КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в трудах педагогов и психологов
Введение Педагогические условия формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Педагогические условия формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель: доцент Атиева Г.З.
УФА 2012
Научный руководитель: доцент Атиева Г.З.
УФА 2012 Оглавление Введение ………………………………………………………………………. …3 Глава 1 Теоретические основы формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема экологического образования детей дошкольного возраста в трудах педагогов и психологов …………………………………………………..7 1.2 Анализ современных программ экологического образования по разделу «Формирование знаний о способах приспособления животных к окружающей среде»…………………….………………………………………………………..11 Глава 2 Методические основы формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста 2.1 Содержание знаний о способах приспособления животных к окружающей природе детей старшего дошкольного возраста …………..……………..……17 2.2 Методы формирования у детей представлений о способах приспособления животных к среде..………………………………………………………………..24 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособления животных к окружающей среде 3.1 Выявление уровня знаний о способах приспособления животных к условиям окружающей среды детей старшего дошкольного возраста ….……30 3.2 Формирование знаний о способах приспособления животных к природе детей старшего дошкольного возраста ……………...………………………….37 3.3 Анализ результатов эксперимента ……………………………….…………51 Заключение ………………………………………………………….……...……55 Список литературы ………………………………………………….………….57 Приложение ……………………………………………………………………...62
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В предметное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с животными и растениями неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых. Данной проблемой занимались такие педагоги – методисты как Золотова Е.И., Терентьева Е.Ф., Кондратьева Н.Н., Николаева С.Н. Как указывала С.Н. Николаева, в настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа вытесняется экологическим взглядом на мир природы. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей. Экологическое мировоззрение – это продукт образования, его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно – природной средой. Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия современного естествознания. Одной из идей современного естествознания является идея связи живого организма с окружающей средой. Данная проблема актуальна на сегодняшний момент, и поэтому темой нашего исследования является «Педагогические условия формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условияформирование знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирование знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее успешно при следующих педагогических условиях: - включении в содержание образовательной программы задач по данному направлению; - в систематическом проведении различных форм и методов работы детьми. В соответствии с целью исследований определены следующие задачи: 1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме формирования знаний о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать уровень сформированности знаний у старших дошкольников о способах приспособления животных к окружающей среде. 3. Разработать и апробировать методику проведения цикла занятий по теме исследования. 4. Разработать педагогические рекомендации по результатам исследования. Методы исследования: -анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение программ, обобщение; -педагогическая диагностика, беседы, эксперимент, опрос, анкетирование воспитателей, анализ календарных планов воспитателей; - количественный анализ результатов исследования, построение таблиц, диаграмм. Методологическую основу исследования составляют: - положение о единстве природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы; - теория обучения, теория личности; - основные идеи концепция современного естествознания; - концепция экологического воспитания дошкольников (автор С.Н.Николаева); - теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста (Николаева С.Н, Рыжова Н.А., Кондратьева Н.Н.).
Теоретическая значимость исследования: - дан анализ психолого-педагогической, методической литературы и анализ современных образовательных программ по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о способах приспособлений животных к окружающей среде. Практическая значимость исследования: - апробирована диагностика выявления знаний у детей старшего дошкольного возраста о живом организме авторов Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфёновой Г.М.; - разработан цикл занятий по формированию у детей знаний о приспособлении животных к среде и рекомендации для педагогов ДОУ по теме исследования. База исследований: ДОУ № 14 г.Уфы, дети старшей группы в количестве 30 человек. Структура выпускной работы: состоит из трех глав, заключения, списка литературы в количестве 51 источников, приложения.
Глава 1 Теоретические и методические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Экологическое образование – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Под экологическим образованием мы понимаем образование человека, гражданина, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующего поколения людей. В процессе экологического образования формируется мировоззрение человека, определяется его поведение. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно с течением нескольких лет жизни и учение человека. Начало же этого процесса падает на период домашнего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно – природной средой. Для определения теоретической основы экологического образования необходимо выяснить, что же стоит за понятием «Экология». Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет несколько существенно между собой различающихся позиций в определении «экология» [54]. Для определения основы экологического образования значимым является определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Экология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: - отдельного взятого организма со средой обитания (аутэкология); - популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); - сообщество живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология). Критериями отбора понятий и экологического фактического материала: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно – образная и наглядно – действенная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Дошкольники проявляют большой интерес к природе, но насколько доступны ли пониманию дошкольников законы и взаимосвязи природы. Возможность и успешность этого доказана исследованиями педагогов и психологов. Первые 8 лет жизни ребёнка – это период бурного и чрезвычайно интенсивного его развития, совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. За время дошкольного детства ребёнок овладевает телом, развивается сенсорная и двигательная координация, совершенствуется процесс восприятия, ребёнок овладевает ручью. Происходит скачёк развития интеллекта от наглядно – действенного к логическому с развитием самосознания. Ребёнок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно – природном мире, вычленять его целостность [47]. Возникает вопрос: доступно ли школьникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование? Практикой дошкольного воспитания выявлено – элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Педагогическими исследованиями установлено, что дошкольники понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания, зависимость жизни, рост от таких факторов, как влага, свет и т.д. Обобщающие исследования С.Н. Николаевой показывают «особенно большие возможности познания разнообразных зависимостей в природе имеются у детей 5-7 лет – накануне поступления в школу. Дети, с которыми систематически проводится работа, могут не только понять отдельные факторы влияния, но и освоить локальные системы знаний из области многообразия, роста и развития, а также приспособленности животных к среде обитания» [48, с.57]. Результатом педагогической работы явились разнообразные воспитательно-образовательные эффекты. В плане умственного развития дети обрели умение тщательно и «динамично» смотреть на объекты природы: за статистикой их состояния в данный момент усматривали, что предшествовало, какие события можно ожидать дальше. Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые 8 лет является формирование у детей первоначального понимания специфики живого организма, его самостоятельности и неповторимости. Благодаря психологическим исследованиям Н.Н. Поддьякова в области усвоения детьми природоведческих знаний, стало ясно: ребёнок в процессе деятельности способен выделять существенные связи явлений и отражать их в образной форме – в форме представлений, которые в соответствии с элементарными понятиями могут стать ядром иерархической системы знаний. Он подчёркивает, что для становления и развёртывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно большую роль играет восприятие детьми изменений и преобразований объектов. Знакомясь с разнообразием поведенческих реакций животных, детей привлекает их динамичность, быстрая смена образов [50]. Исследователем А.М. Федотовой установлена возможность познания старшими дошкольниками многообразия животного мира с экологической позиции, в основе которой лежит конвергентное сходство неродственных объектов, проживающих в одинаковой среде. В экспериментальном обучении дети легко выделяли летающих животных и обнаруживали сходство их признаков, также легко обнаруживали приспособительное сходство водоплавающих животных [50]. В таком способе объединения животных имеются два преимущества: во-первых, дети оперируют наглядными образами и делают выводы на основе наглядно – образного мышления, которое преобладает у дошкольников; во-вторых, осуществляется экологический подход к рассмотрению конкретных объектов и объединению их в группы на основе сходства ведущих признаков, взаимосвязи со средой обитания. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы. При этом его знания, как показали научные исследования Кондратьевой Н.Н., Логиновой В.И., Саморуковой П.Г., приобретают качество системности [30]. Тем самым, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и сознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |