Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последние годы правления Василия Тёмного предварили успехи княжения его сына, более похожего на царствование, Ивана ІІІ. 6 страница




Московские князья были родственниками низшей ветви Чингисидов (по другой версии - напрямую происходили из нецарственной ветви Чингисидов) и не могли не только занять Ордынский престол в Сарае, какой бы реальной военной силой они не обладали, но даже назвать братом Крымского хана или Касимовского хана. И только после ликвидации ханов Большой Орды, Московский князь объявил себя царём – «человеком волным».

Большая Орда уже не располагала сетью городов, всё более превращаясь в кочующее ханство. Поволжские города Золотой Орды, разорённые Тимуром, погибли в период междоусобиц. Остались города только в оседлых районах Крыма и Казанского ханства, питаемые местным населеним. Мира не было в степи. По словам русского летописца «монголы, ослеплённые безрассудной злобой, резались между собой, не давая друг другу пощады». Можно с уверенностью сказать, что ни Литва и Москва, а распри погубили Золотую Орду, уничтожили её экономику, разрушили города, вырезали население. Удалец и храбрец Сиди Ахмед, кочуя со своими ногайцами от Дона до Днепра, проявлял бессмысленное геройство, был необычайной угрозой для поляков, литовцев, московитов и степних сородичей: доходил в своих набегах до Львова и Коломны, и был неуловим. Набеги Сиди Ахмеда отличались большой смелостью, неожиданностью, необыкновенной быстротой. Его лихие джигиты «быстрые как ветер» не уводили в плен никого, но последствия их вторжений были пагубны для Москвы, Вильно и Варшавы, пока союзник Литвы, племянник Улу-Мухамеда, Крымский хан Хаджи-Гирей в 1453 году не подстерёг и наголову разбил его орду. Сиди-Ахмед бежал в Киев, был арестован литовскими властями и скончался в оковах в Ковно.

В 1459-1465 годах ханом Большой Орды был Махмуд, в 1465-1481 – сын Кичи-Мухаммеда Ахмат (Ахмед). Ахмад одержал крупные победы в Средней Азии над узбекским ханом Хайдером и подчинил Северо-Кавказские племена. Но Большая Орда была уязвима со всех сторон и врагов у неё было больше, чем друзей: Крымское ханство, Большие Ногаи, Тюменский улус, переставший платить дань Московский улус Ивана ІІІ. В 1471 году речные разбойники из Вятки спустились по Волге, разграбили Сарай и благополучно вернулись обратно, разбросав татарский флот, пытавшийся остановить их. Польша и Литва не смогла удержать союз с Крымским ханом, предпочтя дружбу с ханом Большой Орды. Крымский хан Хаджи-Гирей, а после 1466 года его сын Менгли-Гирей стали союзником Московского князя Ивана ІІІ и противником Литвы и Польши. Если владетель Северо-Черноморского улуса Мамай во второй половине ХІУ века претендовал на главенствующую роль в Золотой Орде, но это не нравилось князю Московского улуса, то во второй половине ХУ века самостоятельный Крымский улус и зависимый от Большой Орды Русский улус Ивана ІІІ заключили союз для борьбы с ханом Большой Орды, претендующей на главенствующую роль среди всех улусов Джучидов. Крымский хан с 1475 года стал вассалом Османского государства, но сохранил союз с Москвой. «Этот союз ускорил гибель Золотой Орды, сдерживал силы Польши к величию России» (Н. Карамзин). При походе на Москву хана Большой Орды Ахмата или короля Польши и Литвы Казимира Крымская орда всегда могла ударить в спину своим врагам, сама оставаясь недостижимой. Ахмат бросил все силы на Крым, разгромил Менгли-Гирея, поставил во главе Крымского ханства Джанибека и выступил против повелителя правоверных турецкого султана Мухаммеда ІІ, завоевавшего Византию и взявшего Константинополь. Ахмат напомнил грозному Осману, что именно он прямой наследник Чингисхана. Однако удержать Крым Ахмату не удалось. К весне 1479 года Джанибек был изгнан из Крыма Менгли-Гиреем и турками. Проказаковав некоторое время в степи, Джанибек вместе с братьями Нордоулатом (Нур Давлетом) и Айдаром (Хэйдаром) ушёл в Московский улус Ивана ІІІ. Многие роди татарские ушли в Литовское княжество из объятой пожарами степи.

В 1480 году Ахмат пошёл походом на Ивана ІІІ, переставшего платить дань Большой Орде. Иван ІІІ не обладал даром полководца, но был незаурядным терпеливым политиком и искусным дипломатом.С 1474 года он не платил дани Большой Орде, содейстовал её развалу и всячески оттягивал день решительного сражения. Московский князь занял берега Угры, перекрыв путь на Москву, и послал царевича Нордоулата и русский отряд во главе с Ноздреватым в тыл Ахмату вниз по Волге. Ахмат не смог прорваться через броды Угры, прикрытые пехотой, конницей и артиллерией московской. Хан вёл переговоры с Иваном ІІІ и ждал Польско-Литовского короля Казимира и твёрдого льда. Князь Московский колебался. Казимир не пришёл - помешали крымцы, совершившие нападение на украинские земли Литовского княжества. Когда мороз сковал воды Угры, Иван ІІІ решил отойти на заранее подготовленные позиции к Кременцу, но как часто бывает при неорганизованном отступлении – началась паника, и войска побежали. Московский улус спасло только то, что Ахмат, не видя перед собой противника, принимая его действия за манёвр и предполагая засаду, начал поспешно отходить в степь. «Объятые ужасом, оба воинства бежали друг от друга, ни кем не преследуемы» (Н. Карамзин). Хан Ахмат разорил 12 городов своего союзника Казимира и поспешил защитить свою землю, ибо старший брат Менгли-Гирея Нордоулат уже взял Сарай. Столица Золотой Орды не была разрушена только благодаря смелости одного улана, сказавшего Нордоулату: «Что ты делаешь? Вспомни, что Орда наша общая мать. Ты исполнил долг чести и службы государю, давшему тебе приют у себя: ты нанёс удар Ахмату. Довольно. Не губи остального». (Г.Е. Грумм-Гржимайло). В степи хан Ахмат распустил своё войско и остался зимовать у Азова, где его уже поджидала смерть.

Казалось, ничего страшного для Большой Орды не произошло. Один не совсем удачный поход на своего данника Русский улус, Ахмат частично компенсировал добычей с украинских земель короля Казимира. В следующем году мог быть триумф, но Большая Орда была окружена врагами со всех строн. Ставшими независимыми татарские улусы не хотели вновь быть под властью хана Чингисида, который сидел в Сарае. Потомок брата Бату хана Шейбана, дед последнего Сибирского хана Кучума, князь тюменских улусов Ибрагим вместе с ногайскими мурзами Ямгурчеем и внуком Идиге Мусою с 15 тысячами казаков напал на рассвете 6 января 1481 года на стойбище Ахмата и собственноручно умертвил хана (по другой версии хана Ахмата убил Ямгурчей). С Ахматом погибла его империя. Иван ІІІ получил письмо от Ибрагима: «Сообщаю тебе о лютой смерти врага твоего, помятуя, что юрт твой и юрт моего отца связывала всегда самая тесная дружба». (Г.Е. Грумм-Гржимайло). Чингизиды называют московского князя братом, считая московское государство таким же улусом, как и свои уделы. Карамзин сообщает, что сыновья погибшего хана Ахмата продолжали носить имя ханов Золотой Орды, но правитель Русского улуса уже не поклонялся им, а другой потомок Чингисхана Ибрагим Тюменский искал дружбы с Москвой и не требовал дани. Иван ІІІ слал «подарки» в Крым, Казань, ногайцам и использовал силы этих орд в борьбе с Большой Ордой и Литвой. Сумма «подарков» значительно превосходила ордынскую дань. За свободу надо платить всегда и не только деньгами. Изгнанные из степи в результате междоусобиц татарские царевичи вместе с уланами оседали в Московском улусе, получая земли на прокормление или жалование за службу, увеличивая силы Москвы. «Россия (Московия), столь долго губимая татарами, сделалась их покровительницей и верным убежищем несчастных», - писал Карамзин. В степи ханы продолжали резать друг друга, несмотря на запрет турецкого султана, который считался верховным правителем всех мусульман и был сюзереном Крымского хана. Сыновья Ахмата: Сеид Ахмат, Муртеза, Шейх Ахмат в борьбе между собой утратили значительную часть отцовского достояния. Хотя в одном из набегов золотоордынцам удалось опустошить Крым и взять Кафу в 1486 году, но к началу ХУІ века крымцы сдавили петлю на шее Большой Орды. Весной 1502 года Менгли-Гирей сокрушил Большую Орду, взял и разрушил Сарай и написал Ивану ІІІ: «Улус злодея Шейх-Ахмата в моей Руке, а ты, брат любезный, слыша столь добрые вести, ликуй и радуйся». (Г.Е. Грумм-Гржимайло). Шейх-Ахмат бежал в Турцию, но султан Баязид не принял его, он вернулся на Волгу и, преследуемый врагами, ушел в Киев, где был арестован литовцами и умер в Ковно в заточении. Последний хан Золотой Орды умер в плену.

Былое величие кочевников Золотой Орды исчезло, как дым их юрт в ночном небе. Центральная власть ослабла, татарские улусы, питаемые соками местных народов стали превращаться в независимые государства, и сломили её окончательно. Величие, слава и будущее исчезли в огне пожарищь и поросли степной травой.

 

Царь Иван ІІІ. После женитьбы вторым браком на племяннице последнего Византийского императора Софье Палеолог (1472), Москва начала вбирать в себя византийское мировозрение центра вселенной и единого православного государя всего православного мира. Иван ІІІ повелел называть себя государём, а в 1483-1484 годах в ряде документов впервые появился титул «царь» и «Государь всея Руси». Старый московский герб с Георгием Победоносцем, введённый князем Юрием Дмитровичем, был заменён византийским двуглавым орлом. (Двуглавый орёл появился на гербе в ІV веке как символ единства Западной Римской империи с центром в Риме и Восточной Римской империи с центром в Константинополе. До этого на гербе Римской империи был нормальный орёл с одной головой.)

В 1480-1481 годах Москва пришла на помощь Пскову, воевавшему с Орденом, и разбила ливонцев в ряде боёв. Ливонцы запросили мира. В 1483-1485 годах была завоёвано Тверское княжество. Последний Тверский князь Михаил заключил договор о помощи с Казимиром, но оной не последовало, и Михаил с семьёй и верными боярами бежал в Литву. В 1492 году Иван ІІІ отправил посольство к Казимиру с целым списком территориальных претензий, желая забрать под свою «высокую руку» всю «отчину», т.е. земли, которыми когда-либо владели Рюриковичи. Пока посол ехал, Казимир умер. Польским королём шляхта выбрала его старшего сына Яна-Альбрехта (1459-1501), а литовские магнаты объявили великим князем Литовским Александра (1461-1506), младшего сына Казимира. Иван ІІІ использовал эту ситуацию и развязал войну против Литвы (1492-1494), имея союзниками Крымского хана, Молдавского господаря, Венгерского короля, князя Мазовецкого и Тевтонский орден.

Терпя поражения, Литва запросила мира, уступив Московии Одоевское и Вяземское княжества, отказалась от претензий на Новгород, Псков, Тверь и Рязань. В Московском экземпляре договора Иван ІІІ был титулован как «Государь всея Руси, великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский и протчая». В литовском экземпляре «вся Русь» не упоминалась. За великого князя Литовского Александра Иван ІІІ выдал дочь Елену. В браке она сохранила православную веру и привезла в Литву свой православный клир. (В Московии, в отличие от Литвы и Польши, никогда не было даже намёка на веротерпимость.) В конце ХV века князья Левобережья Днепра современной Украины и Белоруссии сменили своего сюзерена и стали переходить с волостями к царю Московскому – в надежде получить новые владения и милости.

Везде главным фактором был материальный, а не гонения на веру. Везде князьями двигала корысть. Великий князь Литовский, по действующему феодальному праву, не мог запретить удельным магнатам переходить на службу в Московию, но он запротестовал и получил войну (1500-1503). Познакомившись с дикими московскими нравами, многие вельможи попытались отъехать обратно в Литву, но вырваться из липкой московской паутины удалось немногим. Иван ІІІ использовал момент и начал войну словами «хочу стоять за христианство, сколько мне бог поможет». Литва потерпела жестокое поражение в битве на Ведроше. Полководец литовцев Константин Острожский попал в плен. Литва запросила мира, Московия продолжала наступление.

Только когда Александр стал королём Польши, Ливонский орден совершил диверсию под Псковом, а Заволжская орда стала союзником Литвы, Иван Васильевич пошёл на переговоры. Против жестокостей московитов в этой войне выступила Елена, коря отца за разорение литовских земель и убийство христиан, а ведь поводом к войне царь Московский сделал якобы «принуждение княгини Елены к латинству». Итог войны – Московский царь отобрал у Литвы всё Днепровское Левобережье и дал противнику перемирие на шесть лет. 27 октября 1505 года умер государь Иван ІІІ, а через год – его зять, король Польши Александр. Московский престол перешёл к сыну византийки Софьи Фоминишны, Василию ІІІ, а на Польский трон и Литовский престол был посажен младший брат Александра Сигизмунд (в Литве его называли Жигмонт).

В Польском королевстве в 1505 году произошли значительные изменения. Была принята шляхтой и утверждена королём «Радомская конституция», по которой король не мог издавать ни одного нового закона без согласия сената (магнатов и высших иерархов церкви) и шляхетской посольской избы. Закон мог быть принят только при соблюдении принципа «общего согласия» (liberum veto). Шляхта получила право создавать для политических целей конфедерации и выступать с оружием в руках для защиты своих прав (рокош). Король имел право карать смертью бунтовщиков, но только по решению суда.

В великом княжестве Литовском исполнительную власть представлял князь. Его законодательная власть была ограничена Сеймом – съездом делегатов от региональных собраний шляхты – и великокняжеской Радой. Большим влиянием и властью обладали: глава католической церкви в Литве архиепископ Виленский, воевода Виленский, маршалок Литовский (председатель Сейма и Панов-Рады), главнокомандующий вооружёнными силами великий гетман и глава правительства великий канцлер. Территория страны была разделена на воеводства, староства и поветы. Администрация назначалась Панов-Радой, в поветах собирались органы местного самоуправления – сеймики. Главные законодательные документы княжества были сведены в свод законов – Статут Великого княжества Литовского редакций 1529, 1566, 1588 годов. Создателем третьего Статута был великий канцлер Лев Сапега. Этот Статут действовал 250 лет – до 1840 года – и был одним из самых прогрессивных в Европе. Согласно Статуту, все паны (магнаты), шляхта и бояре, а также мещане (жители городов и местечек) объявлялись полноправными гражданами. Предусматривалось, что все жители великого княжества Литовского должны судиться по одному праву. Было заложено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебну.( См. Беларусь: Государство и люди. Минск, 2002. С.- 56-57).

Живи, радуйся, исполняй законы и надейся на их защиту, но христианская религия, призванная объединять людей, вернее, люди двух ветвей христианства в великом княжестве Литовском (католики и православные), разорвали государство и были одной из причин его упадка.

Оттеснённая на вторые роли в великом княжестве Литовском, ущемлённая в своих религиозных правах, порубежная православная шляхта стала переходить со своими волостями к Московскому православному царю. Туман застилает пропасть от тех, кто должен в неё упасть. Хотя в большинстве случаев переход обуславливали материальные выгоды. Напомним, что европейское феодальное право позволяло вассалам искать себе сюзерена и менять покровителя. Но не так мыслили в Московском государстве. Любое, даже мимолётное покровительство, трактовалось как вхождение в Московию бесповоротно и окончательно. Свобода православного вероисповедания сделала гонористую шляхту великого княжества Литовского холопом русского царя. В Московском государстве шляхта задёргалась, как висельник в петле, и затихла. Мало кому удалось вырваться из лап московской администрации. Любое волеизъявление трактовалось как крамола, измена помазаннику божьему – царю Московскому – и православию.

Мелкие владетели порубежья сначала служили обеим сторонам – и Литве, и Москве. При Иване ІІІ их земли отошли к Московии, которая стала напирать на собственно литовские владения. В 70-80 годы перешли со своими владениями в подданство Московии князья Черниговской земли: Одоевские, Новосильские, Масальские, Белевские, Мезецкие, Трубецкие и другие. Иван ІІІ опустошил владения великого княжества Литовского набегами своего союзника Крымского хана, а затем сам перешёл литовскую границу. Отбирание земель у Литовского государства шло под лозунгом православия, хотя те православные земли Украины, до которых не мог дотянуться Иван ІІІ, без сожаления были отданы на разграбление крымским ордынцам. Великий князь Литовский Александр хотел женитьбой на дочери Ивана ІІІ Елене решить пограничные споры, но этим браком только усугубил положение. Елена в замужестве осталась православной, что вызывало различные трудности при католическом дворе Александра.

Литве, под давлением Московии, пришлось признать новый титул Московского царя «государь всея Руси», впервые употреблённый им в послании к великому князю Литовскому в 1493 году. Литовские круги охватила паника. Папа Римский и король Венгрии пытались быть посредниками между Литвой и Московией, но государь Иван ІІІ потребовал от Литвы отдать все русские города, все православные земли. Литве и Польше царь оставлял лишь земли католические,… пока ещё оставлял. В такой обстановке православная Елена считалась уже внутренним врагом великого княжества Литовского. После смерти Александра великий князь Московский Василий Иванович писал сестре Елене, чтобы рекомендовала литовским панам выбрать его на великое княжение Литовское, и ручался, что от него никаких притеснений не будет латинской вере, а милости будут больше, чем при католике Александре. Этот эпизод показывает наглядно «як мало щирості було в тім запалі московських великіх князів до православя, яким вони маніфестували ся, підпираючи руську іреденту великого князя Литовського… Православям вони лише воювали на політичнім полі» (М. Грушевский).

 

Итог. Московское государство – это местная форма восточной деспотии, и в московском княжестве (Русском улусе Золотой Орды) происходило становление Московского царства. Как ни парадоксально, но именно монгольское завоевание позволило Северо-Восточной Руси возродиться на московской церковной основе и единой царской власти для всего православного мира. «Татарское нашествие в значительной степени определило историю русской государственной власти» (Н. Бердяев).

Большинство русских и зарубежных историков крайне негативно оценивают период вхождения княжеств Северо-Восточной Руси в Золотую Орду. Натан Эйдельман писал: «Монгольское нашествие, думаем, определило во многом то «азиатское начало», которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием … Великое и страшное нашествие на четверть тысячелетия отрезало Россию от европейских связей, европейского развития». Карл Маркс считал, что «татарское иго … не только надавливало, но оскорбляло и иссушало душу народа. Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая эпоха норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображённая Московия». Евразийцы, наоборот, считали, что «монголы для Руси принесли больше пользы, чем вреда» (П.Н. Савицкий). Сторонники евразийства в истории России убеждены в благотворном влиянии Золотой Орды на русские княжества. Ни одного монгольского правителя на русских княжествах не было. Монголы совершенно не тронули государственную власть. Н. С.Трубецкой убеждён, что «Московское государство возникло благодаря татарскому игу» [1]. При завоевании русских княжеств монголами не было поголовного истребления мужского населения, когда вырезали всех, доросших до чеки тележной. Это ещё один миф о периоде татаро-монгольского владычества[2]. Не было и уничтожения знати, как в Половецкой степи, где выбивался правящий слой, а масса кочевников включалась в орду того или иного Чингисида.

Ещё один аспект ордынского влияния выделяет П.Н. Савицкий, который отмечает, что ордынцы «дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество – становиться могущественной ордой». История России – это история её дворянства. Почти половина великорусского дворянства происходит от потомков золотоордынцев, перешедших на службу к московским князьям в ХІV-ХV веках. Служба, усердие ценились в московских кругах выше, чем национально-сословная принадлежность. Это качество было перенято у монголов. При смутах в Золотой Орде татары уходили в Московское княжество, ибо находили в нём приемлемые и привычные условия существования. Так появились в Москве тюркские названия поселений ордынцев: Таганка, Ордынка, Балчуг, Кадаши, Полянка, Арбат и другие. Китай-город – тоже тюркское название обнесённой стеной территории.

В начале ХІV века самым сильным русским княжеством в составе Золотой Орды было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, а самым богатым – Новгородская республика. Но Москва, опираясь на хана Золотой Орды, храня номинально верность Чингисидам даже в период смуты в степном государстве, стала проводником ордынской политики в Северо-Восточной Руси, с ханской помощью одолела все другие княжества и превратилась, в конечном итоге, в Россию. Ослабленное внутренней борьбой между православными и католиками, Литово-Русское государство лишь в результате унии с Польшей в 1569 году, создав Речь Посполитую, отбилось от натиска Московии Ивана Кровавого.(Так называли Ивана ІУ в Европе). Золотая Орда превратилась в скопище кочующих орд, но почти весь ХУ век Москва хранила верность Золотой Орде, когда другие её территории уже отделились от Сарая. Ещё при Идиге выделились из общей массы татар Ногайская Орда. В 1428 году отделился от Золотой Орды хан Тюмени Абуль-Хайр, и кочевники его улуса приняли название узбеки. В 1448 году фактически отпали Казань и Крым, превратившиеся в суверенные ханства с династиями из дома Чингисидов. Отделились черкесы на Кубани, а Русский улус сохранял верность Орде. Население Северо-Восточной Руси не хотело перемен, продолжая считать царём над собой Золотоордынского хана. Народ Московии, в массе своей, не желал иного царя, кроме татарского, и Ивану ІІІ с трудом удалось преодолеть эту инерцию народного мышления, поднять народ на борьбу с центральным правительством, которое уже стало бременем для правителей Московского государства. Причём Иван ІІІ «не сокрушил его (иго), а избавился от него исподтишка» (К. Маркс), руками (саблями) крымцев и ногайцев, сам стал царём – человеком вольным. Затем Москва захватила улусы татарские и приобрела воинственных и верных подданных. Часть завоёванных мордвин, зырян, татар из язычества и мусульманства перешла в православие. Уже во втором поколении они стали русскими. Московское княжество превратилось в царство при гениальном правителе – великом князе всей Руси Иване ІІІ. Он не только освободил Московское государство от ига Золотой Орды саблями других татарских орд, но и окончательно оформил институт власти, который позволил Московии постоянно увеличиваться в размерах, несмотря на постигавшие страну катаклизмы и жестокие поражения от соседей. Московия не стала менять форму кнута и аркана, которые совершенны в своём роде, а накинула удушающий ордынский аркан на всех своих подданных, количество которых неуклонно увеличивалось в резельтате «приращивания землицы», т.е завоевания. Через 159 лет после ликвидации монголо-татрского ига Московия достигла Тихого океана, основав на его берегу Охотск в 1639 году. Свои захваты на Востоке Московии не было перед кем оправдывать. Захваты на Западе она обосновала пред Европой «собиранием русских земель».

 

Московское государство – это агрессия, не только в прошлом, но и в будущем. Его система вся настроена на захват чужого, подчинение оного и объявление его своим. И первые слова какого-либо московита, высадившегося на Марсе, будут: «Это искони русская земля». С малолетства, буквально с рождения Московия была ущербной (выделенная в улус из другого улуса), и, отчасти, от этого заточенной на агрессию, грабежи и разорения соседей. А что нельзя было прихватить с собой или присоединить к Московии, уничтожалось беспощадно. Ханы Золотой Орды ещё как-то сдерживали ненасытность этого маленького монстра, но после гибели Золотоордынского государства, Московия астрономическими темпами пошла по пути агрессии, и превратилась за считанные годы в зловещее чудовище-спрута, раскинувшего свои ядовитые щупальца не только на ближних и дальних соседей, но и достигавшие самых дальних уголков планеты. Благо, жертвы всегда были гораздо слабее головореза-благодетеля, который ещё и обвинял свою жерву, как волк козу, мол, хочется мне кушать и всё-амба. Когда не стало Золотой Орды, Московия обнаглела, почувствовала свою безнаказанность за разбой. Из-за своей ущербности она буквально упивалась мучениями жертвы. Вдали от цетров цивилизации, а от вторжения иноплеменников Московию хранили размеры территории, где на огромном расстоянии разбросано малочисленное население и отсутствуют нормальные дороги, Московия самовозвеличивала себя, мнила центром вселенной и прогрессом всего человечества. России во второй половине ХІХ века пришлось вернуть захваченные земли Северо-Западного Китая, да Япония сбила с неё спесь и понт, и сразу пропал антураж, когда «от русского флота остались одни адмиралы» (Саша Чёрный). Но только на время. Уже в советский период зловещий СССР отхватил треть Европы, и замахнулся на весь мир, но от потуги, казалось бы, непобедимый монстр, лопнул и оказался в конце ХХ, начале ХХІ веков обычным бобиком-шавкой, которая лает из-за забора и кусает, выскакивая из-за угла, но почувствовав отпор, быстро прячется в заскорузлою и убогую конуру московского православия, и оттуда раздаётся: то жалистливое поскуливание, то свирепый лай, то зловещий вой. Московское православие ничего общего с учением Исуса Христа не имеет. Христос – это любовь. Московское православие – это ненависть не только к инакомыслящим, но и к самому себе.

242 года (1238-1480) продолжалась татарская власть над Северо- Восточной Русью, поэтому на ордынцев принято валить все изъяны русской души и психики. После ордынского ига столько несчастий пережила Московия и населяющие её народы, что во всех грехах обвинять монголов бессмыленно. Но мы продолжаем это делать. Кровь, пролитая ордынцами, впиталась в землю, но от монголо-татарского ига навсегда остался обычай обниматься при встрече, и ордынский дух покорности и величая. Кнут и плеть забыли ордынцы в Москве. Произошло, как и предсказывал Змей Тугарин в песне: «И время придёт, / Уступит наш хан христианам, / И снова поднимется русский народ, / И землю единый из вас собирёт, / И сам же над ней станет ханом! / И в тереме будет сидеть он своём, / Подобен кумиру средь храма, / И будет он спины вам бить батожьём, / А вы ему стукать да стукать челом - / Ой, срама, ой горького срама!… / Обычай вы наш переймёте, / На честь вы поруху научитесь класть, / И вот наглотавшись татарщины всласть, / Вы Русью её назовёте!» (А.К. Толстой. Змей Тугарин).

Из далёкого прошлого тёмное и зловещее возвращается в нашу жизнь, и мы продолжаем отсталость и бескультерье объяснять ордынским игом. А при желании, могли бы все беды объяснять последним ледниковым оледенением. Но, как сказал другой поэт: «Мы ещё обвиняем монголо-татар, но уже сомневаемся очень».

Из всего многообразия сражений Золотой Орды московские историки краеугольным камнем существования степной империи на протяжении 254 лет (1248-1502) делают бой между Северочерноморским улусом Мамая и Московским улусом Дмитрия на поле Куликовом. И бог им не судья. «Поток времени в своём неумолимом и вечном течении влечёт за собой всё сущее. Он ввергает в пучину забвения, как незначительные события, так и великое, достойное памяти», - как говорила некогда Анна Комнина. Но выше и сильнее времени московское выпячивание одного эпизода и замалчивания многих других событий и на страницах писаной истории Куликовская битва (внутриордынская разборка между улусами в период междоусобицы в Золотой Орде) изображается началом освобождения всех русских земель от монголо-татарского ига.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991.

2. Беларусь: Государство и люди. – Минск, 2002.

3. Білінський В. Москва ордінска (ХІІІ-ХУІ століття). Кн.2. – К., 2011.

4. БСЭ. Изд. третье.1970. Т. 2.

5. БСЭ. Изд. третье. 1972. Т.9.

6. БСЭ. Изд. третье. 1973. Т. 13.

7. БСЭ. Изд. третье. 1974. Т. 18.

8. Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского. // Наш современник, 1992. – № 3.

9. Всемирная история. В 24-х тт. Минск, 1996. -Т. 8.

10. Греков Б.А., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. – М.-Л., 1950.

11. Греков И. Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. – М. 1975.

12. Грумм-Гржимайло Г. Е. Джучиды Золотой Орды. / Мир Льва Гумилёва.

Кн. 1. Русский взгляд. – М., 1994.

13. Грушевський М. Очерк истории украинского народа. – К., 1990.

14. Грушевський М. Історія Украіни – Русі. – В 11 – ти тт. – К., 1991 – 1993. –

Т. 1 – 4.

15. Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М., 1992.

16. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1991.

17. Длугош Я. Грюнвальдская битва. – М.-Л., 1962.

18. Ефименко А. Я. История украинского народа. – К., 1990

19. История СССР в 12–ти тт. - М., 1966. - Т. 2.

20. Карамзин Н.М. История государства Российского. – В 3 – х кн. - Калуга, 1994.

21. Клавихо де Руи Гонсалес. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура

(1403 –1406). – М., 1990.

22. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах.

– М., 1993. – Т. 1-3.

23. Комнина А. Алексиада. – М., 1965.

24. Костомаров Н. И. Исторические произведения. Автобиография. – К.,

1989.

25. Куликовская битва. Сборник статей. – М., 1980.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.