КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники российского конституционного права
Конституционно-правовые отношения Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, возникающее на основе норм конституционного права, участники которого наделяются правами и обязанностями. Специфика конституционно – правовых отношений в том, что они являются юридической формой политических отношений и имеют определенную структурную организацию. Субъектами, т.е. участниками конституционно – правовых отношений в России являются: социальные общности, народ, нации, народности; социальные образования – РФ и ее субъекты; городские, сельские поселения и другие территории; органы государственной власти, депутаты, избирательные комиссии; органы местного самоуправления; общественные объединения; социальные индивиды – граждане, иностранцы, лица без гражданства. Объекты конституционно – правовых отношений – предметы или явления действительности, на которые направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих прав и обязанностей. К ним относятся: - основы конституционного строя РФ; - человек, его права и свободы; - интересы общества и государства - демократия; - многопартийность; - федерализм и др. Конституционно – правовые отношения возникают между избирателями и депутатами, органами законодательной, исполнительной и судебной власти, правоотношения по реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, федеративные конституционно- правовые отношения и др. Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, т. е, внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права: - правовые обычаи; -судебные прецеденты; -нормативно-правовые акты; - нормативные договоры. Источник конституционного права – это форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера. Система источников российского конституционного права: 1. ЗАКОН – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 1) Конституция РФ - Основной закон государства, ведущий источник конституционного права России (принята референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г). 2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, развивают и дополняют Конституцию. В соответствии со ст. 108 Конституции РФ, ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не имеет права «вето» в отношении ФКЗ. В настоящее время в РФ действуют ФКЗ, принятые по следующим вопросам: 1.ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21 июля 1994г. 2.ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. 3.ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г. 4.ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. 5.ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. 6. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г. ФКЗ «О гербе РФ» от 29 декабря 2000 г. ФКЗ «О флаге РФ» от 29 декабря 2000 г. ФКЗ «О гимне РФ» от 29 декабря 2000 г. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001г. ФКЗ «О военном положении» от 20 января 2002 г. В одном ряду с ФКЗ стоят законы о поправке кс Конституции РФ. Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о созыве Конституционного собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ). 3) Федеральные законы (ФЗ) - в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации («О гражданстве РФ», «О политических партиях»). 2. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ – базируются на законах и регулируют широкий круг общественных отношений. 1) указы Президента РФ - не могут противоречить Конституции РФ и законам. 2) акты палат Федерального Собрания РФ - Совета Федерации и Государственной Думы — постановления, принимаемые по вопросам их компетенции, и регламенты, устанавливающие внутреннее устройство и порядок деятельности палат. 3) постановления Правительства РФ - не должны противоречить Конституции РФ, законам и указам Президента РФ.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |