КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты исследования. Для определения параметров коммуникативной компетентности испытуемых был использован 16-факторный опросник Р.Кэттелла
Для определения параметров коммуникативной компетентности испытуемых был использован 16-факторный опросник Р.Кэттелла, исследовались результаты по шкалам A, F, H, N, поскольку данные шкалы входят в коммуникативный блок. Кроме этого был определен средний арифметический балл по этим шкалам. Для определения уровня социального интеллекта был использован тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Исходные данные приведены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты исследования коммуникативной компетентности по 16-факторному опроснику Р. Кэттелла и социального интеллекта по тесту Дж.Гилфорда и М. Салливена
Для подтверждения наличия или отсутствия взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и коммуникативной компетентностью личности мы использовали метод корреляционного анализа по Пирсону. Коэффициент линейной корреляции отражает меру линейной зависимости между двумя переменными. Коэффициент корреляции будет положительным числом, когда при повышении X происходит повышение Y (прямопропорциональная связь), отрицательным при обратнопропорциональной связи. Общая формула: Где xi и yi - сравниваемые количественные признаки, n – число сравниваемых наблюдений, σx и σy – стандартные отклонения в сопоставляемых рядах. Полученный коэффициент корреляции проверяется на значимость с помощью таблицы критических значений. Для этого вычисляем количество степеней свободы df=N-2 и на пересечении с необходимым уровнем значимости находим критическое значение коэффициента. В результате проведенного анализа было установлено, что имеется значимая корреляция между среднеарифметическим значением по исследуемым шкалам Кэттелла и композитной оценкой теста социального интеллекта. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых, развиты не только коммуниативные навыки, но и умение применять эти навыки в своей повседневной социальной жизни, то есть высоко развит уровень социального интеллекта. Данные корреляционного анализа отображены в таблице 2. Таблица 2 - Матрица корреляций между композитной оценкой социального интеллекта и среднеарифметическим значением личностных факторов по опроснику Р. Кэттелла (по Пирсону)
В нашем случае df=23, уровень значимости выбираем 0,1. Получаем критический коэффициент r=0.505. В нашем случае r=0.59 Так как 0,59 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,59;p≤0,1). Также была выявлена значимая корреляция между показателями по шкале Н опросника Р. Кэттелла и результатами по третьему субтесту Дж. Гилфорда. Эта зависимость говорит о взаимосвязи способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, умения разбираться в речевой экспрессии и коммуникативной смелости, то есть спонтанности и живости в эмоциональных реакциях и поведении, готовности иметь дело с незнакомыми людьми в разных ситуациях. Таким образом люди хорошо чувствующие преобразование поведения не испытывают затруднений при общении, любят публичность, имеют тягу острым ощущениям. Данные анализа представлены в таблице 3. Таблица 3 - Матрица корреляций между показателями по шкале Н опросника Р. Кэттелла и результатами по третьему субтесту Дж. Гилфорда. (по Пирсону)
В нашем случае r=0.601 Так как 0,601 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,601;p≤0,1). Еще одна корреляционная зависимость была выявлена между показателями по шкале F (озабоченность - беспечность) и вторым субтестом методики Дж. Гилфорда, который выявляет умение правильно понимать и интерпретировать невербальное поведение. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые умеющие хорошо понимать и правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам, позволяют им быть жизнерадостными, беспечными и энергичными. И напротив, испытуемые, не обладающие способностью читать невербальные знаки, получили низкие показатели по шкале F, что характеризует их как серьезных, озабоченных, осторожных людей, тщательно планирующих свои поступки и медленно принимающих решения. Данные анализа представлены в таблице 4. Таблица 4 - Матрица корреляций между показателями по шкале F опросника Р. Кэттелла и результатами по второму субтесту Дж. Гилфорда. (по Пирсону)
В нашем случае r=0.51 Так как 0,51 > 0,505 делаем вывод о значимой корреляции (r=0,51;p≤0,1).
Выводы Анализ полученных данных в ходе исследования позволяет сделать следующие выводы: При обследовании 25 испытуемых было выявлено, что существует связь между коммуникативной компетентностью личности и уровнем социального интеллекта. Изучение взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше показатели по факторам, входящим в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность В ходе эксперимента проявилась также связь между отдельными факторами социального интеллекта и определенными свойствами личности: так умение правильно понимать невербальное поведение связано с беспечностью, жизнерадостностью и общительностью, а фактор познания поведения с социальной смелостью.
Заключение В настоящем исследовании была выявлена связь между коммуникативной компетентностью личности и уровнем развития социального интеллекта. Проблема социального интеллекта разрабатывалась в зарубежной науке (Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, М. Саливен, Р. Стернберг). В российской психологической науке проблема социального интеллекта привлекла внимание исследователей (Н. А. Аминов, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницина, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова) в последней четверти 20 века. При различиях концептуальных решений, предлагаемых специалистами по проблеме социального интеллекта, можно констатировать, что социальный интеллект рассматривается большинством из них как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта способность является чрезвычайно важной и необходимой современному человеку для эффективного межличностного взаимодействия. В исследовании решались задачи диагностики коммуникативной компетенции испытуемых и уровня развития их социального интеллекта; а также выявления связи между этими показателями. Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие выводы. 1. Существует связь между коммуникативной компетенцией испытуемых и уровнем развития их социального интеллекта 2. Следует предположить, что высокий уровень социального интеллекта связан с развитыми коммуникативными способностями личности. 3. Испытуемые обладающие низким уровнем социального интеллекта имеют трудности в общении и коммуникации. Таким образом, в результате проведенного исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что социальный интеллект, являясь когнитивной составляющей коммуникативной компетентности личности, выступает как средство и результат ее развития. Задачи работы были выполнены и цель достигнута.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |