КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ результатов эксперимента
Обобщающая беседа о животных Программное содержание: создать условия для обобщения знаний детей о животных к разным средам обитания, которое проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности (питания, движения, способах добывания пищи, защите от врагов, выращивания потомства и т. д.). Методические приемы: вопросы к детям, «расселение» животных на мольберте по средам обитания. Материалы к занятию: набор картинок животных и сред обитания. Цель: Выявить изменения в уровне сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к природе после проведения образовательной работы. После завершения работы на формирующем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика знаний у детей. Методика диагностики была та же, что и на констатирующем этапе эксперимента. Таблица №2- Результаты диагностики уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды на контрольном этапе эксперимента
Количественный анализ: подсчет результатов после проведенной нами работы показал, что высокий уровень знаний имеют 14 детей (47%) средний – 16 детей (53 %) и детей с низким уровнем знаний нет (см. диаграмму № 2). Качественный анализ: данные диагностики показали, что у детей значительно вырос уровень знаний о способах приспособления животных к природе. Особо можно отметить, что большинство детей отвечали без наводящих вопросов, а это означает, что знания стали более осознанными по сравнению с итогами опроса на первом этапе эксперимента. Дети разъясняли, как животные приспосабливаются жить в разное время года и как приспосабливаются суточным изменениям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы по формированию знаний о способах приспособления животных к окружающей среде.
Рисунок 2 – результаты диагностики на контрольном этапе эксперимент Таким образом, опытно-экспериментальную часть исследования мы начали с выявления уровня знаний детей старшего возраста о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Результаты показали, что высокий уровень знаний и средний уровень знаний имеют большинство детей, но и низкий уровень знаний имеют третья часть группы детей. Анкетирование воспитателей и анализ календарных планов в старшей группе показал, что работа по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды велась, но не систематически. Следующим этапом нашей исследования была разработка содержания и различных форм и методов работы по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Содержание включало знания о способах приспособления к условиям окружающей среды представителей животных основных классов. После проведения анализа результатов работы мы пришли к выводу о том, что у детей значительно повысился уровень знаний о животных. Большинство детей знают, что животные обладают определенными потребностями, они взаимосвязаны со средой обитания, поведение животного целиком соответствует особенностям его строения и состояния окружающей среды. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы увидели, что представления детей о способе приспособления животных к окружающей среде стали полнее, глубже и более осознанны. Исходя из этого, можно говорить о том, что содержание, формы и методы, которые мы использовали в ходе формирующего эксперимента, были эффективны. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью своего исследования мы ставили возможность формирования знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с задачами нами были изучены теоретические и методические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста, а также современные образовательные программы по проблеме формирования знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Анализ уровня сформированности знаний у старших дошкольников о способах приспособления животных к окружающей среде на констатирующем этапе эксперимента не соответствовал достаточному уровню знаний. Основной причиной, на наш взгляд, является не систематическая работа воспитателей в данном направлении. На втором этапе воспитательно-образовательной работы, мы разработали содержания и различных форм и методов работы по формированию у детей знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды. Содержание включало знания о способах приспособления к условиям окружающей среды представителей животных основных классов. После проведения опытно-экспериментальной работы, мы получили подтверждение выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование знаний способах приспособления животных к условиям окружающей среды у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно, при включении в содержание образовательной программы задач по данному направлению и при систематическом проведении различных форм и методов работы детьми. Проведенная работа показала, что планомерная, систематическая работа оказывает влияние не только на формирование прочных осознанных знаний, но и дает возможность воспитать экологические грамотную личность. Очевидна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме, позволяют ребенку в давнейшем осознать себя человеком, частью природы. Для того, чтобы как можно полнее использовать в педагогической практике возможность формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособления к окружающей среде мы можем рекомендовать следующее: - определить объём знаний в пределах этой темы; - сделать анализ образовательных программ, особенно программы Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфёновой Г.М., которая конкретизирует знания о живом организме; - включить объём этих знаний в содержание программы, по которой работает педагог, в раздел по экологическому образованию; - организовать развивающую среду; - периодически проводить диагностическую работу по выявлению знаний детей; - рекомендуем использовать методику диагностики экологических знаний авторов В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой, Г. М. Парфеновой; - использовать в работе над понятиями наиболее эффективные методы: наблюдения как натуральных объектов, так и рассматривание картин и иллюстраций; демонстрация детям моделей и моделирование самими детьми; словесные методы – беседы, рассказ воспитателя и чтение природоведческой литературы; и приёмы: сравнения, обследовательские действия, игровой приём, сюрпризный момент. Список литературы
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных/ Алексеев В.А.– Ярославль: Академия развития. 1997. – 240 с. 2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых/ Алексеев В.А.– Ярославль: Академия развития. 1998. – 256 с. 3. Анашкин Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Анашкин Е.Н.– Ярославль: Академия развития. 1998. – 240 с. 4. Алексеева Е. Экология и здоровье // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 15. 5. Андриенко Н.К. Игры в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1/34. – С.10-12. 6. Башкирова Е. Живая природа России // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1. – С. 16. 7. Быстрова Н. Поговорим о природе// Дошкольное воспитание. – 2000. - №7, с.8-12. 8. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников. - Волгоград, 2008. – 157с. 9. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / Веретенникова С.А. - М.: Просвещение, 1980. 10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! / Воронкевич О.А. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб: «Детство-пресс», 2002. 11. Гайсин Р.С. Сохраним природу Башкортостана. – Уфа, 2007. – 108с. 12. Гайдомал А., Тийтманен Т. Экологический идеал.//Дошкольное воспитание – 1990 - №1 – с. 71-75. 13. Герасимов В. Как идёт подготовка животных к зиме.// Дошкольное воспитание – 1992.- № 12.– с. 59-68. 14. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Грехова Л.И. – Минск: Илекса. - 2000. -286с. 15. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.П. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Детство-пресс, 2002. 16. Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» / Зебзеева В.// Дошкольное воспитание -2006 -№7 -с.75-78. 17. Зебзеева В. Теория и методика экологического образования детей// Зебзеева В. Издательство: Сфера.- 2009. -188с. 18. Зебзеева В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста /В.А. Зебзеева //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 68-77. 19. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. -№ 7. - с.58-63. 20. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7.-с. 31-34. 21. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя дет. сада. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1988. – 156 с. 22. Иванова А.И. Естественно–научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА.- 2004. – 224 с. 23. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА. – 2007.– 56 с. 24. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: ТЦ СФЕРА. – 2007. – 56 с. 25. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений / А.И.Иванова. – М.: СФЕРА, 2007. – 240 с. 26. Казаручик Г. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Казаручик // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 4. – С.54-57. 27. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. - М.. 2009. - 186 с. 28. Кондратьева Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей/ Кондратьева Н. Н. - СПб., - 2001. 29. Концепция модернизации российскогообразования на период до2010 года // Народное образование. – 2002. - № 4. – С. 254-268. 30. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Марковская М.М. – М.: Просвещение, 1989. - 114с. 31. Марченко Л.И. Зима. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. – Уфа. -2002. 224 с. 32. Марченко Л.И. Лето. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. – Уфа. -2002. 224 с. 33. Марченко Л.И. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию детей в процессе их общения с природой / Марченко Л.И. –М.: Дрофа. -1996. -200 с. 34. Мир природы и ребенок. (Диагностика педагогического процесса) учеб. пособие /под.ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб., Детство-пресс, 2000. -319 с. 35. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: монография / Отв. Редактор Л.В.Моисеева. – Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. Ун-т. - 2004. -179с. 36. Назарова Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру /Л.Д. Назарова //Управление ДОУ. - 2007. - №3. - С. 26-40. 37. Николаева С. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых//Дошкольное воспитание – 2000 -№6 – с. 19-30. 38. Николаева С. Уважаемый крот! Господин ёж! Сударыня белочка! Уроки о животных в дошкольном колледже//Дошкольное воспитание –1998. - №7 – с. 91-99. 39. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста / Николаева С.Н. // Методика экологического воспитания дошкольников.- М., 1999. -с.153-159. 40. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. учеб. пособие для студ. сред. пед учеб. заведений/ Николаева С.Н. - М.: «Академия», 2011.- 224 с. 41. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 188 с. 42. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей /Николаева С. Н. – М.: Академия, 2002.- 336 с. 43. Николаева С.Н. Юный Эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 117 с. 44. Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Издательство: Мозаика-Синтез. -2010. -144с. 45. Рабинович М.Р. Экологические сказки-сценки / М.Р. Рабинович // Журн. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 53. 46. Рабинович М.Р. Экологические сказки-сценки / М.Р. Рабинович // Журн. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. – № 4. – С. 53. 47. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М., 1990. – 592 с. 48. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – пресс. 1996. - 56 с. 49. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) [Текст] Н.А.Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003 50. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. «Тропинка в природу». Экологическое образование в детском саду: программа и конспекты занятий. –СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «Союз», 2001. – 208 с. 51. Тимофеева И. Черепахи… Какие они? //Дошкольное воспитание – 2000 - №7 –с. 46-51. Приложение А
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |