в конфликтах, когда роль и человек слишком переплетаются друг с другом, и каждый отождествляется лишь с одной ролью. Чем жестче вы цепляетесь за роль, повторяя ее, тем быстрее будет обостряться конфликт.

 

В добровольно выбранных отношениях (например, в дружбе), при такого рода поляризации люди часто просто начинают избегать друг друга. Но в отношениях, которые не являются добровольными (например, в тех что возникают в школе, напряжение, которому подвергается человек, больше, и, как следствие, выше вероятность эскалации конфликтов.

 

Напряженность уменьшается, если одна из сторон способна принять какой-либо аспект другой стороны, т.е. если одна сторона на шаг отходит от своей роли и подвигается в сторону другой. Если это происходит, то другая сторона почти наверняка тоже смягчится и отойдет на шаг от своей роли. Это объясняется тем, как действует поле: роли устойчивы, они больше, чем люди, исполняющие их. Хотя бы немного выходя из своей роли, вы подаете сигнал о том, что у вас есть что-то общее с другой стороной и что вы делаете шаг навстречу этой роли. Вполне вероятно, что человек на другой стороне сделает шаг в направлении вашей роли. Это открывает для вас новые возможности.

 

Обычно такая ситуация ведет к моменту деэскалации, например: «По правде говоря, я понимаю, что вам, как учителю, нелегко со мной приходится…» ВЫ можете заметить, что читая это предложение, вы немного расслабляетесь и что вам хотелось бы сказать что-нибудь вроде: «Да, я понимаю, что и тебе не всегда бывает легко…» Когда человек на противоположной стороне делает шаг вам навстречу, вам нужно заметить этот сигнал о деэскалации и сделать что-то в соответствии с ним. «Значит, вы все же где-то понимаете, что у меня за роль! Я чувствую облегчение, когда слышу это…».

 

Осознавая свою роль, вы также сможете замечать, когда во время разговора происходит смена ролей. Если вы научитесь лучше распознавать такие моменты – «Ага! Это была смена ролей», - то сможете эффективнее вести беседу. Вы можете решить (на время) поменяться ролями или прояснить ту роль, которую исполняете.

 

Например, в разговоре с учеником вы замечаете, что вам становится все труднее придерживаться избранного вами направления. У ученика хорошо получается отвлекать вас от того, что вас больше всего беспокоит, и уводить совсем в другую сторону – разговор начинает выходить из-под вашего контроля. Вам нужно принять решение. Может быть, вы прервете беседу и измените ее ход: «Сейчас я хочу говорить о тебе, а не об Х. Ты все еще не ответил(а) на мой вопрос. Позволь мне задать его еще раз…» Или, может быть, вы на время оставите роль ведущего разговор и предложите взять это на себя ученику: «Ну, хорошо, давай ты будешь направлять ход нашей беседы. А я следующие пять минут буду слушать тебя. Мне интересно побольше услышать от тебя. Говори. Сейчас моя очередь научиться у тебя чему-нибудь – для разнообразия». Если вы решите на время поменяться ролями, в конце разговора обязательно еще раз проясните роли: «Я очень тебе благодарен (благодарна). Я дал(а) тебе побыть ведущим и кое-что узнал(а) о тебе. Это интересно и это поможет мне лучше понять тебя. А сейчас я хотел(а) бы вернуться к моему вопросу…»

 

Вы можете также представить роли, с которыми хотели бы взаимодействовать. Если вы разговариваете с матерью и у вас есть ощущение, что она обращается к вам из роли вашего коллеги, вы можете попробовать обратиться к ней как к матери: «Мне хотелось бы знать, что вы думаете об этом, как мать…»

 

И наоборот, если вы заметили у себя внутреннюю реакцию, идущую от вашей роли отца, скажите об этом: «У меня есть сын, и мне хотелось бы немного рассказать вам о своем отцовском опыте…»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.