КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Туристско-краеведческой работы с обучающимися в 2016-2017 учебном году
Конкурс учебных и методических материалов в помощь педагогам, организаторам
Славянские орнаменты в технике вязание
Автор: Алтышенко Татьяна Александровна, Педагог дополнительного образования «Дом детского творчества г Льгова» Курской области
Адрес: 307750, Курская обл., г.Льгов ул.Комсомольская д. Комсомольская 49/77 ДДТ Контактный телефон: 8(47140) 2-21-23
г Льгов 2016г
СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 1.1. Историческая справка. 2.Основные элементы славянского орнамента. 3.Пасхальное яйцо 1.1.Цель и задачи. 1.2.Оборудование 1.3.Технология изготовления 4.Список литературы.
1.Пояснительная записка Позабытые знания наших предков скрываются в древних образах, символах, буквах, цифрах и узорах. Ведь каждый знает, что именно из этих самых знаков, и по сей день строится речь, складываются песни, рождаются узоры на вышивке и вязание. Однако сокровенный смысл славянских символов, узоров и знаков, понять суждено далеко не каждому. Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточнославянских и финно-угорских народов.
1.1. Славянская символика – это неотъемлемая часть нашей истории, через которую наши предки выражали свои мысли, чувства, свое восприятие мира. Исследования древних славянских символов, культовых знаков позволяют приоткрыть занавес в духовный мир наших предков. Огромное значение в исконно русской вере, как современники называют язычество, имеет именно символ, который несет в себе не только некое смысловое значение, но и сокрытую магическую силу. Славянский символ это не просто рисунок, украшающий орнамент, узор, посуду или иную утварь, это тесное сплетение магических, сакральных и обережных сил, в которых наши предки разбирались куда лучше нас. Именно поэтому они занимались росписью стен, попадая в пространство которых сейчас, моментально ощущаешь всю мощь и энергетику, которую вкладывали в нее наши предки. И полотнище ткани напрямую отождествлялось с жизнью человека – переплетенные между собой нити, будто жизненные тропы, а искусно вывязанный славянский орнамент – обращение человека к богам, к высшим силам. Славяне воспринимали вышитые и вывязанные узоры как сильнейшие обереги, именно поэтому одежда тех времен была обильно украшена обережными узорами и орнаментами. В славянских узорах преобладают цветочные и растительные мотивы, изображения птиц, животных, деревьев и, конечно же, земных стихий. Белый цвет - символизирует мудрость. Черный – достаток и зрелость. Зеленый и голубой – юнная свежесть. Красный - символизирует могущество Рода, животворящее солнце, притягивая к себе энергию любви и гармонии. Чаще всего красный цвет использовали в праздничной одежде, в оформлении свадебных нарядов и детской одежде. У каждого села - свой рисунок У каждого вывязанного изделия свой орнамент, по которому можно определить в каком селе, районе, а иногда и семье, его сделали. Самые древние орнаменты – геометрические, они несут в себе символику плодородия. Позже появляются конкретные образы: парные птицы –счастливый брак, одинокая птица-душа умершего, схематическое изображение домов, церквей, деревьев, цветов. Зная обозначение узоров, можно читать как книгу, как летопись. Каждая область может похвастаться своим, уникальным стилем вязки орнамента в изделии. Так, в Курской губернии (в которую входила сегодняшняя Белгородская область, а также часть Орловской и Воронежской) традиции росписи пополотну сформировались на стыке двух культур: украинской и русской, претерпели влияние переселенцев с Дона, Киева, севера, востока, запада России. Сплав великорусских культур нашел отражение в узорах курских вязальщиц. Визитная карточка курских орнаментов - обязательное изображение двух птиц (петухи, соловьи) клюв к клюву с крыльями вразмах. У птиц обязательно вывязывалась желтая грудь. Так же на всех вязаных изделиях присутствуют три ряда орнамента, которые символизируют три мира - верхний, наш и нижний. В узорах Медвенского района больше белых и красных тонов. Орнаменты включали геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный узоры.Даже вышивка растений напоминает геометрические фигуры. Самые яркие и нарядные орнаменты были в Большесолдатском районе. - Это не удивительно, - рассказывает директор музея. - Это пограничный район с Украиной. Такое соседство наложило свой отпечаток на цветовую гамму и сюжет орнамента. Традиционно в орнаменте много ярусов-фризов, которые украшены геометрическими узорами. Это красочные и многоцветные рисунки, где преобладают красные, малиновые, синие, желтые, зеленые цвета. Позднее стали использовать в узорах оттенки розового, голубого и оранжевого цвета. В Суджанском районе мастерицы из белых и красных ниток создавали на изделиях крупную и мелкую клетку. Ворот, манжеты и низ изделия украшались геометрическими узорами. А белые и желтые нити делали изделие нарядно-праздничным. Во всем своем великолепии и многообразии, славянские узоры передавались из поколения в поколение. Благодаря чему дошли и до наших дней. 2.Основные элементы славянского орнамента. 1. Алатырь Звезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь - вывязывают на джемпере, рукавицах, гетрах, как оберег в далекий и опасный путь. В наше время этим орнаментом вяжут подушки, пледы, шапочки и шарфики. Знак подходит как мужчине, так и женщине.
2. Берегиня (Рожаница) Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница»,породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Орнамент Берегини применяетсятолько для женских изделий
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |