Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, основы и принципы конституционного строя РФ




Особенности принятия Конституции РФ 1993 г., ее структура и содержание

Вопрос о принятии новой российской Конституции встал на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г была образована Конституционная комиссия, разработавшая проект Конституции РФ.

В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и, прежде всего власти Президента РФ.

Такое положение дел не могло удовлетворить президентскую власть, поэтому 20 мая 1993 г. Президентом РФ был принят Указ «О созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ» и определен его состав. В состав Конституционного совещания вошли 250 человек, работавших по пяти секциям:

-секция представителей федеральных органов власти;

- секция представителей органов государственной власти субъектов РФ;

- секция представителей местного самоуправления;

- секция представителей партий, общественных организаций, религиозных конфессий;

- секция представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Конституционное совещание начало свою работу 5 июня 1993 г. На его обсуждение были вынесены 2 проекта Конституции РФ – президентский и парламентский

В результате работы Конституционного совещания был выработан согласованный проект Конституции РФ, в который вошли положения президентского проекта, проекта Съезда народных депутатов, замечания и предложения граждан и организаций.

12 июля 1993 г. проект Конституции РФ был одобрен Конституционным совещанием.

В то же время совещание двух тысяч народных депутатов всех уровней, созванное в конце мая — начале июня 1993 г. Верховным Советом РФ, полностью отвергло президентский проект.

Таким образом, согласие между законодательной и исполнительной властями достигнуто не было, и конституционный кризис продолжил свое развитие.

21 сентября 1993 г. Президентом РФ был издан указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», которым прерывалось осуществление законодательных, распорядительных и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета, одновременно прекращались полномочия народных депутатов. Этим же Указом было утверждено Положение о федеральных органах власти на переходный период.

9октября 1993 г. Указом Президента РФ были прекращены полномочия Советов народных депутатов по всей стране, а Указом от 27 октября 1993 г. были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти субъектов РФ. Все это означало юридическую ликвидацию советской власти в России.

До принятия очередной Конституции и формирования новых органов законодательной власти правовое регулирование всех вопросов, в том числе и входящих в компетенцию органов законодательной власти, стало осуществляться указами Президента РФ.

10 ноября 1993 г. проект Конституции РФ был официально опубликован, а на 12 декабря 1993 г. был назначен референдум (всенародное голосование) по вопросу принятия Конституции РФ.

В референдуме приняли участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. По действовавшему в то время Закону РСФСР о референдуме 1990 г. это означало, что Конституция принята.

Одновременно с проведением референдума состоялись выборы в Федеральное собрание — парламент РФ. Легитимность государственной власти была восстановлена.

Конституция РФ 1993 г. коренным образом отличается от всех прежде действовавших советских конституций. Она признает высшей ценностью не интересы государства, как прежде, а интересы человека и гражданина. В экономической сфере не отдается предпочтение какой-либо форме собственности, а равным образом защищаются все из них. В политической и идеологической сфере закреплен соответствующий плюрализм (многопартийность, отказ от единственной и обязательной идеологии и т. д.).

В целом Конституция РФ отвечает всем международным стандартам, воплощая в себе лучшие конституционные идеи, разработанные в мировом сообществе.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых имеется девять глав и в общей сложности 137 статей, во втором разделе — 9 пунктов.

Преамбула — это вводная часть закона, в которой указываются цели его принятия, основные принципы и другие исходные положения.

Преамбула Конституции РФ в большей мере имеет идеологический характер, но как органическая часть Конституции она не может не иметь юридического значения. Оно состоит в том, что все нормы Конституции должны соответствовать провозглашенным в преамбуле целям и принципам и истолковываться в соответствии с ними.

Раздел первый Конституции РФ названия не имеет и состоит из девяти глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя содержит в себе шестнадцать статей.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» является самой большой по объему и состоит из 48 статей (ст. 17-64).

Глава 3 «Федеративное устройство» имеет 15 статей (ст. 65-79).

Глава 4 «Президент РФ» включает в себя 14 статей (ст. 80-93).

Глава 5 «Федеральное Собрание» состоит из 16 статей (ст. 94-109).

Глава 6 «Правительство РФ» включает 8 статей (ст. 110-117).

Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей (ст. 118-129)

Глава 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133).

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из 9 пунктов.

В п.1. установлено, что Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования (25.12.1993 г.),

В п. 2. раздела второго Конституции РФ отмечено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

В п. 6 раздела второго установлены два правила действия уголовно-процессуального законодательства после вступления в действие Конституции РФ.

Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Переходные положения, установленные в ряде пунктов раздела второго Конституции РФ, в настоящее время утратили юридическое значение, поскольку все вопросы осуществления государственной власти, статуса члена Совета Федерации и Государственной Думы в настоящее время реализуются в полном соответствии с требованиями Конституции РФ.

6. Реализация Конституции: понятие, формы. Прямое действие конституционных норм

Реализация Конституции – это деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и России в целом для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

Поскольку Конституция – это нормативный акт, то формы ее реализации аналогичны формам реализации иных нормативно – правовых актов.

1. Соблюдение Конституции - воздержание от совершения запрещенных Конституцией действий. В форме соблюдения реализуются запретительные нормы Конституции, т.е. субъекты ведут себя пассивно, не совершая запрещенных действий (например, ч.5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и т.д.);

2. Исполнение Конституции - активное поведение субъектов с целью выполнения обязывающих норм (например, ч.2 ст.15: «органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию и законы»; ст.58: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»);

3. Использование Конституции - совершение субъектами дозволенных Конституцией действий, т.е. предоставленных Конституцией прав (на образование, избирать и быть избранным).

4. Применение Конституции – предполагает властное вмешательство государства и его органов в реализацию предписаний Конституции. Применение происходит в правомерной деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, цель которых – разрешить определенное дело.

Несмотря на то, что большая часть правоотношений регулируется Конституцией совместно с отраслевым законодательством, следует подчеркнуть, что Основной закон, согласно ч.1 ст.15, является актом прямого действия.

Прямое действие Конституции означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы государственной власти обязаны их осуществлять.

В частности, в ст. 18 Конституции говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Суд и иные органы при решении вопросов, входящих в их компетенцию, могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции РФ.

На это направлено постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Пленум рекомендовал судам применять непосредственно Конституцию при разрешении дел в следующих случаях:

1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

4) когда закон либо другой нормативный правовой акт, принятый субъектом Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

7. Правовая охрана Конституции: понятие, формы

Нормы Конституции РФ должны быть подкреплены определенными гарантиями. Без эффективной системы юридической охраны Конституция будет беззащитной.

Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение всех норм Конституции и строгое соблюдение режима конституционной законности.

Субъектом права на юридическую охрану Конституции РФ является весь народ, который делегирует данное право государству.

Конкретными субъектами правовой охраны Конституции РФ являются:

Президент РФ (ст. 80 – является гарантом Основного закона);

Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ;

Уполномоченный по правам человека в РФ, назначаемый Государственной Думой;

Конституционный Суд РФ – особый субъект правовой охраны. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативно – правовых актов государства, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции РФ, осуществляет иные полномочия, обеспечивающие неуклонное соблюдение конституционных норм.

В науке конституционного права выделяют две формы правовой охраны Конституции: конституционный контроль и конституционный надзор.

Конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства, которые преследуют цель выявления и пресечения не согласованных с Конституцией нормативно – правовых актов.

Органы конституционного контроля вправе: принимать окончательное решение о конституционности нормативного акта, отменять антиконституционные акты, давать императивные указания об их отмене или приведении в соответствии с Конституцией, приводить к наложению санкций за нарушение конституционных положений.

В России контроль осуществляет Конституционный Суд РФ.

Существуют 2 виды конституционного контроля:

1) Предварительный – начинается с момента инициирования закона и заканчивается с вступлением закона в силу;

2) Последующий – возникает с момента вступления закона в силу.

Конституционный Суд РФ осуществляет последующий конституционный контроль.

Мировой практике известны 2 процедуры последующего контроля:

1) путем «действия» (абстрактный контроль) – после издания закона можно немедленно возбудить вопрос о признании его противоречащим конституции;

2) путем «возражения» (конкретный контроль – нужно ждать, пока соответствующие органы применят закон к конкретному случаю.

Конституционный Суд РФ осуществляет как абстрактный, так и конкретный контроль.

Конституционный надзор – деятельность уполномоченных органов государства по выявлению не соответствующих Конституции нормативно – правовых актов. Орган конституционного надзора может вынести аргументированное заключение о конституционности закона, но не может его аннулировать. Т.о. конституционный надзор имеет консультативный, а не императивный характер. Решения Комитета Конституционного надзора, действовавшего до образования Конституционного Суда РФ, не имели обязательной силы.

Тема 3. Конституционный строй Российской Федерации

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Иными словами, конституционный строй – это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основы конституционного строя — это положения, которые определяют основные устои общества, форму государства той или иной страны.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ и детализируются в последующих главах.

Существуют различные точки зрения по поводу того, сколько основ конституционного строя, какие?

На наш взгляд, можно выделить следующие основы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.