Планирование различных форм образовательной работы по формированию знаний о способах приспособления животных к природе детей старшего дошкольного возраста
Формирование знаний о способах приспособления животных к природе детей старшего дошкольного возраста
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о способах приспособления животных к природе в процессе специальной образовательной работы.
Нами был разработан цикл наблюдений, занятий, бесед, в ходе которых детей знакомили с такими понятиями как строение и поведение животных, приспособление по сезонам, приспособления к суточным изменениям.
В ходе своей работы мы постарались познакомить детей с представителями основных классов животных.
Животные
Программные задачи
Способы приспособления к природе
М Л Е К О П И Т А Ю Щ И Е
Белка
закрепить представления детей о жизни белки: питается орехами, грибами, желудями, потрошит шишки; живет в дупле или гнезде; среда обитания белки - лес-бор, ельник, верхние этажи леса; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.
-имеет острые когти и зубы, может легко лазать по деревьям;
- защитная окраска маскирует ее;
- запасает корм на зиму.
Медведь
систематизировать знания детей о диком животном – медведе; уточнить представления детей о его внешнем виде, повадках;совершенствовать знания о том, как медведь выращивает свое потомство, о приспособлении к сезонным изменениям в природе.
- имеет острые когти и зубы, для защиты от врагов;
- к зиме накапливает подкожный жир;
- от холодной зимы спасается в берлоге, где рождается потомство и выкармливается медведицей
Еж
уточнить и закрепить знания детей о еже: внешний покров, питание, размножение, приспособление к жизни в природе.
уточнить представления детей о птицах; продолжить знакомить детей с особенностями строения, питания, поведения перелетных птиц на примере грача; уточнить представления детей о причинах миграции птиц. Закрепить названия зимующих и перелетных птиц.
- окраска, большой клюв, строение ног;
- миграция на зимний период.
Сова
расширять знания детей о представителе класса птиц – сове, познакомить детей со способами приспособления совы к среде обитания.
- сильные, мощные ноги с когтями, бесшумный полет, темный окрас перьев;
- большой клюв, строение ног;
- некоторые виды делают запасы на зиму, линька;
- острые слух и зрение, особенно ночью.
Сравнение грача, вороны и совы
закреплять умения сравнивать трех представителей класса птиц. На примере сравнения отдельных внешних и поведенческих особенностей расширять представления о способе приспособления различных особей класса птиц.
- сравнение внешних признаков – строение ротового аппарата, конечностей, способа полета;
- сравнение потребляемой пищи;
- сравнение поведения и повадков в различные времена года, суток и т.д.
Наблюдения за птицами уголка природы: канарейки, волнистого попугайчика
уточнить представления детей о птицах; продолжить знакомить детей с особенностями строения, питания, поведения птиц, живущих в неволе на примере канарейки, волнистого попугайчика; уточнить представления детей о повадках, поведении птиц, способах приспособления к среде обитания.
- яркая покровительственная окраска, т.к. на родине декоративных птиц яркая растительность;
- приспособленность ротового аппарата к потребляемой пище (например, у волнистого попугайчика крючковатый, довольно сильный, толстый клюв для передвижения и поедания орехов и другой твердой пищи);
- строение ног позволяют легко цепляться и удерживаться на ветках деревьев.
З Е М Н О В О Д Н Ы Е
Лягушка
продолжать формировать знания о земноводных: внешний вид лягушек, способы питания, передвижения; живут на земле, размножаются в воде; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.
- имеет покровительственную окраску;
- разная длина передних и задних ног, что позволяет высоко и далеко прыгать;
- длинный, липкий язык для ловли насекомых;
- слизистая кожа, дышит кожей;
- зимуют на дне водоемов.
Тритон
продолжать формировать знания о земноводных: внешний вид лягушек, способы питания, передвижения; живут на земле, размножаются в воде; учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.
- имеет покровительственную окраску;
- ноги, по сравнению с ящерицей более короткие и слабые;
- голая, слизистая кожа для плавания в воде;
- зимуют в покинутых зверьками норках.
П Р Е С М Ы К А Ю Щ И Е С Я
Ящерица
продолжать формировать знания о классе пресмыкающихся, о внешнем виде, покрове, способах питания, среде обитания.
-очень быстрая, верткая, имеет достаточно длинный хвост;
- ноги сильные;
- при ловле за хвост, отбрасывает его;
- имеет покровительственную окраску.
Ужи, змеи
(экскурсия)
Продолжать расширять знания детей о классе пресмыкающихся: покров, окраска, строение тела, приспособление к окружающей среде.
- покровительственная окраска;
- сильные мышцы для передвижения и поглощения пищи;
- способность замирать.
Сухопутная и водоплавающая черепахи
закрепить знания о черепахе (внешний вид, связь окраски и строения тела с естественной средой обитания, средства защиты от врагов, способ передвижения, чем питается, как ведет себя в разные сезоны, как размножается); продолжать формировать представления о содержании степной черепахи в террариуме, о различных видах черепах и их местах обитания.
- покровительственная окраска;
- замирает при опасности;
- панцирь – укрытие, защищает мягкое тело от врагов;
- мощные лапы для передвижения по суше, тупые когти для разгребания песка;
- сильные челюсти - откусывать пищу.
Р Ы Б Ы
Аквариумные рыбки
- закрепить знания детей о внешнем виде рыб: продолговатое тело, покрыто чешуей, имеются брюшной, спинной и хвостовой плавники, жабры для дыхания; расширить знания о многообразии аквариумных рыб, особенностях их приспособления к среде обитания; отметить необходимость ухода и заботы со стороны человека.
- овальное тело и слизистый покров позволяют быстро и легко передвигаться в воде:
- рыбы-хищники имеют острые зубы;
- придонные рыбы имеют покровительственную окраску;
- мальки прячутся в зарослях растений от крупных рыб.
Рыбы природных водоемов: карась, карп, сом и т. д.
закрепить знания детей о внешнем виде рыб: продолговатое тело, покрыто чешуей, имеются брюшной, спинной и хвостовой плавники, жабры для дыхания; расширить знания о многообразии по месту обитания рыб: речные, озерные, морские, океанические и т. д., по потребляемой пище: хищники, травоядные, всеядные; особенностях их приспособления к среде обитания;
- овальное тело и слизистый покров позволяют быстро и легко передвигаться в воде:
- рыбы-хищники имеют острые зубы;
- придонные рыбы имеют покровительственную окраску;
- мальки прячутся в зарослях растений от крупных рыб;
- многие рыбы имеют такой орган как усы, позволяющие чувствовать приближающую «пищу»(например, сомы) и т.д.
Н А С Е К О М Ы Е
Кузнечик
совершенствовать знания детей об особенностях строения внешних органов, об их назначении (большие глаза, большие задние ноги приспособлены к прыжкам, «уши» - на передней паре конечностей, «нос» - усики и др.)
- покровительственная окраска;
- замирает при опасности;
- длинные, сильные задние ноги позволяют высоко и далеко прыгать;
- усики позволяют хорошо чувствовать окружающую среду.
Бабочки на примере бабочки-павлиноглазки
расширять знания детей о насекомых - бабочках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания.
- маскировочная окраска;
- отпугивающая окраска;
Жуки на примере «божьей коровки»
расширять знания детей о насекомых - жуках: их внешний вид, поведение, приспособление к среде обитания.
Программное содержание: закрепить представления детей о жизни белки: питается орехами, грибами, желудями, потрошит шишки; живет в дупле или гнезде. Имеет острые когти и зубы, может легко лазать по деревьям, защитная окраска маскирует ее. Среда обитания белки - лес-бор, ельник, верхние этажи леса.
Учить детей устанавливать зависимость внешнего строения животных с особенностями среды обитания.
Материалы к занятию: шишка, иллюстрация белки, игрушка Старичок-лесовичек.
Методические приемы. Приход Лесовичка, загадывание загадок, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций белочки, рассказ детей о внешнем строении белки (ее приспособленности к среде), дети собирают мозаику, подвижная игра «Бельчата и хищник».
Следующему занятию предшествовало рассматривание серии картин: «Медвежья берлога», «Медведи весной», «Медведи в осеннем лесу».
Цель рассматривания: знакомить детей с жизнью медведей в разные сезоны. Учить находить изменения в их жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление