Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое равновесие и изменения в реальном объеме производства и уровне цен. Эффект храповика




Равновесный уровень цен и равновесный объем производства предполагают равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Это равенство в графическом выражении иллюстрируется точкой пересечения кривых AD и AS, которая отражает равновесный уровень цен и равновесный реальных объем национального производства.

 

Предположим, в экономике произошло увеличение совокупного спроса. Возможны три варианта пересечения кривых AD и AS в зависимости от рассматриваемого участка кривой совокупного предложения:

Если кривая совокупного спроса AD смещается на горизонтальном (кейнсианском) отрезке кривой AS, то изменяется только реальный объем ВНП, а уровень цен остается прежним (см. рис. 3).

Как видно на графике, при росте совокупного спроса от AD0 до AD1 равновесие сдвигается из точки E0 в точку E1. В этом случае существенно увеличивается объем производства (с Y0 до Y1), а цены остаются на прежнем уровне.

Таким образом, вовлечение дополнительных факторов производства на кейнсианском отрезке не вызывает какого-либо роста цен.

Если кривая совокупного спроса AD смещается на восходящем (промежуточном) отрезке кривой AS, то происходит изменение и номинального, и реального ВНП (см. рис. 4).

Как видно на графике, и объем производства, и занятость возрастают, но в меньшей степени, чем на кейнсианском отрезке, причем наблюдается общее повышение цен.

Если кривая совокупного спроса AD смещается на вертикальном (классическом) отрезке кривой AS, то это сопровождается только увеличением цен, а реальный ВНП остается неизменным (см. рис. 5).

Как видно на графике, в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличение объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня (Y*), но это сопровождается резким повышением цен.

Таким образом, анализ показывает, что увеличение совокупного спроса приводит к росту цен (при сдвиге кривой AD на промежуточном и вертикальном отрезках кривой AS).

Предположим, в экономике произошло уменьшение совокупного спроса. В такой ситуации логично предположить, что на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным. На классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости. На промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся. Однако в случае с уменьшением совокупного спроса считается, что действует эффект храповика, который осложняет ситуацию.

Вообще, храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад. В экономике в модели AD - AS эффект храповика основывается на том, что цены легко повышаются, но потом с трудом понижаются. Действию эффекта храпового механизма можно дать наглядную графическую интерпретацию (см. рис. 6).

При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия E0 соответствует объем производства Y* и уровень цен P0.

При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку E1, которой соответствует объем производства Y1 и уровень цен P1. Однако в реальной экономике этого не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается.

Новая равновесная ситуация устанавливается в точке E2. Цена остается на прежнем уровне (P0), а объем производства падает до уровня Y2, т.е. больше, чем при установлении равновесия по традиционной схеме. В итоге линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0 E2 E0.

Эффект храповика объясняется тем, что цены как на потребительские товары, так и на ресурсы становятся негибкими, не проявляют тенденции к снижению. Сказывается также инертность затрат на производство продукции. Предприниматели заключают договоры на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые они не могут изменить произвольно в сторону уменьшения. В результате даже при снижении совокупного спроса они вынуждены предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, сокращая объем производства.

Рассмотрим теперь ситуации, когда изменяется совокупное предложение, а совокупный спрос остается неизменным.

Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов совокупного предложения оно уменьшилось. Например, из-за резкого повышения мировых цен на нефть могли значительно увеличиться затраты на производство и распределение товаров в национальной экономике. Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения влево (см. рис. 7).

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения влево от AS0 до AS1 будет способствовать росту цен от P0 до P1, а реальный объем национального производства при этом сократится с Y0 до Y1 (инфляция, вызванная ростом издержек производства).

Предположим, в экономике в результате действия неценовых факторов произошло увеличение совокупного предложения. Например, увеличилась производительность труда, не повлекшая повышения заработной платы, или понизились налоги с предприятий (налоги рассматриваются бизнесом как издержки). Графически это будет отражено сдвигом кривой совокупного предложения вправо (см.рис.7).

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения вправо от AS0 до AS2 будет способствовать росту реального объема национального производства с Y0 до Y2 и – при неэластичности цен и заработной платы в сторону понижения – одновременному снижению уровня цен от P0 до P2. Это свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.

Центральная проблема макроэкономики – обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (AD) был бы равен совокупному предложению (AS). В реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо, поэтому на практике стремятся к оптимальному (минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т.е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).

Анализ модели «AD – AS» позволяет поставить много новых вопросов. При каких условиях кривая совокупного спроса будет пересекать кривую совокупного предложения на классическом отрезке, когда обеспечивается полное использование ресурсов? Какие принципы лежат в основе равновесия при неполной занятости (пересечение кривой AD и кривой AS на кейнсианском отрезке последней)? Что может сделать государство, чтобы преодолеть спады совокупного спроса и возникновение массовой безработицы?

Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рынка. Способен ли рынок, обнаруживший самодостаточность и эффективность на микроуровне, выполнить то же для макроэкономики, т.е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или все-таки макроравновесие недостижимо без помощи извне, со стороны? В зависимости от ответа на этот вопрос экономисты размежевались на несколько групп (школ).

Разумеется, купля всего, что произведено, – не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней экономики (и микро- и макро-) проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности? Несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике. Для того, чтобы все произведенное раскупили, необходимо, чтобы совокупное предложение и совокупный спрос совпадали бы по объему, структуре и ценности.

Однако в экономической реальности существует множество объективных и субъективных факторов, препятствующих такому совпадению. При этом следует иметь в виду, что проблема реализации (купли-продажи) всего результата годового производства страны порождена только рыночным устройством макроэкономики – дорыночная («традиционная») и внерыночная («административная») формы экономической организации с такой проблемой не сталкиваются, так как в них отсутствует свободный обмен между свободным производителем (продавцом) и свободным потребителем (покупателем), т.е. в них господствует «натуральный» или «рационированный» (властно-принудительный) обмен.

4. Потребление, сбережения, инвестиции: экономическое содержание, функциональное назначение, классификационные подходы

Важной предпосылкой анализа экономического равновесия является выявление взаимной связи между планируемыми всеми экономическими агентами расходами и произведенным национальным продуктом. Это, в свою очередь, предполагает рассмотрение теорий потребления, сбережений, инвестиций.

Раскрывая экономическое содержание и назначение потребления, нужно отметить следующие обстоятельства:

Потребление составляет жизненную основу существования общества, а его уровень отражает качество жизни людей. Именно в целях потребления организуется производство товаров и услуг. Экономическая теория рассматривает совокупное потребление как суммарные денежные расходы населения на покупку разнообразных товаров и услуг. В современной экономике расходы на потребление выступают наиболее весомым элементом в структуре совокупного спроса (примерно 2/3), оставшаяся часть (около 1/3) приходится на инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт.

Главным фактором, определяющим потребление, является личный располагаемый доход (доход после уплаты налогов). Одна его часть направляется на потребление, другая – используется для создания сбережений. Следовательно, определенному характеру функции потребления будет соответствовать строго определенный вид функции сбережения. Изучая причины, изменяющие уровень потребления, мы одновременно исследуем и факторы воздействия на сбережение. Впрочем, помимо дохода на потребление оказывают влияние и другие факторы: налоги, динамика цен, склонность к потреблению и сбережению.

Потребление различных семей и социальных групп зависит от семейного бюджета, от степени необходимости и желательности тех или иных благ, платности или бесплатности. Даже в семьях с одинаковым уровнем доходов структура расходов различна как по величине, так и по структуре. Например, большая часть в семьях с низкими доходами расходуется на продовольствие и одежду, а в рационе питания доминируют дешевые продукты. В семьях с высокими доходами расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих и качественных продуктов. Одновременно в этих семьях увеличивается потребление непродовольственных товаров длительного пользования, предметов роскоши, увеличиваются расходы на отдых, развлечения.

Характеризуя экономическое содержание процесса сбережения, нужно учесть следующие моменты:

Сбережение можно определить как ту часть располагаемого дохода, которая не идет на потребление. Сбережение обычно противопоставляют потреблению, однако это противопоставление не абсолютно, ведь сберегают обычно для того, чтобы потребить потом, в будущем. Поэтому сбережения – это также использование своих доходов с целью сокращения текущего потребления в целях увеличения потребления в будущем периоде.

В общем случае уровень сбережений определяется, прежде всего, величиной избытка дохода над расходами (потреблением), однако закономерности формирования сбережений неодинаковы для микро- и макроуровней. На уровне каждого отдельного члена общества, домохозяйства или хозяйствующего субъекта объем сбережений может определяться целым рядом разноплановых причин объективного и субъективного характера (увеличение общих доходов, изменение структуры потребления, изменения в налоговой политике и др.). В масштабах всего общества размеры сбережений определяются уровнем развития национального производства, так как только в условиях его роста и повышения эффективности появляется возможность увеличить не только потребляемую, но и сберегаемую часть производимого дохода. В ситуации, когда нет превышения доходов над расходами, нет и условий для осуществления сбережений. Другим существенным фактором, определяющим величину сбережений общества, являются гарантии их безопасности. В ХХ веке в развитых странах не только сложилась стабильная экономическая и политическая обстановка, но и существуют все условия для сохранения и приумножения средств инвесторов, поэтому их сбережения превращаются «в пыль» только в экстраординарных случаях (например, в Германии в прошлом столетии такое случилось дважды – после первой и второй мировых войн). Можно отметить и другие факторы, влияющие на объем и пропорции в структуре сбережений: структура и динамика доходов в обществе, его социальная структура, размеры накопленной задолженности и развитость системы займов на финансирование потребительских нужд, цены, процентные ставки, изменение уровня жизни, структура потребностей.

Под влиянием совокупности различных экономических, социальных и политических факторов в обществе формируется определенное отношение к сбережению, что обусловливает как совокупные размеры сбережений, так и соотношение отдельных их составных частей. Например, А.Маршалл различал способность и склонность общества к сбережению. Способность к сбережению зависит от превышения доходов над расходами, а склонность к сбережению определяется в большей степени безопасностью вложений и размерами ожидаемой выгоды. Дж.М.Кейнс склонность к сбережению противопоставлял склонности к потреблению. По его мнению, побуждения к сбережению начинают оказывать действие лишь тогда, когда обеспечен некоторый уровень благосостояния. При этом действуют определенные стимулы к ограничению потребления, такие, как осторожность, предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему, независимость, предприимчивость, гордость и скупость. Одной из характерных особенностей последних десятилетий стал рост значения в экономике личных сбережений, их использование на инвестиционные цели. Например, в ФРГ, Японии, Франции они покрывают более половины суммы чистых инвестиций, а в США – более 2/3. Личные сбережения можно классифицировать по нескольким группам: текущие, на покупку товаров длительного пользования, на непредвиденный случай и старость. Особым видом сбережений являются инвестиционные сбережения, которые могут быть краткосрочными и долгосрочными. Под воздействием комплекса факторов в промышленно развитых странах сегодня говорят о новом качестве сбережений, что находит свое внешнее проявление в следующих тенденциях:

1) практически полностью исчезли сбережения, предназначенные для покупки товаров и имущества (они полностью вытесняются потребительским кредитом);

2) широкое развитие пенсионных фондов сводит до минимума сбережения, которые частные лица самостоятельно (без посредников) накапливали на старость;

3) существенно возросли краткосрочные сбережения текущего характера, рост которых был обусловлен инфляционными процессами в 1970-1980-х гг.

В экономической литературе родственным понятием «сбережениям» являются «инвестиции»: одно неизбежно предполагает другое, поскольку инвестиции предполагают сбережения и невозможны в их отсутствие.

Инвестиции – это термин, не имеющий однозначного определения. В популярном Финансово-инвестиционном словаре Дж.Доунса и Дж.Э.Гудмана инвестиция определяется как «использование капитала с целью получения дополнительных средств либо путем вложения в доходные предприятия, либо с помощью участия в рискованном проекте, направленном на получение прибыли». Американские экономисты У.Ф.Шарп, Г.Дж.Александер и Дж.В.Бэйли в работе «инвестиции» отмечают, что слово «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Кроме того, они констатируют: «Отдавать деньги приходится сейчас и в определенном количестве. Вознаграждение поступает позже, если поступает вообще, и его величина заранее неизвестна». В отечественной экономической литературе подходы к определению «инвестиций» стали меняться в 1990-е гг., с началом реформ. Раньше вместо термина «инвестиции» использовался термин «капитальные вложения», которые представляли собой затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. В отдельных случаях «инвестиции» трактовались как «долгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства». Широкое распространение термина «инвестиции» в нашей стране произошло после выхода Закона РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». В нем «инвестиции» были определены как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта».

Роль инвестиций в макроэкономике определяется тем, что инвестиции являются составной частью совокупного спроса. Масштабы и темпы роста объемов инвестиций зависят от ряда факторов:

1) от соотношения спроса на инвестиционные ресурсы и их предложения;

2) от характера спроса и предложения (срочности и ликвидности денежных средств);

3) от сохранности осуществляемых инвестиционных вложений;

4) от прибыльности (ожидаемой норма прибыли);

5) от уровня развития и организованности финансовых рынков.

Можно выделять и другие факторы (доходы предприятий, их издержки, ожидания, изменения в спросе на будущую продукцию, продолжительность службы оборудования, изменения в налоговых и процентных ставках, инфляция, курс валюты, изменения ситуации на внешних рынках, политическая ситуация).

Инвестиции можно классифицировать по различным основаниям. С экономической точки зрения целесообразно различать реальные (производственные) и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимается вложение ценностей в создание реальных активов, непосредственно связанных с производством товаров или оказанием услуг с целью получения прибыли (дохода). Эти инвестиции обеспечивают прирост действительного (физического) капитала. В составе реальных (производственных) инвестиций выделяются капитальные вложения (строительство новых зданий и сооружений, закупка нового оборудования, техники, технологии), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (изменение размеров складских запасов). Кроме того, инвестиции подразделяют на валовые (брутто-инвестиции) и чистые (нетто-инвестиции): первые превышают последние на величину амортизации. Под финансовыми инвестициями понимается вложение средств в ценные бумаги, иные финансовые активы и инструменты. Иногда реальные (производственные) инвестиции также называют прямыми, а финансовые – портфельными, хотя разграничение инвестиций на прямые и портфельные возможно и по другому критерию – наличию определенной степени контроля над предприятием (контрольного или блокирующего пакета голосующих ценных бумаг).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.