Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика цементного рынка




Южная зона.

Приуральская зона.

Зона Зауралья.

Ленинградская область.

К этой «зоне» относятся Ленинградская область и Мурманская область, и Республика Карелия. Здесь есть явный лидер — это «Пикалевский цементный завод», доля отгруженной продукции которого, в каждого из вышеперечисленных областей составляет 50%. Однако заводы группы Штерн продолжают теснить Пикалевский завод и на его «родной» территории. Доля отгруженного цемента с заводов группы Штерн здесь составила: 16% в Ленинградской области, 48% в Мурманской области и 19% в Республике Карелия.

 

Доля потребления «Зоны Зауралья», несмотря на свои огромные территориальные размеры, составляет всего 22,6% от общероссийской, что на 5% меньше, чем потребление цемента отдельно взятым московским регионом.

Но и здесь наблюдалась жестокая конкуренция в таких регионах, как: Ямало-Ненецкий автономный округ (между Сухоложским и Горнозаводским заводами) и Свердловская область (между Сухоложским и Невьянским заводами).

Доля потребления составила 6,3% от общероссийской. Основная конкуренция была отмечена на рынке Оренбургской области, который примерно равными долями поделили между собой Вольский и Новотроицкий цементные заводы и в Удмуртии между Горнозаводским и Мордовскими заводами. По прежнему на юге в Самарской и Саратовской областях уверенно лидирует Вольский цементный завод, в Республике Башкортостан - ОАО «Сода». На севере - Воркутинский цементный завод. Регионы же, распложенные в средней части Уральского хребта держит под своим контролем Горнозаводский цементный завод.

Себряковский цементный завод является самым мощным из заводов, расположенных в этой цементной зоне, и ему по праву принадлежит основная доля сбыта в Волгоградской области (90%), Республике Ингушетия (90%), Республике Дагестан (87%), Республике Калмыкия (60%), Чечне (65%). Основными его конкурентами являются Черкесский и Новороссийский цементные заводы, которые расположены южнее и охватывают южные регионы.

Черкесский завод:

Кабардино-Балкария (81%); Новороссийский завод:

Карачаево-Черкесия (100%); Краснодарский край (52%).

Северная Осетия (61%);

Ставропольский край (67%).

 

Цементная промышленность РФ за период экономических реформ прошла стадию длительного спада производства и находится в состоянии деловой активности.

Производство цемента в России осуществлялось во всех экономических районах за исключением Калининградской области, куда цемент поступал с предприятий Центрального, Центрально-Черноземного и Поволжского районов.

Цементная промышленность полностью обеспечивает потребность страны в цементе. Доля импорта цемента составляет 2% процента, а экспорта — около 10% по отношению к объемам производства. Основными потребителями цемента продолжают оставаться строительный комплекс и ремонтно-строительные организации (более 50%), предприятия сборного железобетона (около 25%) и асбестоцементной промышленности и асбестоцементной промышленности (около 5%).

 

Таблица 3.8

Производство и потребление цемента в 2003 г.

 

Экономические районы Производство цемента,тыс. т Потребление цемента, тыс. т
год                
Отечественный цемент 82626,5 32400,4 35273,9 16896,2 79542,2 30612,5 33559,1 16727,2
Северный 1783,1 403,7 473,7 227,7 3402,1 520,2 548,1 250,0
Северо-западный 4046,3 1722,0 1614,0 772,0 3687,6 1494,4 1698,2 850,0
Центральный 10746,9 6196,6 7168,0 3617,7 15068,6 8726,3 9496,6 4717,0
Волго-Вятский 2975,2 1630,3 2958,0 1086,1 3631,9 1126,2 1213,1 580,0
Центрально-Черноземный 8686,3 4855,6 5363,4 2471,6 4346,9 2110,7 2096,31 1100,0
Поволжский 10674,2 4425,2 4813,0 2421,2 9679,8 3416,4 3794,7 1800,0
Северо-Кавказский 8477,8 2963,1 3190,8 1600,2 7448,6 3660,8 4155,2 2200,0
Уральский 15928,2 5961,4 6029,0 2493,7 10658,2 4339,8 4371,7 2200,0
Западно-Сибирский 7277,7 1835,2 2236,0 1021,3 9664,5 2763,8 3537,1 1800,0
Восточно-Сибирский 7182,8 1542,1 1399,1 686,8 6090,4 1475,6 1474,5 700,0
Дальневосточный 4848,0 862,2 928,9 497,9 5176,7 837,7 999,0 450,0
Калининградская область - - - - 379,9 82,0 103,5 45,0
Импорт Экспорт – всего:         307,0 921,6 58,6 2025,3 71,9 2324,7 35,2 1240,0
В т. ч. в страны СНГ Дальнего зарубежья           - 921,6   468,8 1556,5   811,0 1536,7   400,0 840,0

 

Из 11 экономических районов, производящих цемент, в 4 районах - Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском и Уральском - его производство превышало потребление. В Центральном, Западно-Сибирском, Северо-Кавказском, Северо-3ападном, Северном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном потребление цемента превышало его выпуск. При этом следует отметить, что имеющиеся мощности по производству цемента на ряде предприятий всех упомянутых экономических районов используются лишь на 30-50% (таблицы 3.8, 3.9).

Таблица 3.9

Реализация цемента за 1998-2003 г.

 

Районы ввоза 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Средняя цена (руб.) 260-51 272-37 323-08 497-56 541-8
Российская Федерация 260-43 272-37 313-68 423-56 540-75 576-08
Северный 290-43 302-07 342-14 445-00 582-14 554-28
Северо-Западный 266-43 277-77 315-59 381-66 510-46 552-49
Центральный 214-64 232-63 267-18 396-72 594-42 550-72
Волго-Вятский 230-87 341-38 380-83 464-46 483-89 449-61
Центрально-Черноземный 236-04 236-23 254-45 377-30 461-55 534-77
Поволжский 275-26 277-91 356-38 482-00 554-70 577-77
Северо-Кавказский 260-08 296-55 339-23 475-18 553-27 525-98
Уральский 251-28 286-97 349-06 409-95 546-71 593-93
Западно-Сибирский 286-80 250-95 269-00 331-04 518-89 674-05
Восточно-Сибирский 310-45 353-75 349-11 447-96 702-14 674-87
Дальневосточный 477-20 467-87 474-78 681-03 912-42 1018-20
Калининградская область 262-20 248-57 301-51 391-05 522-78 __
Средняя цена продаж в страны СНГ, всего 288-53 285-84 388-85 475-28 812-57
Азербайджан 269-37 230-53 366-56 488-82 488-82
Армения 434-82 336-76 637-39 657-39
Беларусь 240-77 295-56 758-05 720-76 720-76
Грузия 643-33 337-91 883-76
Молдова 430-85 - - - - -
Казахстан 310-39 295-86 375-62 436-76 436-76 -
Туркменистан - - 1033-3 - - -
Таджикистан 873-13 586-92 1039-0 1370-0 1370-0 -
Узбекистан 989-70 - 612-94 1369-4 1369-4 -
Украина 424-24 441-35 365-12 501-42 591-42 -
Другие страны 257-87 279-65 - 583-36 583-36 -

 

Тенденция одновременного роста потребления и производства цемента в России сохранилась в 8-ми экономических районах, за исключением Северо-Западного, Центрально-Черноземного и Восточно-Сибирского районов. Основные страны-покупатели российского цемента и клинкера – Испания, Китай, Украина, Казахстан, Венгрия, Финляндия, страны Ближнего Востока, Алжир, Азербайджан, Польша, Турция, Эстония, КНДР, Монголия (таблица 3.8).

Основные страны поставщики цемента в Россию – Белоруссия, Литва, Казахстан, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Республика Корея, Словакия, Франция.

Производство и продажа цемента в настоящее время в России, в связи с прекращением крупного промышленного строительства, стали сезонными. Причем «пик» потребления и производства на абсолютном числе предприятий приходится на III квартал года. Наиболее низкий уровень продаж и производства приходится на I квартал года. Это ставит перед цементными предприятиями задачи изменения организации производства и труда, переоснащения основного и вспомогательного оборудования, изменения системы его ремонтов, создания резервных мощностей по упаковке цемента и другие (таблица 3.7).

Низкие отпускные цены на цемент компании ОАО «Штерн Цемент» и наибольший удельный вес продаж их цемента в Центральном экономическом районе обеспечили сравнительно низкий уровень отпускной цены по району в целом. Такое же значение в области цен по Центрально-Черноземному району у ЗАО «Белгородский цемент» и ОАО «Осколцемент», по Западно-Сибирскому экономическому району - у ОАО «Топкинский цемент» и ОАО «Искитимцемент», по Уральскому району - у ОАО «Сухоложскцемент».

Анализ показывает, что, несмотря на постоянно опережающий рост цен на топливно-энергетические ресурсы (131,5%), тарифов за перевозки (138,6%) и другие услуги транспортных, ремонтных и других организаций и, в связи с этим, увеличение эксплуатационных затрат и себестоимости цемента, индекс цен на цемент в среднем по цементной промышленности России был равен 1,28.

В целях расширения объема продаж своего цемента и с учетом конъюнктуры рынка, некоторые предприятия практикуют установление отпускных цен на уровне более низком, чем у их конкурентов, зачастую даже себе в убыток. Это отрицательно сказывается на их рентабельности и общих финансовых показателях работы.

Наряду с этим следует отметить значительные темпы роста цен приобретения цемента, которые в среднем по стране в 1,84 раза выше цен производителей.

В декабре 2001 г. средняя цена приобретения цемента потребителями в России была 995,46 руб. за тонну, а цена производителя - 542 руб. за тонну (без НДС). В июле месяце 2002 г. эти цены соответственно составили 990,50 и 631 руб. за тонну. Начиная с 1998 г., наша страна увеличила потребление цемента на 8,7% и восстанавливает свои позиции на мировом рынке. С июня 2003 г. повышены отпускные цены на цемент. В целом 1 т цемента подорожала на 45-50%.

Тенденции динамики развития цементной промышленности России предопределяются воздействиями множества факторов, которые упрощенно можно разделить на группы:

- характеристики цементных заводов и месторождений, расположенных на территории РФ;

- внутренние условия функционирования цементной промышленности в строительной отрасли

- внутренние ресурсы компании (фонд сырья, производственные мощности, финансовые и трудовые ресурсы).

Каждая из рассматриваемых групп факторов оказывает непосредственное влияние на процесс определения стратегии развития цементной промышленности в строительном комплексе.

Современное российское цементное производство можно охарактеризовать как ориентированное на внутренний и на внешний рынок. Российская цементная промышленность на протяжении всей своей истории придерживалась одной доминирующей стратегии – ростом производства. Данная концепция требовала постоянно возрастающего объема инвестиций для разработки новых программ, в том числе и маркетинговых. Отсутствие постоянного притока инвестиций в строительную отрасль, углубленное структурными преобразованиями российской экономики в 90 – е годы, предопределило резкое снижение объема производства цемента (таблица 3.8).

В поисках рынка сбыта своего цемента увеличили расстояния его перевозок многие предприятия - ОАО «Савинский ЦЗ», «Воскресенскцемент», «Михайловцемент», «Осколцемент», «Липецкцемент», «Себряковцемент», «Новоросцемент» и другие. Изменилась структура поставок и потребления цемента во всех экономических районах страны и прежде всего в Центральном, Центрально - Черноземном и Севере - Западном экономическом районах.

Наиболее крупными экспортерами в 2002 г. явились: «Новоросцемент», «Белгородский цемент», Сланцевый завод «Цесла», Пикалевское ПО «Глинозем», «Вольскцемент». Резко снизился экспорт цемента в Украину. Это связано с введением этой страной специальной пошлины на российский цемент в размере 41%. Импорт цемента в Россию составил 0,2% к общему объему производства и не оказывал существенного влияния на российский рынок. Импорт же цемента в нашу страну осуществлялся примерно по среднеевропейской цене - 72,5 дол США за тонну, что значительно дороже отечественных цементов.

Как отмечено ранее, ряд цементных предприятий реализует часть своего цемента в другие страны. Этот вид продаж становится в последние годы стабильным и увеличивается.

Объем производства цемента (в том числе и на ЗАО «Цементный завод») определяется следующими факторами: объем экспорта цемента (увеличился в 2001 г. от общего объема продаж); состояние производственных мощностей; уровень спроса на цемент на внутреннем рынке; возможность экспорта.

Несмотря на сложные экономические условия работа предприятий отрасли в последние 3 года стабилизировалась, и появились предпосылки для увеличения производства цемента. Рост цен на цемент на внутреннем рынке обеспечился значительным улучшением финансового положения финансовых компаний. Высокие результаты компаний обеспечили возможность значительного увеличения капиталовложений. Цементные организации планируют осуществить активную инвестиционную политику, направленную на поддержание и развитие цементных производственных мощностей и на модернизацию технологического оборудования. Значительный объем капиталовложений позволяет улучшить снабжение внутреннего рынка и повысить качество экспортируемой продукции. Значительное количество намеченных инвестиционных проектов связано с созданием и внедрением в производство нового технологического оборудования, позволяющего получить более качественную продукцию (таблица 3.10.).

Таблица 3.10

Инвестиции в строительную деятельность.

 

Инвестиционно-строительная деятельность сумма, млрд. руб.
2000 г.   2001 г.  
  Инвестиции в основной капитал - в процентах к предыдущему году Объем работ по договорам строительного подряда (в фактически действовавших ценах) - в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) Ввод жилых домов млн. м2 общей площади - в процентах к предыдущему году Индекс промышленного производства в промышленности стройматериалов к предыдущему году 1165,2 117,1 530,3   111,5   30,3 94,7 109,7   1375,1 118,0 737,5   109,9   31,7 104,6 105,5  

 

Суммарный объем видимого потребления цемента в 2001 г. составил 32,6 млн. т, увеличившись на 8,4% по сравнению с прошедшим годом. Расширение внутреннего рынка цемента полностью обеспечивалось за счет внутреннего производства, доля, контролируемая иностранцами ничтожно мала и в течении года не была подвержена заметным изменениям. Основным фактором развития увеличение объемов строительства как в промышленном и инфраструктурном, так и в химическом секторе.

Анализ спроса в разрезе применения различных видов и марок цемента по результатам 2000-2001 г.г. проводился путем изучения фактической структуры выпуска и реализации продукции двадцатью крупнейшими российскими производителями цемента. Учитывая, что суммарная доля этих предприятий в общероссийском выпуске цемента достигает 90% при отсутствии значительных экспортно-импортных операций, используемые данные позволяют адекватно и оценивать ситуацию, складывающуюся на российском рынке.

Основная доля в потреблении цемента в России приходится на портландцемент. По оценке, его удельный вес на рынке составляет не менее 92%, тогда как оптимальную часть занимает шлакопортландцемент и, в значительно меньших объемах, другие разновидности цемента.

В видовой структуре потребления портландцемента преобладают сорта, содержащие минеральные добавки. На их долю приходится почти половина портландцемента, используемого в России. Весьма значителен сегмент продукции, не содержащий минеральных компонентов. Его удельный вес превышает 38% суммарного объема потребления. Из специальных видов цементов наибольшим спросом пользуется сульфатостойкий цемент. Рынок других видов продукции пока еще остается крайне узким: так, например, цемент с пластифицирующей добавкой занимает лишь 0,1% общего объема применения, а быстродействующие сорта – около 0,5%.

Структура потребления по основным видам портландцементов в 2001 г. с минеральными добавками 47,0 %, без добавок 38,5%, прочие 8,3%, 6,2% - сульфатостойкий.

В марочном ассортименте потребления превалирует цемента марок 400 и 500. На их долю приходится соответственно 66,2% и 32,6% общего объема рынка. Следует отметить, что с этой точки зрения в структуре потребления цемента произошли качественные изменения, в бывшем СССР потребители в силу дефицита качественной продукции были вынуждены использовать цементы более низких марок. Так, в конце 80-х г.г. сегмент цемента марки 300 составил более 10%, тогда как в настоящее время он сузился до 0,4%. Явный прогресс достигнут и в потреблении цемента марки 500, удельный вес которой в общем объеме используемого цемента возрос за последние годы (таблица 3. 11).

Таблица 3.11

Структура потребления цемента по основным маркам в России и в бывшем СССР.

 

Годы М 300 М 400 М 500 М 550 М 600
2000-2001 гг. 0,4 66,2 32,6 0,4 0,4
Середина 80-х гг. 13,8 62,8 22,1 0,8 0,5

 

Основные потребители цемента - предприятия производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленного строительства. Таких потребителей цемента на территории России более 150 тысяч, в том числе около 130 тысяч подрядных организаций, более 16 тысяч предприятий промышленности строительных материалов. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента – население, использующего цемент для индивидуального, садового и гражданского строительства.

Эта группа уже в настоящее время уже занимает достаточно большой удельный вес в потреблении цемента и в ближайшем будущем останется одним из наиболее перспективных сегментов рынка.

Основными потребителями цемента являются предприятия по изготовлению железобетонных изделий и конструкций. Примерно одинаково оцениваются доли изготовителей асбестоцементных изделий и строительно-монтажных организаций.

Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России представлена на рис. 3. 1:

производство ЖБИ – 53%;

проведение СМР – 21%;

производство АЦИ – 20%.

 

Рис. 3.1 Структура рынка цемента по основным группам потребителей в России.

 

Продажа цемента населению предъявляет дополнительные требования к производителям по доставке, упаковке и качеству продукции (в настоящее время доля цемента, расфасованного в специальную тару, составляет не более 10% общего объема потребления), однако довольно большой объем потребления и ожидаемая достаточно высокая динамика развития, делают его одним из перспективных направлений сбыта.

Летний период, как всегда, характеризуется повышенной активностью на цементном рынке. Именно летом спрос на цемент достигает своего пика, и каждый цементный завод старается работать с максимальной мощностью, борясь за новые рынки сбыта, чтобы обеспечить себе безбедное существование в период спада потребления цемента в зимнее месяцы (рисунок 3.2.5.).

С 1995 г. производство цемента ЗАО «Белгородский цемент» увеличивается с каждым годом на 15%, в 2002 г. составило 2800 тыс. тонн цемента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.