Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация эмпирического исследования




Целью настоящего исследования стало выявление связи между уровнем социального интеллекта человека и его коммуникационными способностями. Была выдвинута гипотеза, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше коммуникативная компетентность человека, а также, чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем выше уровень социального интеллекта.

Задачами эмпирической части исследования являлись:

1. Диагностика уровня социального интеллекта;

2. Диагностика коммуникативной компетентности;

3. Сравнительный анализ уровня развития социального интеллекта и коммуникативных способностей личности.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ОАО «ВЭСК» г. Воронеж, в нем приняли участие сотрудники организации в возрасте от 23 до 50 лет.

Общий объём выборки составил 25 человек.

В процессе исследования использовались следующие методики: тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливен [10] и 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла [8]. В соответствии с задачами исследования мы сопоставляли уровень развития социального интеллекта испытуемых с развитием их коммуникативной компетенции по результатам теста Кэттелла.

Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно.

Методика исследования социального интеллекта Гилфорда-Салливен вносит заметный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межличностному познанию. Российская адаптация теста Гилфорда-Салливен была проведена Е.С. Михайловой (Алешиной).

Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику феномена социального интеллекта (способности понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии).

Термин «социальный интеллект» (СИ) был введен в психологию Э. Торндайком [10] в 1920 году для обозначения дальновидности в межличностных отношениях. Г. Оллпорт [10] связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. По его мнению, СИ представляет собой особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление.

Автор методики Дж. Гилфорд [10] рассматривал СИ как систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации. Возможность измерения СИ вытекала из общей модели структуры интеллекта, разработанной им с сотрудниками. В отечественной психологии понятие СИ было введено Ю.Н. Емельяновым [6], под которым он понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события.

Согласно концепции Гилфорда, СИ включает в себя 6 факторов, связанных с познанием поведения:

1) познание элементов поведения — способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения;

2) познание классов поведения — способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении;

3) познание отношений поведения — способность понимать отношения;

4) Познание систем поведения — способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях;

5) познание преобразовнаия поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах;

6) познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

В результате проведенных исследований, Гилфорд разработал тестовую батарею, состоящую из следующих 4-х субтестов:

1-й субтест — Истории с завершениями;

2-й субтест — Группы экспрессий;

3-й субтест — Вербальная экспрессия;

4-й субтест — Истории с дополнением.

Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения.

Тест позволяет не только измерять общий уровень развития социального интеллекта, но и оценивать частные способности к пониманию поведения людей: способность предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимать внутренние мотивы поведения людей Субтесты диагностируют 4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей:

§ способность предвидения последствий поведения,

§ адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии,

§ понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,

§ понимание внутренних мотивов поведения людей.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут

Первый субтест позволяет измерить фактор познания результатов поведения, то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, хотя такие прогнозы могут оказаться ошибочными, если иметь дело с людьми, ведущими себя неординарным, нетипичным образом.

Диагностика способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе реальных жизненных ситуаций общения (семейного дружеского), предсказывать события. Понимание чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

Испытуемые, получившие высокие оценки по субтесту, умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание норморолевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.

Люди успешно выполнившие данный субтест отличаются способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии, они способны к расшифровке невербальных сообщений, а также отличаются дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Испытуемые с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации, потому что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Во втором субтесте испытуемый имеет дело с картинками, на которых изображены позы, жесты, мимика, то есть выразительные движения, отражающие состояние человека. Данный субтест выявляет умение правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту могут правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, и придают большое значение невербальному общению, обращая внимание на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.

Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, скорее всего, лежит в основе интуиции. Как правило, большая часть информации передается невербально.

Люди с высокими оценками по субтесту:

§ могут точно, полно, нестереотипно и пластично описать личность незнакомого человека по фотографии;

§ отличаются чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;

§ разнообразны в экспрессивном репертуарв в общении;

§ открыты и дружелюбны в общении;

§ эмоционально стабильны;

§ сенситивны к обратной связи в общении, восприимчивы к критике, совестливы;

§ обладают высокой самооценкой и степенью принятия себя;

§ обладают насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;

§ отличаются глубиной рефлексии; способны точно понимать, как собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой

§ успешной самопрезентации;

§ обладают эмпатией и невербальной чувствительностью.

У испытуемых с низкими оценками по субтесту можно отметить плохое владение языком телодвижений, взглядов и жестов. Они больше ориентируются на вербальное содержание сообщений и могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника, потому что мало учитывают сопровождающие их невербальные реакции

В каждом задании третьего субтеста слева написана фраза, которую один человек говорит другому, а справа перечислены три ситуации общения. Причем только в одной из них фраза, приведенная слева, приобретет другой смысл. В каждом задании необходимо выбрать ту ситуацию общения, в которой заданная слева фраза приобретет другое значение, будет связана с другим намерением, нежели в двух других ситуациях.

Субтест измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, выявление умения разбираться в речевой экспрессии.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту имеют высокую чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, помогающую им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди могут находить подходящий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют

большой выбор ролевого поведения, обладая ролевой пластичностью.

Люди, успешно выполнившие данный субтест, способны точно описать личность незнакомого человека по фотографии, а также обладают насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.

Испытуемые с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто говорят невпопад и ошибаются в интерпретации слов собеседника

В четвёртом субтесте используются персонажи комикса "Фердинанд", включенные в семейные, деловые и дружеские контакты. Каждая история состоит из четырех картинок, причем одна из них всегда пропущена.

Испытуемый должен понять логику развития, сюжет истории и среди четырех других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную. Субтест измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.

Трудность данного субтеста в анализе межличностного взаимодействия и ориентации в межличностном общении.

Испытуемые с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников.

Путем логических умозаключений такие люди могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Испытуемые, успешно выполнившие данный субтест, способны адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Они умеют ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе, могут точно, полно, дифференцированно и гибко описать незнакомого человека по фотографии, дифференцировать Я-концепции, обладают глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

Испытуемым с низкими оценками по субтесту трудно анализировать ситуации межличностного взаимодействия и они, как правило, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Данный субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Дискриминативная валидность методики исследования социального интеллекта (то есть независимость измерения социального интеллекта от измерения других способностей) обеспечивалась уже самой процедурой построения тестовой батареи: тесты, измеряющие факторы познания поведения и вошедшие в состав методики, были выделены в результате факторных исследований с использование более 40 тестов, диагностирующих различные семантические и символические способности.

Для определения конструктной валидности устанавливались связи методики исследования социального интеллекта с уже известными надежными тестами сходного содержания.

Прогностическая валидность методики определялась путем установления связи между успешностью выполнения теста и различными критериями повседневной жизни, показателями реального поведения. В целом эти исследования показывают, что методика измеряет способности, проявляющиеся в понимании других людей и, следовательно, имеет связь с умением жить в обществе, социальной адаптированностью.

Было установлено также, что методика исследования социального интеллекта обладает высокой прогностической валидностью относительно предсказания успешности интерпретации личности человека по его внешности, а также точности восприятия эмоционального состояния другого человека и своего собственного состояния в процессе делового общения [10].

16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела [8]. Это одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт", согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

В 1936 году Гордон Олпорт и Х. С. Одберт [8] выдвинули следующую гипотезу: Наиболее выдающиеся и социально значимые индивидуальные различия для жизни людей в данном обществе рано или поздно становятся закодированными в языке данного народа; чем более важным является такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено отдельным словом. Это утверждение получило известность как Лексическая Гипотеза и является зеркальной по отношению к известной гипотезе Сепира-Уорфа.

Олпорт и Одберт проработали два наиболее всеобъемлющих словаря английского языка, доступных в то время, и выписали оттуда 18000 слов, описывающих личность. Из этого гигантского списка они выделили 4500 описывающих личность прилагательных, которые рассматривали, как наблюдаемые и относительно постоянные личностные черты.

В 1946 году Рэймонд Кеттелл использовал возникшую компьютерную технологию для анализа списка Олпорта-Одберта. Он упорядочил этот список в 181 группу слов и просил испытуемых оценить людей, которых они знали, прилагательными из этого списка. Используя факторный анализ, Кеттелл выделил 12, а затем включил ещё 4 фактора, которые, как он предполагал, должны были выделиться. Результатом этого была гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов, как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п. Хотя последующие исследования и не повторили его результатов, и было показано, что Кеттелл использовал слишком много факторов, распространённый сейчас 16-факторный личностный опросник принимает во внимание полученные результаты и считается очень хорошим тестом.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Выбранный для исследования опросник состоит из 187 вопросов, на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н – социальная смелость; F – сдержанность - экспрессивность; N – социальная проницательность (социальная наивность).

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других [8].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.