Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петровский док и канал. 1719-1752

Длина южной док-камеры 359,7 м, ширина – 29 м, глубина – 6,9 м

Самый первый в России сухой док. Самый большой в мире док XVIII века. В отличие от всех европейских доков XVIII века осушался не за месяц, а за сутки.

Началу строительства дока положил указ Петра I от 18 мая 1719 года сенатору М.М. Самарину о постройке канала на острове солдатами, для чего было заготовлено 5 тыс тележек для отвозки грунта. Позднее М.М. Самарин был отстранён и отдан под суд по делу цесаревича Алексея и за растраты.

За инженерную часть всех работ отвечал инженер – капитан Эдвард Лейн, а с 1732 (1734?) года – инженер – генерал-квартирмейстер Иоганн Людвиг Люберас фон Потт (Любрас; 1687-1752).

20 июня 1720 года царь Петр посетил остров Котлин, осмотрел ход строительных работ на доке и приказал продолжать работы и зимой.

К строительству дока, кроме самого Петра Великого и Эдварда Лейна, был причастен арап Петра Великого Ибрагим Петрович Ганнибал. А двойными шлюзовыми воротами дока занимался великий русский механик Андрей Константинович Нартов (1693-1756).

По первоначальному плану предполагалось прорыть 4 канала (2 – с севера на юг и 2 – с запада на восток) с возможностью прохода кораблям в центр города, где устраивались 6 доков.

Над док-каналом предполагалось по проекту итальянца Н. Микетти возвести «великую башню», под которой могли проходить корабли. Эта башня, как маяк должна была вознестись на высоту 140 метров, т.е. ещё на 18 метров выше звонницы Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Однако этот проект так и не был реализован.

С началом руководства строительством дока И. Любераса первоначальный петровский проект был существенно изменен. Отказались от сквозных каналов в пользу одного входного усть-канала, и от шести док-камер - в пользу четырёх, размещенных в т.н. «крестовине» канала. При этом усть-канал также мог быть использован в качестве доковой камеры.

В ходе строительства Петровского дока был снесен 141 деревянный дом – по сути значительная часть первого Кронштадта.

Отсыпка дамб современной Усть-Рогатки и земляные работы на самом острове шли одновременно. И уже на следующий год в начатом док-канале могли стоять корабли. Полностью усть-канал был закончен в 1722 году, но облицовка его камнем затянулась до 1752 года.

По некоторым данным канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 году. Тогда за 2-3 месяца одновременно были отремонтированы девять линейных кораблей и фрегатов, но строительство продолжалось.

Строительство Петровского дока завершилось в октябре 1751 года. Официальная церемония открытия (освящения) состоялась в присутствии императрицы Елизаветы Петровны 27 июля (по другим данным - 30 июля/10 августа) 1752 года. На церемонии открытия императрица возложила на генерала-аншефа Любераса звезду и ленту ордена Андрея Первозванного. А 6 августа Иоганн Люберас умер, хотя по очень устойчивой легенде, завершив такое грандиозное строительство он скончался у ног императрицы от переполнивших его чувств после награждения высшим российским орденом.

1 августа в док торжественно был введен первый корабль – 114-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» (правда, для разборки), и началась будничная жизнь дока. В среднем, здесь первоначально могли ремонтироваться до 10 линейных кораблей и фрегатов, длиной до 60 метров, а позднее, с учётом док-канала (при общей длине 2 240 м) более 30.

Впрочем, здесь не только ремонтировались или разбирались отслужившие свой срок корабли. Здесь корабли и строились. И таких за всю историю Петровского дока крупных кораблей можно насчитать более 80, не считая плавсредств. Среди них линейные корабли парусного флота «Ростислав», «Победоносец», пароходо-фрегат «Ослябя».

С открытием дока в Кронштадте появились и первые памятники: две деревянные стелы на входе в усть-канал. Стелы венчали позолоченные двуглавые орлы, у которых вместо держав в лапах были корабли. Наверху стел можно было прочитать «Обеими силён», а внизу – на одной «Дело являет, каков был труд!», а на другой – «Чего не победит России мужество!». По некоторым данным в 1776 году их заменили мраморными - и в таком виде они простояли до конца XVIII – первой четверти XIX века.

На входе в южную док-камеру располагались и, предположительно, первые мемориальные доски в Кронштадте, где было указано в чьё царствование и кем был построен Петровский док.

Именно в Кронштадте, официально при Петровском доке, появляются первые в России водолазы - специальная команда, занимавшаяся, прежде всего, контролем за состоянием тройных шлюзовых ворот и отделкой стенок усть-канала камнем. Первое упоминание о водолазах в Кронштадте относится к октябрю 1768 года.

Указом Петра I от 21 января 1724 года в Кронштадте началась постройка ветряной водоотливной мельницы. А в 1770-х годах при Петровском доке в Техническом бассейне была установлена одна из первых в России паровых машин.

13 августа 1731 года при канале был открыт бассейн для спуска воды и устроена каменная площадка водоотливной машины (Русский биографический словарь. Сиверс/ из архива Ю.И. Спиридонова).

Паровая машина

Постройка паровой машины относится к 1774-1775 годам. Эту машину привезли из Шотландии в 1774 году и привели в действие в июне 1777 года.

Впервые вопрос об установке «огненной» машины взамен ветреных водоотливных мельниц, обслуживавших сухие доки в Кронштадтском порте, был поднят адмиралом Ноульсом, англичанином по происхождению, находившимся на русской службе с 1770 года и заведовавшим интендантской частью флота. Этот проект изложен им в письме к Чернышеву и, как видно из справки канцелярии Адмиралтейств-коллегии, рассматривался ею уже в апреле 1773 года, т.е. значительно раньше, чем поступила известная записка Екатерины II с запросом «о махине в Англии выдуманной, которой огнём вода выливается из дока в канал» (20 июля 1773 года).

В этом же году английский инженер Джон (?) Смит на основе присланных из России данных о глубине и расположении технического бассейна составил проект машины. Части машин изготовлялись на карронских заводах в Шотландии, которыми руководил Чарльз Гаскойн (Charles Gascoigne; 1739 – 1.08.1806, Колпино; с 1886 г. жил в России, похоронен в Петрозаводске, могила утрачена). Все части машины были отправлены в Россию на двух кораблях «Smack Pisley» и «Samuel» в конце лета 1774 года. Их первая партия прибыла в октябре (по одним данным – 2 октября, по другим – 30 октября). Всего было отправлено 1811 деталей «инженерной работы» общим весом 88 тонн. Некоторые чугунные детали были доставлены ещё позже, а именно, в середине 1776 года на корабле «Lady Glasgow».

Чертёж машины сохранился в Картографическом отделе БАН: на чертеже дата – 1796 год, к чертежу приложена экспликация. Это была одна из первых паровых машин в России и одна из первых больших машин Европы.

Работой по сборке машины в Кронштадте руководил Адам Смит. При этом правительство Англии запретило выезд за границу мастеровых, да и сами мастеровые не очень стремились в Россию. Так, летом 1775 года на строительстве машины работало 40 человек. К октябрю их осталось 15, а с 24 октября работы прекратились до весны следующего года.

Первые пробные пуски машина сделала 6 и 7 июня 1777 года. У машины было 3 больших котла и 2 (или 3?) насоса для откачки воды. Мощность машины (или одного котла?) – 77 л.с. Каменное двухэтажное здание машины занимало площадь 4 284 кв.фута (385 м2). Сама машина размещалась на втором этаже. Высота машинного здания, считая от дна канала, достигала 28,2 м. Здание строилось на старом фундаменте ветряной водоотливной машины.

В 1791 году машину осматривал цесаревич Павел Петрович. (Забарский/ архив Ю.И. Спиридонова).

Водоотливная машина осушала технический бассейн, который вмещал 1,5 объёма воды всех доков, за 9 дней.

Долгое время на машине работали шотландские мастера, отец и сын Смит (Шмит) из Эдинбурга, не раскрывая своих технических секретов, что, в итоге, и заставило задуматься о подготовке собственных отечественных технических специалистов.

Как сообщал в 1823 году «Северный архив», паровая машина (по некоторым другим данным, т.н. «болтоновской системы») в бассейне имела мощность 183 л.с. и выбирала воду за 7 дней.

Серьёзной перестройке док подвергся в 1859 году, когда его расширили и углубили, а в 1860 году здесь планировалось построить ещё 2 дока: один на входе в усть-канал, а второй с восточной стороны, засыпав часть Средней гавани.

После налета немецкой авиации в сентябре 1941 года док в годы Великой Отечественной войны не использовался. После войны восстановили только его южную часть, где ремонтировали и разбирали корабли вплоть до 2004 года.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Всеобщий кризис римской Империи в III в. н. э | О.С. Ильичева, 2009. Формирование графомоторных навыков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.