Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические правила выявления причинно-следственных связей в эпидемиологии




Гтескнг переменные являютсяиидикшором здоровья населении (популяционного), но первые две категории непосредственно характеризуют здоровье, а вторые фи влияют (могут влиять) на здоровье.

Основу эпидемиологического мышления составляет логическая сторона. Медицина как наблюдательная дисциплина использует преимущественно индуктивный способ мыш­ления.

Эпидемиологическое мышление должно быть подчинено четырем законам формаль­ной логики (тождества1, противоречия2, исключенного третьего3, достаточного обосно­вания4).

Особенно возросли возможности использования логических приемов выявления при- чинно-следственных связей на стадии количественного выражения показателей состояния здоровья населения.

Все основные группы сопоставлений, систематизированные сейчас в логические пра­вила выявления причинно-следственных связей, сформировались на основе здравого смысла и использовались давно в практической врачебной деятельности (табл. 4.4).

Основным приемом индуктивного метода является построение диагностических гипо­тез - предположительных логических суждений.

Таблица 4.4

NN Содержание правил
1. - способ дифференцирования, - чем отличается место и (или) время с выраженным развитием эпидемий от тех мест (времени), где (когда) эпидемий не наблюдается;
2. - способ сходства - при каких сходных условиях обнаруживаются похожие эпидемии;
3. - способ сопутствующих изменений - какие сопутствующие изменения наблюдаются при развитии эпидемий
4. - способ согласования - как согласуются "выводные заключения при разных типах сопоставлений".

Эпидемиологическая гипотеза должна: а) соответствовать результатам опытов и фактическому материалу; б) быть хотя бы в принципе проверяемой, должна подвер­гаться проверке; в) обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т.е. не только объяснять те явления, которые возникли при рассмотрении, но связанные с ними явления и должны служить основой для вывода заключений о неизвестных ее явлениях; г) не быть логически противоречивой, - предположительные логические су­ждения, которые должны соответствовать результатам опытов и фактическому мате-

' Закон тождества - каждая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же определен­ное содержание, сколько бы раз она ни повторялась. Определенное и конкретное содержание должны иметь все используемые понятия: здоровье человека, заболеваемость, смертность, население и пр.

"* Закон противоречия - две противоположные мысли об одном и том же предмете не могут быть признаны ис­тинными в одном и том же отношении. Нельзя в одно и то же время утверждать, что заболеваемость имеет тен­денцию к росту и снижению.

Закон исключенного третьего - две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: одна из них истинная, а другая ложная, и третьей также истинной мысли быть не может. К примеру, нельзя одновременно считать истинными или ложными два таких утверждения в отношении одной и той же ситуации: в данном го­роде вода содержит канцерогены - одно мнение; в данном городе продукты содержат канцерогены - другое мнение. Эти два мнения нельзя подвести под закон исключенного третьего, так как они не являются противоре­чивыми. Другой пример: В городе N вода и пища содержат канцерогены - одно мнение; в городе N вода содер­жит канцерогены, поступление канцерогенов с пищей не имеет место - другое мнение. Третьего мнения в от­ношении содержания канцерогенов в пище быть не может, ибо они есть или их нет.

Закон достаточного обоснования - всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, ис­тинность которых уже доказана. Так на основании данных обследования водопровода, где проводится хлориро­вание цветной воды, мы можем утверждать, что в этом случае в питьевой воде могут присутствовать хлорорга- нические соединения. Наше умозаключение основывается на знании химизма процессов хлорирования воды и многочисленных экспериментальных и натурных исследованиях и выводится нами дедуктивно. Однако умо­заключение о качественном и количественном составе хлорорганических соединений воды данного водопрово­да будет доказательным, только когда оно индуктивное - от частных, единичных фактов.

 

риалу, т.e. быть хотя бы в принципе проверяемой; д) обладать достаточной общностью н предскапиелыюй силой; е) и не быть логически противоречивой.

Всякая гипотеза проходит три этапа: а) формирование; б) оценку; в) доказательст­во.

Эпидемиологическое исследование (эпидемиология) всегда может быть осуществлено только путем последовательного развертывания двух этапов - биостатистичсского и индук­тивного (см. табл. 4.5).

Статистический этап (часть) эпидемиологического исследования, в целом, должен подчиняться принятым в общей статистике правилам их проведения, т.е. общей статистиче­ской методологии1.

Статистическая методология совокупно предстает как система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях реально существующих явлений и процессов.

В этой связи задача первого (статистического, вероятностного) этапа любого эпи­демиологического исследования всегда будет состоять в получении количественных обоб­щающих характеристик, т.е. в установлении вероятностных (стохастических, случай­ных) закономерностей, реально отражающих той или иной эпидемиологический процесс'.

Главными задачами эпидемиологии, хотя и не единственными, являются: определе­ние причинности болезни, идентификация вредных факторов и разработка рациональной профилактики3.

Таблица 4.5

Завершение биологической статистической задачи (биостатистика) в эпидемиологии

nn Содержание задач
I. Анализ частот заболеваемости (смертности и др. исходов болезней):
а) по нозологическим классам и группам болезней;
б) по конкретным группам и нозологическим формам болезней по территории;
в) во времени;
г) среди различных социальных, возрастных, половых и иных групп населения и конкретных коллективов.
II. Анализом распределения внутренних медико-экологических факторов (генетиче­ских, биохимических и пр.):
а) по нозологическим классам и группам болезней;
б) по конкретным группам и нозологическим формам болезней по территории;
в) во времени;
г) среди различных социальных, возрастных, половых и иных групп населения и конкретных коллективов.
III. Анализом количественных характеристик внешних медико-экологических факторов (бедность, загрязненность и пр.).

' Р.А. Шмойлова и др. (1999) в качестве такой методологической основы статистики принимают теорию позна­ния.

[1] Можно вывести ряд признаков биостатистики как науки в эпидемиологии: 1. Изучаются (исследуется): - мас­совые медицинские явления на популяционном уровне, протекающие во времени, в пространстве и в структуре самой популяции; - количественная сторона качественных массовых эпидемиологических явлений и процессов; - многомерное^распределение мер вероятностей, т.е. количественные стороны эпидемиологических процессов и их отношений" всегда следует постигать; - основные взаимосвязи (отношения) эпидемиологических процессов, т.е. количественную сторону причинно-следственных отношений. 2. Здесь в полной мере действует закон больших чисел, выражающих диалектику случайного, необходимого, единичного, особенного и всеобщего! и количественные закономерности массового эпидемиологического процесса выражают каузальные отношения.

Для их решения, т.е. для объяснения природы болезней (и соответственно эпидемий) недостаточно одних опи­саний, - "Причинная связь между факторами явлений недоступна непосредственному чувству,- писал И.М.Сеченов, - Она открывается умом познающего человека".

 

Все многообразие приемов, способов и методов, характерных для стадии биостати­стического исследования, в эпидемиологии можно в конечном итоге сгруппировать и пред­ставить в виде нескольких основных методов:

I. Метод массовых наблюдений (мониторинг здоровья). II. Приемы статистиче­ской группировки и применение статистических таблиц. III. Приемы анализа с помо­щью обобщающих показателей. IV. Методы корреляционно-регрессионного анализа. V. Методы многомерного статистического анализа. VI. Приемы анализа структуры яв­ления. VII. Методы и приемы анализа многолетней динамики и сезонности.

Таблица 4.6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.