Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница. - в группе студентов факультета государственного муниципального управления была выявлена обратная корреляционная связь между навязанной профессиональной




- в группе студентов факультета государственного муниципального управления была выявлена обратная корреляционная связь между навязанной профессиональной идентичностью и карьерной ориентацией на профессиональную компетентность (r= -0,49), т.е. чем менее учащиеся уверены в своем профессиональном выборе, тем более они ориентированы на то, чтобы быть мастером своего дела, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

Корреляционная матрица результатов по выборке студентов факультета государственного муниципального управления представлена в таблице (см. Приложение 2)

- в группе студентов факультета юриспруденции была выявлена сильная прямая корреляционная связь между самопониманием и достигнутой профессиональной идентичностью (r=0,45);

- в группе студентов-юристов была выявлена сильная прямая корреляционная связь между карьерной ориентацией на вызов и самопринятием (r=0,44), т.е. чем выше готовность доверять себе и высоко оценивать свои силы, тем важнее для человека процесс борьбы и победы.

- в группе студентов факультета юриспруденции была выявлена сильная обратная корреляционная связь между достигнутой профессиональной идентичностью и карьерной ориентацией на вызов (r= -0,46), т.е. чем выше уверенность в собственном профессиональном выборе, тем ниже важность процесса борьбы и победы для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация.

Корреляционная матрица результатов по выборке студентов факультета юриспруденции представлена в таблице (см. Приложение 2).

 

 

По результатам полученных данных был проведен сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни по методике А.А. Азбель «Методика для определения статуса профессиональной идентичности», тесту «Якоря карьеры» Э. Шейна в переводе и адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер и «Опроснику самоотношения» В.В. Столина и С.Р. Пантилеева.

Были выявлены следующие статистически значимые различия между показателями студентов факультета государственного муниципального управления и показателями студентов факультета юриспруденции.

Таблица 9

Таблица статистически значимых результатов по U-критерию Манна-Уитни

Ранги
  группа N Средний ранг Сумма рангов
Статус неопределенной профессиональной идентичности     24,55 491,00
    16,45 329,00
Total      
Статус моратория     17,03 340,50
    23,98 479,50
Total      
Статус достигнутой профессиональной идентичности     23,98 479,50
    17,03 340,50
Total      

 

 

Среди показателей методики А.А. Азбель «Методика для определения статуса профессиональной идентичности» были выявлены значимые различия, в частности по таким шкалам, как шкала статуса неопределенной профессиональной идентичности (Uэмп= 119), шкала статуса моратория (Uэмп= 131)) и шкала достигнутой профессиональной идентичности (Uэмп= 131) при уровне значимости p<0,05).

Рис 9. Средние ранги значений по методике А.А, Азбель "Методика для определения статуса профессиональной идентичности" у студентов факультета государственного муниципального управления и юридического факультета.

На основе данных, представленных в данной диаграмме, можно сделать следующие выводы.

Шкала статуса неопределенной профессиональной идентичности. Средний ранг студентов факультета государственного муниципального управления равен 24,55, тогда как у студентов факультета юриспруденции этот показатель равен 16,45, т.е. студенты факультета ГМУ не имеют прочных профессиональных целей и не пытаются их сформировать, тогда как студенты-юристы имеют более сформированные профессиональные планы.

Шкала статуса моратория. Средний ранг ранг студентов факультета государственного муниципального управления равен 17,03, тогда как у студентов факультета юриспруденции этот показатель равен 23,98, т.е. студенты факультета юриспруденции более активно ищут альтернативные профессиональные пути, примеряют на себя свои будущие профессиональные роли.

Шкала статуса достигнутой профессиональной идентичности. Средний ранг ранг студентов факультета государственного муниципального управления равен 17,03, тогда как у студентов факультета юриспруденции этот показатель равен 23,98, т.е. студенты факультета ГМУ совершили осознанный профессиональный выбор и уверены в его правильности, тогда как студенты-юристы еще не прошли через кризис выбора и не до конца сформировали систему знаний о себе.

Среди показателей методики Э. Шейна «Якоря карьеры» не было выявлено статистически значимых различий.

Среди показателей методики «Опросник самоотношения» В.В, Столина и С.Р. Пантилеева не было выявлено статистически значимых различий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Профессиональная идентичность – это категория профессионального самосознания, отражает единство профессионального менталитета и мастерства, порождается профессиональным опытом и общением, выступает как самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.

Профессиональная идентичность – это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое создает условия для наследования профессиональных характеристик (норм,ролей и статусов).

В данной дипломной работе были рассмотрены такие понятия, как профессиональная идентичность, карьерные ориентации и самоотношение.

Исследование проводилось на базе АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет» среди студентов 3 курса факультета государственного муниципального управления и юридического факультета.

Целью данного исследования было выявить различия в профессиональной идентичности, карьерных ориентациях и самоотношении студентов факультета различных гуманитарных направлений.

На основе проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Студенты факультета государственного муниципального управления в целом не имеют сформировавшихся профессиональных планов и не пытаются их обдумать; тогда как студенты юридического факультета уже выбрали свой профессиональный путь и размышляют о возможных вариантах своего профессионального развития.

2. Студенты факультета государственного муниципального управления ориентированы на поиск работы в такой организации, которая имеет хорошую репутацию и заботится о своих работниках, и готовы совершать любые переезды, если компания того потребует. Студенты факультета юриспруденции нацелены на служение высоким целям и идеалам, и не будут работать в компаниях, враждебным этим целям.

3. У студентов обоих факультетов выявлено высокое когнитивное и эмоциональное внутренне недифференцированное самоотношение, однако способность оценивать себя и у тех, и у других развита средне.

  1. Статусы профессиональной идентичности, карьерные ориентации и самоотношение взаимосвязаны, но эти взаимосвязи различаются у студентов различных факультетов.
  2. Значимо различается интерес к профессиональному будущему у студентов факультета государственого муниципального управления и у студентов факультета юриспруденции. Студенты первого направления не выстраивают варианты своего профессионального развития, однако при этом они уверены в правильности выбранного решения и сформировали профессиональные ценности. Что касается студентов факультета юриспруденции, то они находятся в активном поиске вариантов профессионального развития и проходят кризис выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза о различиях в профессиональной идентичности, карьерных ориентациях и самоотношении у студентов различных гуманитарных факультетов частично подтверждена.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. / Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. – М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие. / Бондаревская, Е.В. – М.; Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 463 с.

5. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 301 с. 2.

6. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. 3.

7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления крити- ческих ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 4.

8. Верейкина Л. В., Морогин В. Г. Общественная и субъективная система ценностей / Верейкина Л. В., Морогин В. Г.// Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 2. С. 67–68.

9. Галажинский, Э. В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст / Э. В Галажинский // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 5.

10. Гегель Г. Феноменология духа. / Гегель Г. – СПб.: Наука, 1999. – 448 с.

11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2002. 6, 101 с.

12. Головин С.Ю.. Словарь практического психолога. / Головин С.Ю. Минск.: Харвест, 1998 г. – 68 с.

13. Головина М.С. Идея ценности: ее развитие в отечественной педагогике XVIII-XIX вв. / Головина М.С. // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. №10. – 131-136 с.

14. Данилкова М.П. Диалектика ценностей / Данилкова М.П. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – №4-1(30). – 62-65 с.

15. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиз- дат, 1978. — 272 с.

16. Ермолаева Е.П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки / Ермолаева Е.П. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, 33–36 с.

17. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. / Журавлева Н. А. М.: Институт психологии РАН, 2006, 22, 57с.

18. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. / Журавлева Н. А. М.: Институт психологии РАН, 2006, 258–315с.

19. Крылова Н.Н. Педагогические средства в развитии самоотношения как компонента в целостной структуре саморегуляции студента / Крылова Н.Н. // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2014. – № 2 (10). C. 254–257.

20. Крылова Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий / Крылова Н.Н. // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1(5). С. 25-30

21. Лапин Н. И., Беляева Л. А. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Лапин Н. И., Беляева Л. А. М.: Эдиториал УРСС, 1996, 211 с.

22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Леонтьев А. Н. М.: Смысл, 2005. 352 с

23. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Никандров Н.Д. // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3–10.

24. Одокиенко К.В. Исследование ценностей и трудовых мотиваций студентов / Одокиенко К.В. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. №27. 105-107 с.

25. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: БАХРАМ-М, 2000. – 208–242 с.

26. Пантилеев, С.Р. Методики исследования самоотношения. / Пантилеев, С.Р. - М., 1993, 34 с.

27. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном самосознании. / Петренко В.Ф. - М.,1983.

28. Платынюк И.И. Диалектический подход к понятию «ценность». / Платынюк И.И. // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2014, №5, с. 82-87.

29. Родыгина У.С. Психологические особенности студентов с разным уровнем идентичности / Родыгина У.С. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. № 1, с. 95-97.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. СПб.: Питер, 2006. 424 с.

31. Руднева Е.Н. Условия формирования профессиональной идентичности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза / Руднева Е.Н. // Вестник Самарского государственного технического вуза. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. №3. С. 158-163

32. Рудыхина О.В. Соотношение индивидуально-типологических и индивидуально-стилевых особенностей с ценностными ориентациями студентов вуза / Рудыхина О.В. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 294-300

33. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецнисреба, 1989. – 206 с. 4.

34. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей / Скрипова Н.Е. // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44) – с. 159-161.

35. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. / Слободчиков В. И. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.

36. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Изд-во Мос. ун-та, 1983. – 288 с.

37. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Диссертация доктора наук. – М., 1985. – 56 с.

38. Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) / Тихомандрицкая О. А. // Мир психологии. 1999. Т. 3. – 80–90 с.

39. Трусова Н.В. Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности / Трусова Н.В. // Вестник ЮУрГУ, Серия: Психология. 2010. №27 – с.75-81

40. Франкл В. Психотерапия на практике: Учебное пособие / Франкл В. М.: Аспект Пресс, 2004. – 84 с.

41. Фугелова Т.А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и профессиональной мобильности личности специалиста / Фугелова Т.А. // Педагогический журнал Башкортостана, 2011. №2(33). – 25-31 с.

42. Ценность [ТекстЭлектронный ресурс] // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь по об- щественным наукам. Глоссарий.ру (дата обращения: 26.10.2009)

43. Ценность [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия: в 30 т. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – URL: http://slovari.yandex. ru/~ книги/БСЭ. – (дата обращения: 26.10.2009)

44. Ценность [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический сло- варь. – URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/. – (дата обращения: 27.10.2009)

45. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

46. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. / Шендрик А. И. М.: Мол. гвардия, 1990.

47. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции / Шнейдер, Л.Б. // Мир психологии. 2001. №1. – 64–78 с.

48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Эриксон Э. – М., 1996. – 21 с.

49. Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений / Эткинд А.М. // Вопросы психологии. – 1983. – № 2.

50. Ярышева А.А. Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности / Ярышева А.А. // Мир науки, культуры, образования. 2010. №1 – 249-250 с.

51. Вартанян Е.В. Правовая социализация и профессиональная идентичность студентов в процессе получения юридического образования / Е.В. Вартанян. // Молодые голоса в науке. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 15. – 48 с.

52. Барсукова О. В., Григорьева Е. В. Представленность профессиональной идентичности в самосознании студентов-психологов и студентов-музыкантов. / Барсукова О. В., Григорьева Е. В. // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – 78–89 с.

53. Семенков В.А. Студенческое научное общество как поле формирования профессиональной идентичности студента. / Семенков В.А. // Ученые записки. СпбГИПСР, 2007. – 13 с.

54. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. / Чикер В.А. – СПб.: Речь, 2006, 167 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 363 с.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

4. Бондаревская, Е.В. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. – М.; Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 463 с.

5. Братусь, Б. С. Аномалии лично- сти / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 301 с. 2.

6. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г. Л. Будинайте, Т. В. Кор- нилова // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. 3.

7. Василюк, Ф. Е. Психология пере- живания. Анализ преодоления крити- ческих ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 4.

8. Верейкина Л. В., Морогин В. Г. Общественная и субъективная система ценностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 2. С. 67–68.

9. Галажинский, Э. В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст / Э. В Галажинский // Ценностные осно- вания психологической науки и психо- логия ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. — М.: Ин-т пси- хологии РАН, 2008. 5.

10. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1999. – 448 с.

11. Головаха, Е. И. Жизненная пер- спектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных пси- хологов. — СПб.: Питер, 2002. 6.

12. Головин С.Ю.. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.

13. Головина М.С. Идея ценности: ее развитие в отечественной педагогике XVIII-XIX вв. // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. №10. – С.131-136.

14. Данилкова М.П. Диалектика ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – №4-1(30). – С.62-65.

15. Додонов, Б. И. Эмоция как цен- ность / Б. И. Додонов. — М.: Политиз- дат, 1978. — 272 с.

16. Ермолаева Е.П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 33–36

17. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 22, 57.

18. Журавлева Н. А. Указ. соч. С. 258–315.

19. Крылова Н.Н. Педагогические средства в развитии самоотношения как компонента в целостной структуре саморегуляции студента // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2014. – № 2 (10). C. 254–257.

20. Крылова Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: феноменология и плоскости пересечения понятий // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 1(5). С. 25-30

21. Лапин Н. И., Беляева Л. А. (отв. ред.) Динамика ценностей населения реформируемой Рос­сии М.: Эдиториал УРСС, 1996.

22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с

23. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3–10.

24. Одокиенко К.В. Исследование ценностей и трудовых мотиваций студентов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. №27. С. 105-107.

25. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара: БАХРАМ-М, 2000. – С. 208–242.

26. Пантилеев, С.Р. Методики исследования самоотношения. - М., 1993.

27. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном самосознании. - М.,1983.

28. Платынюк И.И. Диалектический подход к понятию «ценность» // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2014, №5, с. 82-87.

29. Родыгина У.С. Психологические особенности студентов с разным уровнем идентичности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. № 1, с. 95-97.

30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 424 с.

31. Руднева Е.Н. Условия формирования профессиональной идентичности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза // Вестник Самарского государственного технического вуза. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. №3. С. 158-163

32. Рудыхина О.В. Соотношение индивидуально-типологических и индивидуально-стилевых особенностей с ценностными ориентациями студентов вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. №151. С. 294-300

33. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецнисреба, 1989. – 206 с. 4.

34. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей // Мир науки,, культуры, образования. 2014. № 1 (44), с. 159-161.

35. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

36. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Изд-во Мос. ун-та, 1983. – 288 с.

37. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дисс…. д-ра психологических наук. - М.,1985.

38. Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии. 1999. Т. 3. С. 80–90.

39. Трусова Н.В. Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности // Вестник ЮУрГУ, Серия: Психология. 2010. №27, с.75-81

40. Франкл В. Психотерапия на практике. М.: Аспект Пресс, 2004. 84 с.

41. Фугелова Т.А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентичности и профессиональной мобильности личности специалиста // Педагогический журнал Башкортостана, 2011. №2(33). С 25-31.

42. Ценность [ТекстЭлектронный ресурс] // Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. – URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь по об- щественным наукам. Глоссарий.ру (дата обращения: 26.10.2009)

43. Ценность [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия: в 30 т. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. – URL: http://slovari.yandex. ru/~ книги/БСЭ. – (дата обращения: 26.10.2009)

44. Ценность [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический сло- варь. – URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/. – (дата обращения: 27.10.2009)

45. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.

46. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. М.: Мол. гвардия, 1990.

47. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. №1. С. 64–78.

48. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

49. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. – 1983. - № 2.

50. Ярышева А.А. Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2010. №1, с. 249-250.

51. Березин Г.Н. Указ. соч. С. 20.

52. Е.В. Вартанян. Правовая социализация и профессиональная идентичность студентов в процессе получения юридического образования // Молодые голоса в науке. Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 15. С. 48.

53. Барсукова О. В., Григорьева Е. В. Представленность профессиональной идентичности в самосознании студентов-психологов и студентов-музыкантов. // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация.

54. Семенков В.А. Студенческое научное общество как поле формирования профессиональной идентичности студента. // Ученые записки СпбГИПСР.

55. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006

 

 

 

Актуальность темы. Коренное население Сибири включает множество народов, народностей и этнических групп. Большинство из них имеют разные происхождение, исторические судьбы. Многообразие автохтонных этносов определяет различия национальных традиций, обычаев. Их материальная и духовная культура также отличается многообразием. К началу освоения данного региона русскими здесь были представлены практически все из известных науке хозяйственно-культурные типы.

К концу ХХ в. коренными этносами Сибири были утрачены многие элементы традиционной культуры. Существенную роль сыграли интенсивное промышленное освоение региона в годы Советской власти, рост урбанизации, нивелирующая национальная политика. Результатом явились исчезновение традиционных форм хозяйствования, сужение функций родного языка, нарушение экологического равновесия в местах компактного проживания аборигенов. Целый ряд коренных народов оказался на грани исчезновения.

Вместе с тем, процессы демократизации в российском обществе послужили основой для нового осмысления автохтонными жителями своих самобытных традиций. Аборигенные культуры рассматриваются теперь с позиций общечеловеческих ценностей. Сегодня проблема возрождения культуры коренного населения приобрела особую актуальность не только для его представителей, но и для федеральных, региональных органов власти.

Проблема обращения к истокам этнической культуры, как мощного фактора воспитания подрастающего поколения, назрела давно. Это связано как с модными в последнее время тенденциями обращаться к архаичным пластам народной художественной культуры, что провоцирует, например, взрыв интереса к исполнительскому искусству тувинского народа, так и с возрождением этнического самосознания основной части этносов, проживающих на территории России, включая и тувинский этнос. Все это актуализирует обращение жанрам народной художественной культуры как основе духовной культуры тувинцев.

Воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной художественной культуры: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.

Истоки народной художественной культуры необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастает необходимость обратиться к истокам тувинской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.