Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец выполнения контрольной работы




Задание 1. Перечислите общие закономерности и тенденции всемирно-исторического процесса. Охарактеризуйте наиболее важные из них с Вашей точки зрения. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Теоретической системы, дающей систематизацию закономерностей и тенденций общественного развития, положения которой разделяло бы все научное сообщество, к настоящему времени не создано. Однако большая часть исследователей считает, что определенные закономерности и тенденции в развитии общества все же существуют, имеют такой же естественный характер, как законы природы и являются их частью; их можно открыть, но нельзя придумать или утвердить указом. Представляется, что к основным закономерностям и тенденциям всемирно-исторического процесса относятся следующие:

- постоянное ускорение темпов развития человечества, проявляющееся в увеличении количества событий на единицу времени;

- возрастание роли информации в развитии человеческого общества;

- совершенствование человечества как единого целого, что проявляется в постоянном укрупнении человеческих коллективов и выстраивании общей линии развития человечества от первобытных общин через племена, союзы племен, государства к единому мировому сообществу;

- противоречивый характер процессов глобализации: интеграция сочетается с дезинтеграцией и усилением противоречий между народами;

- возрастание темпов развития с усилением процессов урбанизации и увеличением доли городского населения;

- зависимость темпов развития и специфики социально-экономического развития общества от религии народа;

- увеличение степени индивидуальной свободы большинства людей;

- последовательное расширение и усложнение функций государства с развитием общества;

- улучшение качества жизни людей;

- цель и основная направленность практической деятельности людей – удовлетворение их духовных и материальных потребностей, важнейшими из которых являются творчество и питание;

- движущей силой и источником прогресса выступают люди, способные генерировать идеи, претворение которых в жизнь обеспечит рост общественных возможностей сейчас и в будущем.

Все перечисленные выше закономерности и тенденции отражают фундаментальные характеристики в развитии человечества. Представляется, что одной из наиболее важных является последовательное расширение и усложнение функций государства по мере развития общества. Именно степень и характер участия государства в жизни общества напрямую определяет уровень материального благосостояния народа, специфику повседневного образа жизни, рамки индивидуальной и общественной свободы человека. Так, в Древнерусском государстве функции верховной власти ограничивались сбором налогов; защитой населения от внешней опасности; выработкой законов, которые были призваны регулировать взаимоотношения людей; формированием системы моральных ценностей через поддержку определенных религиозных культов. С поступательным развитием российской государственности в круг основных функций на разных этапах были включены такие как развитие народного образования, поддержка науки, защита слабых членов общества, что в целом способствовало улучшению общественных связей и повышению уровня жизни народа.

Также в качестве одной из важнейших тенденций можно выделить возрастание роли информации в становлении и функционировании человеческого общества. Это проявляется в количественном и качественном совершенствовании средств сбора, хранения, переработки и распространения информации. Информация, являясь важнейшим фактором в развитии человечества, в значительной степени определяет темпы и характер общественной эволюции. Совершенствование, в частности, информационной составляющей привело к переходу от аграрного общества к индустриальному, а затем и информационному (постиндустриальному, научному).

Задание 2. Назовите основные факторы российской истории. Какие из них представляются Вам наиболее важными? Обоснуйте свою точку зрения и приведите конкретные примеры.

Ответ:

Среди основных факторов, оказавших наиболее сильное влияние на темпы и характер исторического развития России, обычно выделяют следующие: географическое положение и природные условия страны, национальная психология, внешние обстоятельства, длительное сохранение поземельной крестьянской общины, религия, уровень образования народа, личность монарха (правителя).

Представляется, что одним из наиболее значимых факторов российской истории является географический фактор. Его можно охарактеризовать через природно-климатические условия, флора, фауна, наличие или отсутствие выхода к морю, природные ресурсы, в том числе полезные ископаемые, наличие плодородных земель, протяженность территории страны. Так, В.С. Соловьев следующим образом характеризует роль географического фактора в российской истории в сравнении с Западной Европой. В Западной Европе – изрезанность береговой линии, теплый климат, горы как естественные преграды, ограниченность территории способствовали развитию морской торговли, активной хозяйственной жизни на протяжении всего года, высокой стоимости земли, раннему формированию представлений о незыблемости частной собственности, стабильности и законопослушности населения, что в целом обусловило высокие темпы развития западноевропейских стран. В России – отсутствие выхода к морю на протяжении долгого времени, долгие и холодные зимы, отсутствие гор как естественных преград на европейской части страны, огромные земельные пространства сделали неизбежными замедленные темпы общественно-экономического развития страны.

Задание 3. Охарактеризуйте важнейшие, с Вашей точки зрения, культурные достижения человечества в эпоху Древнего мира.

Ответ:

Эпоха Древнего мира охватывает период с IV тыс. до н.э. по V в. н.э. В это время на Земле формируются первые цивилизации, из которых наиболее известными были древнеегипетская, шумеро-аккадская, вавилонская, ассирийская, древнеиндийская, древнекитайская, древнегреческая, древнеримская. Важнейшими культурными достижениями этих цивилизаций, с моей точки зрения, являются следующие:

- создание письменности в виде слогового письма (клинопись в Месопотамии, письменность Древнего Египта), иероглифического письма (в Китае), алфавитного письма (у финикийцев, жителей Иудеи и Израиля, в Древней Греции и Древнем Риме);

- зарождение национальных религий: религии Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции, Древнего Рима, иудаизм у древних евреев, индуизм в Древней Индии, даосизм и конфуцианство в Древнем Китае, зороастризм в Древнем Иране, синтоизм в Японии;

- зарождение мировых религий – буддизма на территории Древней Индии и христианства на территории Ближнего Востока (Палестины);

- формирование науки как самостоятельной сферы духовной культуры. В частности, в математике научились извлекать квадратные и кубические корни, изобрели позиционную систему записи чисел, решать уравнения с несколькими неизвестными. В астрономии создали варианты солнечно-лунного календаря, научились предсказывать солнечные и лунные затмения, составлять карты звездного неба. В числе достижений древней медицины можно назвать учение о кровообращении, разработку разнообразных методов лечения болезней. В философских трактатах ставились вопросы о происхождении мира и человека, о месте человека в обществе, о цели человеческой жизни.

- окончательное оформление основных видов искусства – архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы;

- улучшение бытовых условий жизни людей благодаря таким изобретениям, как канализация, водопровод, бани, многоэтажные жилые дома, мосты, дороги, асфальт, бетон, шелк, стекло, фарфор;

- формирование основ системы образования – начального, среднего и высшего;

- создание первых законов, формирование юриспруденции.

Задание 4. Перечислите основные процессы и факты развития общества в странах средневековой Западной Европы. Выделите наиболее важные из них с Вашей точки зрения, обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Многие корни современных экономических, политических, культурных проблем уходят в эпоху средневековья. Без знания основных фактов и процессов этой эпохи невозможны правильное понимание и адекватная оценка процессов и событий, происходящих в современном обществе.

Среди основных процессов и фактов развития общества в странах средневековой Западной Европы можно выделить следующие:

- формирование варварских государств,

- формирование системы вассалитета и феодальных отношений,

- формирование раннефеодальных монархий,

- феодальная раздробленность,

- складывание национальных централизованных государств,

- создание парламентов, политических партий,

- формирование цеховой организации ремесла,

- Крестовые походы,

- развитие рыцарской культуры,

- раскол христианства на католичество и православие,

- появление первых университетов,

- коммунальные революции,

- формирование городской культуры,

- появление общеевропейских художественных стилей – романского и готического,

- эпидемия чумы «Черная смерть»,

- коммутация ренты,

- внутренняя колонизация,

- деятельность инквизиции,

- зарождение первых мануфактур,

- Столетняя война,

- формирование предпосылок Великих географических открытий,

- начало книгопечатания,

- зарождение гуманистического мировоззрения и начало Возрождения,

Я считаю, что наиболее важными процессами и фактами в истории средневековой Западной Европы являются формирование системы вассалитета и феодальных отношений, Крестовые походы и эпидемия чумы «Черная смерть».

Формирование системы вассалитета и феодальных отношений в Западной Европе в эпоху Средневековья нашло выражение в формировании иерархической структуры власти (отношениях сеньоров и вассалов), в становлении условной феодальной собственности на землю, а также поземельной и личной зависимости крестьян от феодалов. Сложившаяся система привела к формированию определенного типа общества, которое принято называть феодальным, и важнейшими социально-экономическими и политическими характеристиками которого являются слабость центральной власти как предпосылка политической раздробленности, система иммунитетов, жесткая сословная структура с четким выделением привилегированных слоев, господство натурального хозяйства и замедленные темпы экономического развития.

Крестовые походы, которые проходили с конца 11 до конца 13 вв., способствовали укреплению контактов Востока и Запада, обогащению западной материальной и духовной культуры достижениями восточных цивилизаций, развитию торговли и подъему экономики, формированию рыцарской культуры.

«Черная смерть», самая страшная эпидемия чумы в истории человечества, в 14 веке унесла жизни почти половины населения Европы, в результате чего многие города и территории опустели, что привело к хозяйственному упадку. Однако впоследствии это способствовало ускорению процесса коммутации ренты, который в дальнейшем привел к росту хозяйственной и личной свободы основной части населения средневекового общества – крестьянства.

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха 1. Октябрьская социалистическая революция в России
2. Древний мир 2. коммунальные революции
3. Средневековье 3. научная революция
4. Новое время 4. неолитическая революция
5. Новейшее время 5. борьба плебеев и патрициев

 

Ответ: 1-4, 2-5, 3-2, 4-3, 5-1

 

Список литературы:

Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

http://repository.vzfei.ru ( д оступ по логину и паролю) - КОПР-1 «История», обзорная лекция, тестовая база, Методические указания по выполнению контрольной работы; КОПР-1 «История экономики», «Культурология», «Отечественная история», КОПР-3 «История государственного управления в России».

История Отечества / Под ред. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Культурология. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

http://historik.ru/

http://www.hrono.ru/

http://lib.ru/HISTORY/

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.